Долететь до Северного полюса? Долетим!
Долететь до Северного полюса? Долетим!

22 марта 1937 года из Москвы к макушке планеты отправилась первая в мире высокоширотная авиационная экспедиция

История освоения Арктики в ХХ веке — это прежде всего история попыток добраться до Северного полюса, последовательно приспосабливая к этому все новые и новые технические средства. И прежде всего — самолеты: ведь полет занимает в десятки, если не в сотни раз меньше времени, чем путешествие на корабле или на собачьих упряжках. К тому же авиация гораздо меньше зависит от рельефа по маршруту путешествия — хотя, особенно если говорить об авиации 1930-х, гораздо более чувствительна к погоде и времени суток.

В этой воздушной гонке к Северному полюсу отечественные летчики и полярники всегда занимали особое место. Именно пилоты советской авиации первыми сумели добраться до полярной макушки Земли. В мае 1937 года первый полет над Северным полюсом совершил экипаж ледового разведчика КР-5 (АНТ-7) с бортовым номером Н-166 под командованием летчика Павла Головина. Это был самолет-разведчик первой советской высокоширотной авиационной экспедиции, которая стартовала из Москвы к Северному полюсу 22 марта 1937 года. А главной задачей экспедиции стала прокладка воздушного маршрута, организация доставки и доставка участников первой отечественной дрейфующей полярной экспедиции «Северный полюс-1» — легендарной папанинской.

На организации полетов к Северному полюсу в середине 1930-х годов настаивали многие отечественные специалисты. Среди них были и опытные полярники-исследователи — например, начальник главсевморпути Отто Шмидт и ученый Иван Папанин, и летчики, прежде всего участники операции по спасению челюскинцев — те же Михаил Водопьянов и Василий Молоков. Очень активно настаивал на прокладке трансполярного маршрута Валерий Чкалов. Именно он в конечном итоге добился того, что в начале 1936 года вопросу организации такой экспедиции посвятили специальное совещание в ЦК ВКП (б). И хотя на этой встрече самому Чкалову не позволили лететь через полюс, рекомендовав для первого рекордного перелета маршрут Москва–Петропавловск-Камчатский, решение об организации полярной научно-исследовательской станции в районе Северного полюса приняли именно тогда.

К середине марта совместными усилиями полярников, ученых, летчиков и моряков был разработан план воздушной экспедиции на Северный полюс. Согласно ему, эта экспедиция должна была не просто достичь полюса, но и доставить к нему оборудование и личный состав дрейфующей станции. Сделать это одномоментно было невозможно, и потому требовался промежуточный аэродром с базой снабжения, который решено было организовать на острове Рудольфа. А первым этапом подготовки экспедиции стала разведка воздушной трассы Москва — Земля Франца-Иосифа, которую провели самолеты Н-127 и Н-128 под командованием Героя Советского Союза Михаила Водопьянова и летчика Василия Махоткина. Они вылетели из Москвы 29 марта 1936 года, а 21 апреля Водопьянову удалось-таки достичь бухты Тихой на Земле Франца-Иосифа. Через пять дней из Тихой самолет Н-127 вылетел в рекогносцировочный полет на север от острова Рудольфа и привез обнадеживающие известия: на дрейфующих льдах центральной части Арктики можно рискнуть посадить тяжелые самолеты.

Самолет Г-2 доставил часть экспедиции к Северному полюсу

Самолет Г-2 доставил часть экспедиции к Северному полюсу. Фото: ownlib.ru

Подготовка к авиаэкспедиции на Северный полюс и заброске дрейфующей станции «Северный полюс-1» заняла почти год. После полета Водопьянова и Махоткина в дело вступили моряки, которые начали завоз необходимого оборудования на остров Рудольфа: строительные материалы для островной базы и полярной станции, научное снаряжение для дрейфующей станции, горючее, масло и запчасти для самолетов. Зимовать на острове в ожидании весны 1937 года остались 24 человека, которым предстояло подготовить авиабазу для экспедиции и поддерживать авиаразведку полярной части маршрута.

