Советский ледокол на «макушке» планеты
Атомный ледокол «Сибирь» во льдах Арктики. Фото: Роман Денисов /Фотохроника ТАСС

Атомный ледокол «Сибирь» во льдах Арктики. Фото: Роман Денисов /Фотохроника ТАСС

25 мая 1987 года атомный ледокол «Сибирь» достиг Северного полюса. Успешный проход судна в экстремальных природных условиях стал возможен благодаря самоотверженности экипажа и техническому достижению Страны Советов в строительстве ледокольного флота.

В самом конце 1977 г. в Советском Союзе вступил в строй атомный ледокол «Сибирь», детище Балтийского завода им. Серго Орджоникидзе. Технические характеристики нового корабля впечатляли: водоизмещение — 21.120 тонн, длина — 147,9 м, ширина — 29,9 м., автономноcть плавания — 7,5 месяцев, мощность — 75.000 лошадиных сил. «Сибирь» стал третьим в мире ледоколом-атомоходом после «Ленина» и «Арктики» и самым мощным в стране. Кроме того, на корабле был просто невероятный для своего времени уровень комфорта: спутниковая связь, обширная библиотека, тренажерный зал, сауна, бассейн.  Выпуск судна был приурочен к 60-летию Октябрьской революции, широко отмечавшейся на просторах Страны Советов. Судно было отлично приспособлено для плавания в арктических широтах в любое время года, что давало возможность обеспечивать круглогодичную проводку караванов судов по Северному морскому пути. Уже через год после торжественного спуска на воду, «Сибирь» успешно справилась с возложенной на нее задачей — благодаря отечественному ледоколу впервые была обеспечена круглогодичная навигация на трассе Мурманск-Дудинка. 

На десятый год плавания, накануне дня Победы советский ледокол «Сибирь» под командованием капитана 3.А. Вибаха вышел из Мурманска в направлении Северного полюса. Его путь к полярной «макушке» Земли лежал через Баренцево море между архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа. Научной экспедицией на атомоходе руководил уже известный советский полярник А.Н. Чилингаров.  В районе 87° северной широты ледокол снял с критически уменьшившейся в размерах льдины коллектив дрейфующей советской полярной станции «Северный полюс-27». Через пять дней, 25 мая 1987 г, преодолев тяжелую полосу торосов и четырехметрового льда, атомоход достиг Северного полюса Земли.

«Сибирь» стал вторым после ледокола «Арктика» надводным судном в истории мореплавания, которому спустя десятилетие удалось подойти к вершине планеты. Год прохода к полюсу был выбран отнюдь не случайно: приближался очередной круглый юбилей Октября. Успешное выполнение миссии ледоколом-атомоходом «Сибирь» стало зримым доказательством торжества советской науки и прекрасным подарком для граждан страны, чей экипаж и корабль продемонстрировали уникальные возможности человека и техники. Кроме того, благодаря проходу «Сибири» к Северному полюсу Советский Союз в ответ на все чаще раздававшиеся на Западе голоса о совместном освоении Арктики и даже Севморпути, дал четко и недвусмысленно понять, что считает исключительной своей сферой влияния определенный еще в далеком 1926 г. сектор северных полярных владений СССР.

Ледокол «Сибирь» стал первым в истории кораблем подобного типа, который с 1989 г. стал возить туристов на Северный полюс. Возникший благодаря почину «Сибири» арктический туризм за последнюю четверть века стал невероятно популярным: несколько тысяч любознательных жителей планеты смогли благодаря отечественным ледоколам-атомоходам своими глазами увидеть завораживающие красоты полярных широт.  

В новой России ледокол «Сибирь» ждала, увы, не столь славная судьба. В начале смутных 90-х прошлого века из-за неисправности парогенераторов он был законсервирован на стоянке в Мурманске, а в настоящее время, учитывая солидный возраст судна и многолетний простой, готовится к утилизации. Отрадно, что в наши дни в стране на государственном уровне вновь появился неподдельный интерес к Арктике. Ледокольный флот России возрождается и модернизируется. Следует особо подчеркнуть, что до сих пор ни одна страна в мире, кроме России, как правопреемницы СССР не имеет атомного ледокольного флота. Это обстоятельство делает существование отечественных ледоколов c ядерными энергетическими установками на борту особо уникальным явлением в освоении северных полярных широт планеты.

Кузница юных героев: Соловецкая школа юнг Далее в рубрике Кузница юных героев: Соловецкая школа юнгЛегендарное учебное заведение русского флота основано 25 мая 1942 года приказом наркома ВМФ Николая Кузнецова

Комментарии

25 мая 2016, 11:08
Очередное наглядное подтверждение того, что нынешняя Россия многим (если не всем своим могуществом) обязана именно советской власти, советскому народу и достижениям Советского Союза!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»