Под стук колес соединяя столицы...
«Красная стрела». Фото: trainsim.ru

«Красная стрела». Фото: trainsim.ru

9 июня 1931 года началось регулярное движение скоростного фирменного поезда «Красная стрела»

85 лет назад, 9 июня 1931 г. между Москвой и Ленинградом началось регулярное движение поезда с поэтичным названием «Красная стрела». Впрочем, свой знаменитый темно-красный цвет, состав, соединявший колыбель революции пролетарского государства с советской столицей, получил позже. Первоначально же вагоны первого в СССР фирменного поезда имели синюю расцветку, а название он получил за особую красоту внешнего вида и внутренней отделки. Немаловажным было и то обстоятельство, что это был скорый поезд, значительно экономивший время своих путешественников. Идея покрасить состав в красный цвет пришла после войны в голову одному из начальников «Красной стрелы» А.И. Иванову. В Наркомпути задумка была одобрена, и с 1946 г. раскраска вагонов цвета советского знамени стала отличительной, легко узнаваемой особенностью поезда-экспресса.

Первый раз «Красная стрела» преодолела расстояние из Ленинграда до столицы почти за 10 часов. Для своего времени это был очень хороший показатель. К тому же поезд отличался пунктуальностью, в то время как большинство других составов похвастаться таким качеством не могли. Кроме того, в первом советском экспрессе был просто-таки невероятный по тем временам уровень сервиса: возможность выбора и заказа питания с доставкой в купе, интеллектуальных игр на любой вкус (шахматы, шашки) и даже ... телефонной связью на остановках. Пассажиры могли позвонить не только во многие города Советского Союза, но и связаться с европейскими столицами!  А также отправить гораздо более популярную в те году радиограмму практически в любую точку мира.

Выбор маршрута следования «Красной стрелы», конечно же, был неслучаен. Москва и Ленинград были и остались двумя самыми большими, известными и знаковыми городами Отечества. А соединявшая их Октябрьская (до революции 1917 г. — Николаевская) железная дорога была первой российской железной дорогой.

В СССР «Красная стрела» стала поездом-символом государства, его поступательного развития. А также знаком особого комфорта и даже шика, ведь советские граждане впервые могли прокатиться в двухместных вагонах СВ. Для этого в самой первой «Красной стреле» пришлось переделывать обычные четырехместные купе: верхние полки из них были убраны, а в освободившееся пространство добавили красивые светильники-бра и зеркала. Довольно скоро «Красная стрела» стала ассоциироваться с советской партийной и государственной элитой, а также людьми творческих профессий, которым по долгу службы или для вдохновения необходимо было посетить одну из российских столиц. Впрочем, у поднакопивших денег отпускников, желавших посмотреть достопримечательности Москвы и/или Ленинграда, «Красная стрела», оптимально сочетавшая скорость, комфорт и стоимость, тоже пользовалась стабильным спросом. Единственный перерыв в движении поезда был связан с Великой Отечественной: уже с первых дней войны фирменный состав прекратил курсировать между двумя главными советскими городами. Однако не прошло и пары месяцев после полного снятия блокады города на Неве, как в марте 1944 г.  «Красная стрела» вновь отправилась из Ленинграда в Москву. В 1967 г. в Ленинграде родилась существующая поныне красивая традиция обычай встречать и провожать «Стрелу» под звуки «Гимна великому городу» Р. Глиэра.

Имя легенды железных дорог советской страны вышло за границы стальных рельс, превратившись в популярный символ. Так называлась и посвященная поезду песня популярной певицы Софии Ротару, и телевизионная передача, и художественный фильм, и современная отечественная кинокомпания, а также названные в честь первого советского фирменного состава кафе, бары, гостиницы и прочая, и прочая.

В столичной подземке вот уже почти десятилетие бежит по рельсам именной поезд, стилизованный внешне под «Красную стрелу». Запущен он был к 75-летнему юбилею первого советского фирменного состава. Благодаря обилию иллюстративной и текстовой информации, размещенной в вагонах этого необычного метрополитеновского состава, любознательные пассажиры могут познакомиться с увлекательной историей «Красной стрелы».

В наш век безумных скоростей «Сапсанов», «Ласточек» и «Стрижей», «Красная стрела», преодолевающая 650 км рельсового пути между российскими столицами за 8 часов, может показаться на первый взгляд этаким старомодным тихоходом. Между тем популярность советского ретро-поезда не ослабевает: его путешественниками охотно становятся как соотечественники, так и иностранные туристы.

Секрет, кажется, кроется в том, что «Красная стрела» — это не просто фирменный,  именной и скоростной поезд: этим сейчас никого не удивишь.  «Красная стрела» — это поезд с почти вековой историей, поезд, сам ставший живой историей-легендой. Советский поезд номер один. Вот из-за возможности прикоснуться к этой истории, став на время пути ее частью, и собираются на перроне Ленинградского вокзала Москвы и Московского вокзала Санкт-Петербурга каждый вечер все новые и новые пассажиры.  Как и много десятилетий назад, за пять минут до наступления нового дня «Красная стрела» отправляется в путь.

Кто главный экспонат? Далее в рубрике Кто главный экспонат?9 июня 1896 года в Нижнем Новгороде открылась крупнейшая в дореволюционной России выставка Читайте в рубрике «Русские победы» Т-34 – «танковый кошмар» Вермахта118 лет назад родился Михаил Кошкин, главный конструктор танка Т-34 Т-34 – «танковый кошмар» Вермахта

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»