Основу самолетного парка экспедиции составили четырехмоторные самолеты Г-2, они же АНТ-6 — гражданский вариант тяжелого дальнего бомбардировщика ТБ-3. Эти машины получили стандартные для северной авиации того времени номера серии «Н»: Н--169, Н-170, Н-171 и Н-172. Командиром первой машины был Иван Мазурук, второй — Михаил Бабушкин, третьей — Василий Молоков, а четвертой — Анатолий Алексеев. Командиром авиаотряда (он одновременно числился и командиром Н-170, и если он управлял машиной, то Бабушкин занимал место второго пилота) был Михаил Водопьянов. Начальником же всей экспедиции стал знаменитый полярный исследователь академик Отто Шмидт, а его заместителем — начальник Управления полярной авиации Главсевморпути, опытнейший полярный летчик Марк Шевелев. Кроме того, в экспедиции принимал участие двухмоторный самолет-разведчик КР-6 (АНТ-7) с бортовым номером Н-166, которым командовал Павел Головин. Кроме него, был еще легкий разведывательный самолет Р-5 с бортовым номером Н-128, которым управлял летчик Леонард Крузе.

Старт авиаэкспедиции был дан 22 марта 1937 года в Москве, на Центральном аэродроме имени Фрунзе на Ходынском поле. За 18 часов и 49 минут летного времени, которые в реальности растянулись на 27 календарных дней, отряд полетел около 4000 километров и достиг острова Рудольфа. Такая разница между полетным и реальным временем объяснялась просто: судам подолгу приходилось ждать летной погоды в промежуточных пунктах — Холмогорах (восемь дней), Нарьян-Маре (двенадцать суток) и Маточкином Шаре (шесть суток).

С острова Рудольфа самолеты экспедиции провели несколько разведывательных полетов, прорабатывая маршруты заброски дрейфующей станции «Северный полюс-1». В ходе этих полетов 5 мая 1937 года самолет Павла Головина впервые в мире и достиг Северного полюса. Спустя полмесяца, 21 мая в 4.52 утра, в воздух с острова Рудольфа поднялся пилотируемый Михаилом Водопьяновым флагманский самолет Н-170, на борту которого находились начальник экспедиции Отто Шмидт и полярники-папанинцы. Через семь часов Н-170 впервые в мире приземлился в непосредственной близости от Северного полюса — и на ледовом поле началась работа по разворачиванию первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс-1». Через 16 дней, 6 июня 1937 года, все самолеты высокоширотной экспедиции двинулись в обратный путь. До Москвы они добрались спустя 19 дней, приземлившись в 17.07 25 июня на Центральном аэродроме, откуда стартовали три месяца назад.

По итогам этой уникальной экспедиции все ее участники — в общей сложности 39 человек — постановлением ЦИК СССР от 27 июня 1937 года были награждены высокими наградами. Восемь человек были удостоены звания Героя Советского Союза: начальник экспедиции Отто Шмидт, флаг-штурман экспедиции Иван Спирин, замначальника экспедиции Марк Шевелев, начальник станции «Северный полюс-1» Иван Папанин, командир самолета Н-166 Павел Головин, командир самолета Н-169 Иван Мазурук, командир самолета Н-170 Михаил Бабушкин и командир самолета Н-172 Анатолий Алексеев. Уже имевшие высшее звание летчики Михаил Водопьянов, командир отряда и самолета Н-170, и командир Н-171 Василий Молоков были удостоены второго Ордена Ленина. Такой же награды удостоились трое полярников «Северного полюса-1» — Евгений Федоров, Петр Ширшов и Эрнст Кренкель, а также практически все члены экипажей самолетов высокоширотной экспедиции (всего этот орден получили 18 человек). А командир разведывательного самолета Р-5 с бортовым номером Н-128, который проделал громадную работу по обеспечению полетов основных бортов экспедиции — летчик Леонард Крузе — был удостоен ордена Красной Звезды, как и еще 13 участников экспедиции.

Русские под Стамбулом Далее в рубрике Русские под Стамбулом22 марта 1807 года взятием острова Тенедос в 14 милях от пролива Дарданеллы русская эскадра вице-адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина фактически начала морскую блокаду турецкой столицы

Комментарии

21 марта 2016, 15:05
Очередное доказательство того, что прогресс зависит именно от активных, целеустремленных и отчаянных людей и их неуёмного энтузиазма.
21 марта 2016, 16:58
Я бы добавил: отважных и смелых)) Реально герои!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»