Император Павел I: «пасхальное» восшествие на престол
Павел I был большим любителем пышных церемоний. М.Ф. Квадаль «Коронация Павла I и Марии Федоровны» (фрагмент), 1799.

Павел I был большим любителем пышных церемоний. М.Ф. Квадаль «Коронация Павла I и Марии Федоровны» (фрагмент), 1799.

16 апреля 1797 года, в день Святой Пасхи состоялась коронация императора Павла I и императрицы Марии Федоровны

На престол русских самодержцев Павел I вступил в ноябре 1796 года после смерти своей матери Екатерины II. Датой венчания Павла на царство выбрали самый главный православный праздник – день Святой Пасхи.

Традиция венчания православных правителей восходит к Византийской империи, а со времени Василия III, Московское царство определенно осознавало себя преемником империи ромеев.

Венчание русских царей происходило в Успенском соборе Московского Кремля, куда для предстоящей церемонии прибывали царская фамилия, придворные и именитые гости. Испокон веков венчание на царство было значимым событием всей русской жизни, поэтому этот день считался национальным праздником.

Въезд Павла в древнюю столицу был совершен в Вербное воскресение, за неделю до коронации. Императора так же, как и когда-то Иисуса Христа, въезжавшего в Иерусалим на осле, встречали со словами «Благословен Грядущий во имя Господне».

В течение Страстной седмицы император репетировал «пасхальное» восшествие на престол, чем значительно утомил свиту.

Коронация состоялась в день Пасхи, главную литургию, которая обычно служится ночью, из-за императорских торжеств перенесли на утро.

На службе после чтения православного исповедания веры, возложения царских венцов, помазания миром и причащения святых тайн, коронованный Павел со ступеней трона зачитал документ, вошедший в русскую историю как фамильный акт о престолонаследии, он был составлен в 1788 году и подписан обоими супругами.

На основании этого документа наследником провозглашался великий князь Александр Павлович. Манифест водил в России новую систему престолонаследия: приоритет мужского первородства, который могла нарушить женщина-наследница только в случае отсутствия прямых наследников-мужчин. Он также определял условия регентства в случае, если наследник не достиг совершеннолетия.

Таким образом, принцип наследственности устанавливал «спокойствие Государства... основанное на твердом законе наследования, в котором каждый здравомыслящий уверен».

«Для сохранения в будущие времена», как говорилось в этом документе, Павел положил акт в серебряный ковчег, который хранился в алтаре Успенского собора. По окончании коронации царская чета направилась в Грановитую палату на царскую трапезу. Но прежде чем приступить к ней, Павел зачитал еще один документ — заранее приготовленный Манифест «О трехдневной работе помещичьих крестьян в пользу помещика и о непринуждении крестьян к работе в воскресные дни».

По христианской традиции седьмой день недели должен быть посвящено Богу, и Павел I считал своим долгом укрепить точное и неизменное исполнение этого постановления. Остальные шесть дней Павел рекомендовал разделить поровну между барщиной и крестьянской работой на своем поле. Так Павел понимал свой долг по отношению к своим малоимущим и, в большинстве своем, притесняемым подданным, что было хорошо известно императору.

Следует отметить, что в Византии, воскресенье было нерабочим и выходным днем, начиная с 321 года, и введено оно было императором Константином Великим. Но если первый христианский император называл себя «епископом от внешних», то Павел пошел дальше и объявил себя главой Церкви. А между тем, Главой Церкви, и небесной, и земной является Господь Иисус Христос.

Крен, который сделала гражданская власть в лице Петра I в сторону цезарепапизма, нарушал принцип симфонии, по которому старалась жить Византия и допетровская Россия.

Но уже первое издание Свода законов Российской Империи (1832 году) давало разъяснения по поводу этого закона: эти слова следует понимать лишь в том смысле, что император в России «есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».

В сегодняшние времена принцип, по которому государство выстраивает отношения с Церковью, хоть и был принят в богоборческие годы, предохраняет Церковь от вмешательства в ее жизнь светской власти.

Террористам – смертная казнь! Далее в рубрике Террористам – смертная казнь!15 апреля 1881 года была казнена группа террористов, совершивших убийство императора Александра II. Против казни выступала лишь кучка либералов, «ослабевших умом и сердцем» Читайте в рубрике «История» Крым – автономная единица Москвы18 октября 1921 года был принят декрет об образовании Автономной Крымской Советской Социалистической Республики как части РСФСР Крым – автономная единица Москвы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»