Флагман отечественного автопрома
Строительство автозавода ГАЗ, 1931 год. Фото: zavodfoto.ru

Строительство автозавода ГАЗ, 1931 год. Фото: zavodfoto.ru

2 мая 1930 года состоялась закладка Нижегородского (Горьковского) автомобильного завода (ГАЗ), одного из ведущих гигантов отечественной автопромышленности

До революции 1917 года российская промышленность не успела наладить массовый выпуск автомобилей. Производство составляло в лучшем случае несколько сотен машин в год, тогда как требовались даже не тысячи, а десятки тысяч.

В разгар Первой мировой войны с привлечением английских, французских и итальянских специалистов в империи начали строить шесть крупных автомобильных заводов. Но до начала революции и Гражданской войны частично построить и запустить успели лишь два из них.

Поэтому к концу 1920-х в стране работало лишь два крупных автозавода — в Москве и Ярославле. Для развития экономики и промышленности срочно требовалось нарастить выпуск автомашин, как грузовых, так и легковых. Своя инженерная школа в стране только создавалась, и советское правительство решило использовать самый передовой на тот момент технический опыт, обратившись к американскому автогиганту Ford Motor Company.

К тому времени компания Форда произвела уже более 15 млн автомашин и по праву считалась ведущим автогигантом мира. Не случайно основателя и собственника компании Генри Форда именовали «автомобильным королем». Договор между советским правительством и  Ford Motor Company был подписан 31 мая 1929 года. Американская компания обязывалась оказывать техническую помощь при организации и налаживании массового производства легковых и грузовых автомобилей в нашей стране.

Договор был продуманным и выгодным для Советского Союза. Например, Ford Motor Company обязывалась принимать на обучение на своих заводах большое количество советских специалистов, предоставлять всю документацию и на протяжении еще пяти лет после пуска в СССР автозавода-гиганта оказывать ему техническую поддержку. По сути, наша страна получала возможность изучить и перенять весь самый передовой опыт автомобилестроения тех лет. Но и Форд не остался без прибыли: за свою помощь «автомобильный король» получил огромную по тем временам сумму — 30 млн долларов (эквивалент примерно 800 млн современных долларов США).

Для строительства будущего ГАЗа был избран Нижний Новгород, крупный промышленный центр еще с дореволюционных времен. Завод требовалось создать в самые короткие сроки — стране для развития экономики срочно требовались десятки тысяч грузовиков.

Выбранное для строительства место на окраине Нижнего Новгорода тогда официально именовалось «Площадкой Автостроя». И 2 мая 1930 года здесь в торжественной обстановке был дан старт строительству будущего автогиганта.

Главным представителем государственной власти Нижнем в то время был секретарь Нижегородского крайкома коммунистической партии Андрей Жданов, один из ближайших соратников Сталина, в скором будущем второе лицо в правящей иерархии СССР. В присутствии будущих строителей автозавода, рабочих делегаций с фабрик и заводов Нижнего Новгорода и Москвы Жданов торжественно заложил первый камень в фундамент ГАЗа.

Одновременно в фундамент кузнечного корпуса автозавода был забетонирован документ следующего содержания: «Во исполнение решений Правительства СССР в присутствии рабочих — строителей завода, рабочих делегаций Канавина, Сормова, Москвы, Дзержинска, Балахны и представителей партийных, профессиональных и общественных организаций Нижегородского края — заложен первый камень будущего автогиганта, о чем и составлен настоящий Акт».

С этого дня началось ускоренное строительство. Необходимо было возвести огромный комплекс: производственные корпуса цехов, теплоэлектроцентраль, водозабор на Оке, создать сложную систему подземных коммуникаций, построить рядом с заводом большой жилой массив на тысячи квартир — «социалистический город». Именно в «соцгороде» автозавода началось строительство тридцати первых в Нижнем Новгороде благоустроенных каменных многоэтажных домов для рабочих.

Как писали газеты того времени, «ни один город страны не может сравниться сейчас с Нижним Новгородом по количеству строящихся объектов и по размаху строительства».

При этом работы велись в сложных условиях, наша страна в то время все еще оставалась технически отсталой и бедной. Первым строителям приходилось жить в палатках и землянках.

Крестьянскую молодежь, пришедшую из деревень, приходилось учить азам строительства и одновременно готовить из строителей будущих работников автозавода. Не хватало квалифицированных каменщиков, плотников, бетонщиков, штукатуров и других специалистов. На строительстве имелось всего 10 экскаваторов, и свыше 80% работ выполнялось вручную.

Однако, несмотря на все трудности, завод был построен в рекордно короткий срок — всего за 18 месяцев. И уже в начале 1932 года с его конвейера сошел первый советский грузовик ГАЗ-АА, отличавшийся значительным техническим усовершенствованием по сравнению со своим американским прототипом.

Вскоре Нижний Новгород был переименован в Горький, в честь писателя Максима Горького. И крупнейшее в СССР автопроизводство получило имя, ныне известное всем в нашей стране, — ГАЗ, Горьковский автомобильный завод.

Заложенный 2 мая 1930 года, автогигант за следующие 80 с лишним лет своей истории освоил в производстве шесть поколений грузовых и легковых автомобилей, колесных бронетранспортеров и гусеничных машин. За эти десятилетия ГАЗ разработало свыше 40 базовых моделей грузовых и легковых авто, а также военных и специальных автомобилей и автобусов, сотни их модификаций и опытных конструкций, выпустив в общей сложности более 18 млн машин.

Подчинение Бухарского ханства Далее в рубрике Подчинение Бухарского ханства2 мая 1868 года отряд под командованием генерал-адъютанта Константина Петровича Кауфмана получил приказ выступить на Самарканд. Этот поход завершился подчинением Бухарского ханства России

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»