Франц Рубо – основоположник русской школы панорамной живописи
Ф. Рубо «Казаки у горной реки», 1892

Ф. Рубо «Казаки у горной реки», 1892

Рубо известен как автор батальных панорам «Оборона Севастополя», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго»

Масштабные войны XIX века, в которых принимала участие Россия, не могли не отразиться на искусстве, новый импульс к развитию получает существовавший и прежде, батальный жанр.

Среди выдающихся русских художников, писавших «батальные» картины, творчество Франца Алексеевича Рубо находится на особом месте. Рубо в числе тех художников, которые способствовали становлению реалистической школы панорамной живописи России, Рубо по праву называют основоположником отечественной панорамной живописи.

Рубо родился 17 июня 1856 года в Одессе, при этом он не был поданным российского самодержца, но себя всегда считал русским художником:

«Я родился и жил более 22-х лет в России, где получил свое образование… я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником…»

Художественное образование он получил в Одесской рисовальной школе и в Баварской Академии художеств – здесь его учителем был польский художник дали Юзеф Брант, у него будущий панорамист перенял профессиональные навыки в рисунке, композиции и технике живописи.

Франц, будучи студентом, много путешествовал по Малороссии, Кавказу и Средней Азии. При нем всегда был карандаш, в Академию Рубо возвращался с целой кипой этнографических и природных зарисовок и этюдов, составивших обширный материал для будущих полотен.

Уже первые самостоятельные работы начинающего художника посвящены военной тематике – «Отряд арабов» (1881) и «Атака запорожцев» (1881) – батальная сцена станет основной в творчестве художника.

Кроме батальных у него есть полотна жанровой тематики – сцены из жизни народов Кавказа и Средней Азии. Художника привлекала экзотическая природа этих мест, интересны ему были и люди, проживающие на этих территориях.

Рубо досконально изучал этнографические источники, с кавказскими, например, как отмечают исследователи, он «сроднился». В 1880 годы он оттачивает мастерство по соединению батальных и жанровых сцен с пейзажами. А доскональное знание пейзажа, по словам Франца Алексеевича, «подскажет необходимое для баталии».

По заказу тифлисского музея «Храм Славы» он создал серию картин из истории кавказских войн. Она охватывает период с Персидского похода Петра (картина «Вступление императора Петра I Великого в Тарки 13 июня 1722 года», 1893) до одиннадцатой русско-турецкой войны.

Работа над кавказской серией становится вехой в творчестве на пути к созданию батальных панорамных полотен. В них индивидуальные манеры и талант художника раскроются в полной мере.

Первая из панорамных картин «Штурм аула Ахульго» (1890) получила высокие оценки критиков и зрителей. За эту работу Рубо получил звание профессора Баварской Академии художеств. Художник Михаил Нестеров отметил, что в этой картине «мастерство и ловкость идут рука об руку с талантом».

Ф. Рубо «Оборона Севастополя» (1904). Фрагмент «Солдаты Черниговского полка спешат на помощь защитникам Малахова кургана»

Панорамное полотно «Оборона Севастополя» (1901-1904) стало следующим шагом в творческом развитии художника. Консультантами картины выступили генерал-майор Алексей Поливанов, герой Севастопольской обороны инженер-генерал Петр Рерберг, военный историк генерал Андрей Зайончковский.

Панорама, открытая к юбилею обороны Севастополя в мае 1905 года, привлекала всеобщее внимание и стала видным событием в мировой батальной живописи.

К написанию третьего батального полотна «Бородинская битва» (1912) художник приступил после детального изучения исторических и мемуарных материалов. Картина стала вершиной творчества баталиста.

В 1912 году прославленный художник уехал в Германию, начавшаяся Мировая война, а затем и революция, не позволили вернуться ему на Родину. Но и за границей он оставался проводником русской культуры.

По его инициативе на Международной выставке в Мюнхене был создан русский отдел. Формирование этого отдела и всю деятельность, связанную с ним, художник осуществлял за свой счет. Рубо был не притворным, но истинным патриотом России.

Скончался Франс Алексеевич в 1928 году в Мюнхене.

Александр II: военные поселения упразднить Далее в рубрике Александр II: военные поселения упразднить17 июня 1857 года указом Александра II упразднена система военных поселений Читайте в рубрике «Культура» Карп отмороженныйИстория русской бабушки-самурайки довела до слез гостей и участников 39-го ММКФ. Карп отмороженный

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»