Новости – Русские победы
Русские победы
839 год: первое упоминание о русских
Виктор Васнецов «Богатыри», 1898
Первое, точно датированное упоминание о росах, содержится в Бертинских анналах, средневековой хронике франков
15 июня, 2018 10:10
4 мин
Уникальное географическое положение древней Руси, расположившейся на речных путях, соединяющих Балтийское море по Волхову и Днепру с Чёрным, и по Волге с Каспийском морем, определяло её связи с соседями. На востоке Русь граничила с Хазарией и Волжской Булгарией, на севере со Скандинавией, на юге с Болгарией и Византийской империей. С этими странами Русь находилась в тесных отношениях, особенно с Византией и ее столицей Константинополем, являвшегося в средние века самым крупным и развитым городом Европы.
Первое документально зафиксированное посольство росов в Новый или Второй Рим, так называли этот город, относится к 839 году, и о нём свидетельствует западноевропейский памятник Бертинские анналы, автором которого был аббат Пруденций.
О племени росов имеются и более древние свидетельства, например, книга пророка Иезекииля, написанная в VI веке до Р.Х. Один из её фрагментов о нашествии Гога и Магога упоминает о роше, в синодальный перевод Библии это слово вошло как князь Рос, что позволило ряду экзегетов говорить о самом раннем упоминании русского народа. Конечно, такой подход не является научным, и сегодня его можно рассматривать всего лишь как красивую легенду.
Итак, Бертинские анналы сообщают, что в 839 году вместе с делегацией византийского императора Феофила к королю франков и императору Запада Людовику I Благочестивому в Ингельгейм (ныне город в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц) прибыли представители русского правителя. Король принял росов в 15-й день июньских календ.
«С ними [послами византийского императора] он [Феофил] прислал ещё неких [людей], утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы».
Из сообщения Пруденция следует, что сначала русские послы прибыли в столицу ромеев, вероятно, сухим путём, и уже вместе с ними отправились ко двору короля франков.
«Очень тщательно исследовав причину их прихода, император узнал, что они из народа свеонов» (eos gentis egge Sueonum). Поскольку северные рубежи империи Каролингов подвергались нападению датчан, то Людовик, заподозрив в росах-шведах разведчиков из враждебной скандинавской коалиции, запретил им свободное перемещение по своей империи и решил придержать в Ингельгейме до выяснения истинной цели их миссии.
Это короткое сообщение франкской хроники содержит довольно много информации о росах и их государстве, и соответственно имеет большое количество интерпретаций. Во-первых, выражение «eos gentis egge Sueonum» подтверждает базовое положение норманнистов об участии скандинавов в становлении русской государственности. При этом следует помнить, что из этнического состава посольства не следует делать более широкие выводы об этногенезе Руси.
Во-вторых, выражение «король их, именуемый хаканом», в совокупности со свидетельствами других западноевропейских, а также арабских источников, позволяет говорить о том, что правитель росов носил такой же титул, как и правитель Хазарии, которому вятичи, поляне, северяне и радимичи платили дань.
Как предполагает Антон Горский, «первым “каганом Руси” был родственник хазарского кагана, бежавший из Хазарии в результате происходившей там в начале IX века междоусобицы». Историк считает, что первое государственное образование русских было сформировано по типу Хазарского каганата. После появления на среднем Дунае норманнов, власть в этом русском государственном образовании каким-то образом перешла к ним.
Бертинские анналы, упоминающие о росах, являются одиноком известием, до IX века никакой другой письменной информации о каких-то зачатках русской государственности нет. Если какая-то форма государственности в первой половине IX века на Руси и была, то она не имела связи с Древнерусским государством X века. Что касается выражения «eos gentis egge Sueonum», то это говорит о том, что первые русские князья были скандинавского происхождения. Это вполне естественно. Другое дело, что в формирующемся русском государстве скандинавское является лишь одним из многих других элементов. Само государство формируется на местной почве. Т.е. можно сказать, что в Бертинских анналах находится прямое свидетельство о связи этого этнонима со шведами, хотя существует множество других интерпретаций этого фрагмента.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости