Новости – Русские победы
Русские победы
Художник Солнца
Аристарх Лентулов. Автопортрет, 1913
16 января 1882 года родился живописец Аристарх Лентулов, один из родоначальников «Русского авангарда»
16 января, 2018 15:00
2 мин
Известный художественный критик начала XX века Александр Бенуа, анализируя в 1912 году творчество молодых художников, пророчески заявил: «Нынешние страшилы со временем станут классиками».
Эти слова относятся и к творчеству художников, составлявших костяк общества «Бубновый валет», одним из организаторов которого был Аристарх Васильевич Лентулов. Он родился 4 января 1882 года в Пензенской губернии в семье священника. Как происходивший из духовного сословия, первоначальное образование он получил в духовных школах. Однако юноша решил стать художником, он учился в Пензенском художественном училище, Киевском художественном училище у Николая Пимоненко, в петербургской студии Дмитрия Кардовского, помощника Ильи Репина.
Лентулова часто называют «художником Солнца». Позже он вспоминал: «Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету».
Лентулов, несмотря на свою увлеченность «новым искусством», всегда оставался настоящим, необыкновенно талантливым художником. Даже в ущербных формах авангарда ему удавалось создавать яркие, целостные в своей сущности произведения.
В 1908 году Лентулов увлекся кубизмом и даже «поехал за ним в Париж», где можно было увидеть произведения Пикассо и Брака. Картины Лентулова становились все более экспрессивными, он познакомился с Ильей Машковым, Робертом Фальком, Александром Куприным, Василием Рождественским, позже – Петром Кончаловским, которые стали основой «Бубнового валета».
На картинах Лентулова предметы реального мира представлены в виде движущихся абстрактных форм. Здания московского Кремля (картины «Василий Блаженный», «Звон») танцуют и парят в облаках, и воспринимаются не как часть архитектурного пейзажа, а как переливающаяся мозаика калейдоскопа.
Крупнейший исследователь Русского авангарда профессор Джон Боулт считает, что по масштабу Лентулов для русской живописи то же, что Матисс для мировой.
В 1916 году Лентулов покинул «Бубновый валет», годом позже случилась русская катастрофа. Но художник не покинул страну, он остался в России и продолжил писать. Самобытный талант живописца оказался востребован новой властью. Он оформлял площади, зрительный зал Большого театра, создавал театральные декорации, был профессором Московского художественного института. Художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил Лентулов, позже писал о нем: «Он работал, как жил, и жил, как работал... Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».
Скончался Аристарх Лентулов в апреле 1943 года в Москве.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости