Новости – Русские победы
Русские победы
Константин Аксаков — идеолог славянофильства
Сегодня 201 год со дня рождения мыслителя Константина Аксакова
10 апреля, 2017 11:15
4 мин
Константин Сергеевич Аксаков, выдающийся русский мыслитель и публицист родился 29 марта (10 апреля) 1817 года в селе Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Отец Сергея Константиновича, Константин Тимофеевич, был известным писателем, брат – Иван Сергеевич – крупным философом, издателем и общественным деятелем, сестра Вера – общественным деятелем и мемуаристкой.
Детство Константина Сергеевича прошло в имении отца. В их большой семье царила патриархальная атмосфера, характерная для устоявшегося мира русской дворянской усадьбы. В 1826 году Аксаковы переехали в Москву. Как было заведено в дворянских семьях, начальное образование дети получали дома. Первым учителем был отец, именно он привил сыну восторженное отношение к русским началам и ко всему русскому. В 15 лет Константин поступил в Императорский Московский университет на отделение словесности, которое окончил в 1835 году со степенью кандидата.
В студенческие годы Аксаков сблизился с рядом незаурядных личностей, ставших позднее крупными фигурами в общественной жизни страны: он вошел в кружок Николая Станкевича, где познакомился с Иваном Клюшниковым, Осипом Бодянским и Виссарионом Белинским.
К этому же периоду относятся первые поэтические публикации. В предисловии к драме «Олег под Константинополем» Белинский назвал Аксакова «человеком с необыкновенным поэтическим дарованием».
По окончании университета Аксаков увлеченно изучает немецкую философию, занимается переводами, пишет стихи. В конце 30-х годов Аксаков знакомится с основателями славянофильства — Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, в результате чего он становится приверженцем этих идей.
В 1837 году Константин Сергеевич защитил магистерскую диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка».
Аксаков создавал славянофильскую теорию общественно-политического устройства и систему эстетических взглядов, используя передовой опыт европейской философской мысли, так как был прекрасно знаком с ее достижениями. В своих разработках он опирался на положения философии Гегеля, аргументировано критиковал распространявшийся тогда атеистический материализм.
Основы своей политической теории Аксаков изложил в 1848 году в статье «Голос из Москвы», в которой откликнулся на революционные потрясения в Западной Европе. Аксаков оценивал эти события как предвестие грядущих социальных бурь, и надо сказать, что в оценке тех событий философ был схож с оценкой Николая I.
Константин Сергеевич возлагал надежду на построение человеческих отношений в духе «истинного христианства», сохранившегося в большей мере у славян. Он полагал, что именно русский народ, исторически защищенный от разрушительного воздействия рационалистической, потребительской модели западного общества сможет стать носителем и провозвестником гармоничных социальных отношений и духовных начал, которые сохранились в России в общинном строе и в православии.
Аксаков ввел в обиход понятие «богоизбранности» русского народа: осознанное и обоснованное представление о том, что русский человек уже по природе своей есть христианин, что перекликается с известными высказываниями Тертуллиана и Достоевского.
«Еще до христианства, готовый к его принятию, предчувствуя его великие истины, народ наш образовал в себе жизнь общины, освященную потом принятием христианства».
К русским мужикам Аксаков питал самые искренние чувства, с ними он хотел слиться не только духовно, но даже и наружно, для этой цели он отпустил бороду, носил рубаху с косым воротом, а на голове – мурмолку.
Аксаков считал, что русским противопоказано механическое перенимание европейских порядков, так как мы имеем собственное мировоззрение в основе которой — православие. «Евроинтерграционные» процессы, начатые Петром I, мыслителем критиковались. Петр «всю Россию хотел обратить в тесто, из которой мог бы вылепить немецкие фигуры».
Аксаков был идеологом самодержавия — он считал, что государственная власть имеет неземное происхождение, и потому должна сосредотачиваться в руках правителя, наделенного доверием народа, который как бы делегирует политический суверенитет монарху, оставляя за собой право на свободу в духовной области.
Идеи Аксакова многократно подвергались переоценке, критике, часто неосновательной и предвзятой. Нельзя не признать того, что в его взглядах есть элементы идеалистического энтузиазма, делающего чистое славянофильство как раз несколько оторванным от реальности, от «почвы». Но, в то же время, невозможно отрицать очевидную прозорливость славянофилов, глубину понимания ими основ народной жизни. И, конечно, одним из главных качеств, делающих наследие Константина Аксакова актуальной и непреходящей ценностью, является честное стремление к деятельности, ориентированной на благо своего русского народа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости