Константин Аксаков — идеолог славянофильства
Константин Аксаков — идеолог славянофильства

Сегодня 200 лет со дня рождения мыслителя Константина Аксакова

Константин Сергеевич Аксаков, выдающийся русский мыслитель и публицист родился 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Отец Сергея Константиновича, Константин Тимофеевич, был известным писателем, брат – Иван Сергеевич – крупным философом, издателем и общественным деятелем, сестра Вера – общественным деятелем и мемуаристкой.

Детство Константина Сергеевича прошло в имении отца. В их большой семье царила патриархальная атмосфера, характерная для устоявшегося мира русской дворянской усадьбы. В 1826 году Аксаковы переехали в Москву. Как было заведено в дворянских семьях, начальное образование дети получали дома. Первым учителем был отец, именно он привил сыну восторженное  отношение  к  русским  началам и ко всему русскому. В 15 лет Константин поступил в Императорский Московский университет на отделение словесности, которое окончил в 1835 году со степенью кандидата.

В студенческие годы Аксаков сблизился с рядом незаурядных личностей, ставших позднее крупными фигурами в общественной жизни страны: он вошел в кружок Николая Станкевича, где познакомился с Иваном Клюшниковым, Осипом Бодянским и Виссарионом Белинским.

К этому же периоду относятся первые поэтические публикации. В предисловии к драме «Олег под Константинополем» Белинский назвал Аксакова «человеком с необыкновенным поэтическим дарованием».

По окончании университета Аксаков увлеченно изучает немецкую философию, занимается переводами, пишет стихи. В конце 30-х годов Аксаков знакомится с основателями славянофильства — Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, в результате чего он становится приверженцем этих идей.

В 1837 году Константин Сергеевич защитил магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка».

Аксаков создавал славянофильскую теорию общественно-политического устройства и систему эстетических взглядов, используя передовой опыт европейской философской мысли, так как был прекрасно знаком с ее достижениями. В своих разработках он опирался на положения философии Гегеля, аргументировано критиковал распространявшийся тогда атеистический материализм.

Основы своей политической теории Аксаков изложил в 1848 году в статье «Голос из Москвы», в которой откликнулся на революционные потрясения в Западной Европе. Аксаков оценивал эти события как предвестие грядущих социальных бурь, и надо сказать, что в оценке тех событий философ был схож с оценкой Николая I.

Константин Сергеевич возлагал надежду на построение человеческих отношений в духе «истинного христианства», сохранившегося в большей мере у славян. Он полагал, что именно русский народ, исторически защищенный от разрушительного воздействия рационалистической, потребительской модели западного общества сможет стать носителем и провозвестником гармоничных социальных отношений и духовных начал, которые сохранились в России в общинном строе и в православии.

Аксаков ввел в обиход понятие «богоизбранности» русского народа: осознанное и обоснованное представление о том, что русский человек уже по природе своей есть христианин, что перекликается с известными высказываниями Тертуллиана и Достоевского.

«Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства».

К русским мужикам Аксаков питал самые искренние чувства, с ними он хотел слиться не только духовно, но даже и наружно, для этой цели он отпустил бороду, носил рубаху с косым воротом, а на голове – мурмолку.

Аксаков считал, что русским противопоказано механическое перенимание европейских порядков, так как мы имеем собственное мировоззрение в основе которой — православие. «Евроинтерграционные» процессы, начатые Петром I, мыслителем критиковались. Петр «всю Россию хотел обратить в тесто, из которой мог бы вылепить немецкие фигуры».

Аксаков был идеологом самодержавия — он считал, что государственная власть имеет неземное происхождение, и потому должна сосредотачиваться в руках правителя, наделенного доверием народа, который как бы делегирует политический суверенитет монарху, оставляя за собой право на свободу в духовной области.

Идеи Аксакова многократно подвергались переоценке, критике, часто неосновательной и предвзятой. Нельзя не признать того, что в его взглядах есть элементы идеалистического энтузиазма, делающего чистое славянофильство как раз несколько оторванным от реальности, от «почвы». Но, в то же время, невозможно отрицать очевидную прозорливость славянофилов, глубину понимания ими основ народной жизни. И, конечно, одним из главных качеств, делающих наследие Константина Аксакова актуальной и непреходящей ценностью, является честное стремление к деятельности, ориентированной на благо своего русского народа. 

Кёнигсберг пал! Далее в рубрике Кёнигсберг пал!Всего за четыре дня войска Красной армии взяли одну из мощнейших в Европе крепостей Читайте в рубрике «Культура» В дурдоме свет не гасятТакая история В дурдоме свет не гасят

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»