Феофан Прокопович – церковный сподвижник Петра I
Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII века

Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII века

В лице архиепископа царь нашел верного помощника по переформатированию церковно-государственных отношений

В допетровское время Церкви и государству удалось в какой-то мере приблизиться к тому идеалу отношений, который в Византии назывался симфонией. Все правители средневековой Руси, за исключением Ивана Грозного, с уважением относились к духовенству, и советовались с епископами и священниками не только по личным вопросам, но и по вопросам государственной важности.

Наибольшее сближение гражданской и церковной власти произошло при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче, его отец, вынужденно постриженный в монахи, впоследствии занял кафедру патриарха Московского и всея Руси. Филарет носил титул «Великий Государь» и являлся фактическим руководителем страны.

Позже лишь один патриарх Никон имел титул «Великий Государь» и принимал активное участие в государственных делах, но его несогласие с церковной политикой Алексея Михайловича привело к размолвке, последствия которой проявились уже при сыне и преемнике царя – Петре I.

Баланс между светской и церковной властью сместившийся в сторону усиления царской власти при Алексее Михайловиче, с особенной силой проявился при Петре. Великий реформатор подверг коренной перемене не только сферы гражданской, но и церковной жизни, вторгшись не в свою юрисдикцию. Идею о смене системы церковного управления он задумал еще при жизни патриарха Адриана и обдумывал ее длительное время. Для реализации этой программы ему были нужны деятельные помощники, такие же европоориентированные люди, как он сам.

Петр не стал искать их в Москве, замкнувшейся в своем благочестии, но обратил свой взор на восточную окраину России, именно из Украины вышли самые главные сторонники петровских реформ – Феофан (Прокопович) и Гавриил (Бужинский).

Прокопович, был образованнейшим человеком своего времени, ради получения образования он не погнушался поменять конфессиональную принадлежность, был православным – перешел в униатство.

Униатам, в отличие от православных, были открыты двери в католические университеты Европы. Прокопович слушал лекции в университетах Лейпцига, Халла, Йена и Рима. На его эрудицию обратил внимание папа Климент XI, но даровитый студент не прельстился латинскими перспективами, и решил вернуться в Киев.

За годы обучения симпатий к католичеству не прибавилось, латинофилом он не стал, видимо, переход в униатство он совершил с одной целью – получить образование. В Киеве Прокопович легким движением скинул маску униата, он получил назначение на должность ректора Киево-Могилянской академии и всецело отдался преподавательской деятельности.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 году, православное население Украины было избавлено от социальной и конфессиональной дискриминации, проводившейся в его отношении польской шляхтой и католическим духовенством. Поэтому попытка Карла XII вернуть Украину в зависимость Польши, встретила сопротивление местного населения, а победа над Карлом в Полтавской битве вызвала многочисленное панегирики украинцев. На одну из таких речей, произнесенных Феофаном, обратил внимание сам Петр.

Проповедник блестяще сопоставил дату сражения с днем памяти Самсона и провел соответствующую параллель: библейский Самсон, раздирающий льва, и Петр, разбивший шведов, на гербе которых имеется изображение льва. Не забыта была и простреленная вражеской пулей треуголка Петра. Император был впечатлен умом и мастерством ритора. Вскоре последовал вызов в Петербург.

Феофан обладал даром безошибочно угадывать направление мысли Петра, он умело подбирал к реформам царя богословское обоснование и через свои проповеди обеспечивал их информационную поддержку.

Даже бытовые нововведения находили отклик архиепископа. В сочинении «О мученичестве» он обличает «фанатиков», недовольных введением европейской одежды и бритьем бород, которые упорным неподчинением царю навлекают на себя его гнев.

Такими мерами подготавливалась почва для упразднения на Руси патриаршества. Вскоре была создана Духовная коллегия, подчиненная царю, – Святейший Правительствующий Синод.

Впоследствии эта система неоднократно критиковалась, были заявления от очень резких: «…святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе» (священномученик Иларион) до более мягких: «Духовную Коллегии, которую у протестанта перенял Петр, но которую Провидение Божие и церковный дух обратили в Святейший Синод» (святитель Филарет).

Феофан был главным руководителем новосозданного органа, без сомнения он не являлся приспособленцем, желающим удержаться у власти. У него было собственное видение церковно-государственных отношений и во многом оно совпадало с петровским.

Как и самодержец, который испытывал симпатии к протестантским управленческим моделям, Феофан был неравнодушен к идеям протестантизма. И им вместе удалось переформатировать модель «Церковь-государство», на три столетия Церковь стала одним из винтиков в государственной машине.

Творческая деятельность архиепископа Феофана закончилась со смертью Петра I. На погребении императора он произнес речь, которая считается его лучшей речью. Сразу после похорон вокруг Феофана закрутился водоворот интриг и козней. В нем «он умел находить себе счастье, не справляясь с совестью».

Выбор у него не большим: или быть смещенным, или, работая на опережение, убирать всех, кто может представлять для него опасность. Он выбрал второе. В результате его позиции стали непоколебимыми при всех последующих сменах власти. И только я фраза на смертном ложе: «О, главо, главо, разуму упившись, куда ся преклонишь?..» свидетельствует о том, как неспокойно умирал крупнейший реформатор и сподвижник Петра I. 

Приладожская Карелия вернулась в Россию Далее в рубрике Приладожская Карелия вернулась в Россию19 сентября 1710 года русский корпус генерала Брюса принудил к капитуляции крепость Кексгольм, оказавшуюся во власти шведов в Смутное время Читайте в рубрике «История» Дарья Салтыкова – самая известная садисткаДело за расследованием преступлением кровавой барыни находилось на личном контроле Екатерины II Дарья Салтыкова – самая известная садистка

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»