Епифаний Славинецкий – пионер просветительского дела в Московской Руси
Алексей Кившенко «Церковный собор. 1654 год. Начало раскола», 1880

Алексей Кившенко «Церковный собор. 1654 год. Начало раскола», 1880

Ученый монах из Киева внес существенный вклад в дело просвещения и образования Русского государства в середине XVII века

Смутное время значительным образом приостановило распространение образования и просвещения в Русском государстве. Иностранцы, посещавшую Москву в первой половине XVII века, удивлялись невысокому уровню образования. В стране не было ни одного образовательного учебного заведения.

Для решения этого важнейшего вопроса царь Алексей Михайлович обратился в Киевскую митрополию Константинопольского Патриархата с просьбой прислать образованных людей. Сильвестр, митрополит Киевский откликнулся на царский призыв и прислал двух ученых иеромонахов Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого.

На столь малые силы, царское правительство хотело возложить серьезные задачи. Как отмечает историк Антон Карташёв, «Москва осознала, что мало читать, переписывать, печатать готовые книги, а что надо научиться и самим их писать, что надо организовать орудие книжности – школу».

Прибывшие разместились при Андреевском монастыре, что у Воробьевых гор. В этой обители боярин Федор Ртищев, первый меценат Московской Руси, создал все необходимые условия для учебных трудов и ученых занятий.

О. Епифаний Славинецкий, постриженик Киево-Печерского монастыря, как сообщает его ученик Евфимий, был «родом белорусец». Образование он получил в Киевской братской школе и, возможно, в одном из учебных заведений Европы.

В Москве Славинецкий вместе с Сатановским занялись переводческими трудами: составлением «Лексикона латинского», Лексикона славяно-латинского, Лексикона греко-славено-латинского и «Филологического лексикона», который включал экзегетические фрагменты трудов святых отцов. Вместе с Сатановским он перевел с латинского знаменитый «Большой атлас» голландского картографа Яна Блау и его же «Введение в космографию», труд, излагающий систему мира Коперника. В Европе Католическая церковь отвергала гелиоцентрическую модель Солнечной системы Коперника, а Москва переводила и издавала его книги.

Кроме того с латыни о. Епифаний перевел труд основоположника научной анатомии Андреаса Везалия «Анатомия», трактат Эразма Роттердамского «Гражданство обычаев детских». С греческого – творения святителей Григория Богослова, Василия Великого, Афанасия Великого и Догматику преподобного Иоанна Дамаскина.

Никон, став патриархом, приблизил Епифания к себе, и он стал одним из главных деятелей книжной справы, проводимой в рамках богослужебной реформы. Как сообщает запись, обнаруженная в Архиве Коллегии Иностранных дел, реформа в Русской Церкви началась «по тогожде мудрейшего иеромонаха Епифания рассмотрению и возвещению».

Епифаний стал главным научным редактором всех переводчиков московского Печатного двора, принимавших участие в исправлении богослужебных книг. Служебник, Часослов, Постная Триодь, Ирмологий, Псалтирь восследованная, Триодь Цветаная, Минея общая, Минея праздничная, Октоих, Псалтирь – эти исправленные богослужебные книги, а также отредактированная Острожская Библия, были подготовлены к изданию при прямом участии о. Епифания.

С именем Епифания Славинецкого связано возобновление в храмах Московской митрополии традиции произносить проповеди. До нас дошло свыше пятидесяти проповедей ученого монаха.

Во время суда над патриархом Никоном, Епифаний поддерживал опального предстоятеля.

В московский период, продлившийся четверть века, Епифаний успел подготовить несколько учеников, среди которых монахи Чудова монастыря Евфимий и Моисей, игумен Сергий и священник Никифор.

Скончался ученый монах и подвижник 19 (29) ноября 1675 года, он был погребен в Чудовом монастыре. Еще при жизни Епифаний пользовался большим авторитетом и уважением, современники именовали его «мужем мудрым, искуснейшим, многоученым, в философии и богословии изящным дидаскалом».

Профессор Знаменский называет Епифания Славинецкого и его соработников безукоризненными православными, честными и скромными тружениками, «деятельность которых признавалась полезной и со стороны правительства, и со стороны иерархии».

Карташёв считает, что «при будущих русских канонизациях он, конечно, найдет себе место в числе подвижников науки».

Александр Опекушин – скульптор и монархист Далее в рубрике Александр Опекушин – скульптор и монархистСреди наиболее известных работ скульптора – памятники Пушкину, Лермонтову, Екатерине II, Александру II и Александру III Читайте в рубрике «Наша вера» Александр Невский – ключевая фигура русской историиВеликий князь Александр Ярославич сумел сохранить Русь в переломную эпоху Александр Невский – ключевая фигура русской истории

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»