День рождения «семерки»
Транспортировка на стартовую позицию ракеты Р-7. Фото: militaryrussia.ru

Транспортировка на стартовую позицию ракеты Р-7. Фото: militaryrussia.ru

15 мая 1957 года с полигона Байконур отправилась в полет первая русская баллистическая ракета Р-7 — главная ракета-носитель страны

Российская космонавтика и российские Ракетные войска стратегического назначения сегодня представляются обычному человеку чем-то достаточно далеким друг от друга. Ну да, и те, и другие имеют дело с ракетами, и те, и другие запускают их на большую высоту — но задачи-то и сами ракеты у них разные! Такое, пусть упрощенное, но верное представление отражает картину сегодняшнего дня. А на заре существования ракетной программы Советского Союза все было совсем не так. И даже первая советская космическая ракета — «Спутник», которая 4 октября 1957 года вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли, была всего лишь разновидностью первой серийной баллистической ракеты Р-7.

Эта ракета, которую до сих пор с уважением называют просто «семеркой», отправилась в свой первый полет 15 мая 1957 года. Пусть он был не слишком удачным, пусть по-настоящему успешный полет Р-7 совершила лишь 21 августа, но тот — первый! — запуск помнится по сей день. И это понятно: ведь с того дня «семерка» не прекращала своих полетов! Все пилотируемые запуски и в Советском Союзе, и в России по сей день осуществляются с помощью ракет-носителей, которые по сути своей являются модернизированными вариантами Р-7! Получается, что вот уже седьмой десяток лет «семерка» служит нашей стране, и самое главное, не собирается прекращать своей службы…

Фактически работа именно над межконтинентальной баллистической ракетой началась в декабре 1950 года, когда соответствующая поисковая научно-исследовательская работа была задана постановлением Совета министров СССР. Ученым и конструкторам предстояло найти пути создания мощной ракеты, которая могла бы доставить спецбоеприпас — так в СССР именовались ядерные боеприпасы — на другой континент. К тому времени усилиями ОКБ-1 при НИИ-88 — конструкторским бюро под руководством Сергея Королева — уже были созданы первые баллистические ракеты с радиусом действия 600 км, которые год спустя приняли на вооружение. Но такой дальности полета категорически не хватало, чтобы нанести в случае необходимости удар по территории США. А иметь такую возможность нужно было позарез: ни для кого в СССР не было секретом, что Соединенные Штаты ведут разработку собственных баллистических ракет с ядерной боевой частью. Причем с заметным опережением, ведь в конце войны именно американская разведка сумела заполучить большинство ведущих германских ученых-ракетчиков и все важнейшие материалы в этой области. Да и ядерное оружие Америка создала и испытала первой: к началу работ над Р-7 Советский Союз только год как осуществил первый собственный ядерный взрыв и принял на вооружение первую атомную бомбу.

С декабря 1950-го по февраль 1953-го военные и правительство постепенно уточняли концепцию и требования к первой отечественной межконтинентальной баллистической ракете. Начиналось все с задачи создать ракету, способную нести боевую часть массой от 1 до 10 тонн на расстояние от 5 до 10 тысяч километров. А в итоге 13 февраля 1953 года было принято совершенно секретное постановление Совета Министров СССР «О плане научно-исследовательских работ по ракетам дальнего действия на 1953—1955 гг.», в котором второй пункт формулировал такие требования к ракете: «Наибольшая прицельная дальность полета: не менее 8000 км; Максимальное отклонение от цели на наибольшей прицельной дальности полета: по дальности — +15 км <…>, в боковом направлении — ± 15 км; Вес боевой части не менее —3000 кг». Осенью того же года вес боеголовки решено было увеличить до 5,5 тонн. А 20 мая 1954 года принимается окончательное совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №956-408сс (то есть совершенно секретное) «О создании ракеты под полезную нагрузку 5,5 т, с дальностью не менее 8000 км», в котором впервые появляется и индекс новой ракеты — Р-7, получившей в системе обозначений Управления ракетного вооружения индекс 8К71.

Впрочем, еще до того, как был подписан этот документ, на высшем уровне обсуждалась идея использовать новую межконтинентальную ракету не только в военных, но и в научных целях — для покорения космоса. И потому с самого начала работ над Р-7 Сергей Королев и его подчиненные постоянно держали в голове мысль о том, как сделать максимально универсальную ракету-носитель, способную и доставить атомный боеприпас на ту сторону океана, и вывести полезную нагрузку на околоземную орбиту. Ведь это не такие уж и разные задачи: боевые межконтинентальные ракеты рассчитаны на полет на высоте нескольких сот километров, то есть на той же высоте, что и орбитальные объекты.

Важнейшим вопросом, который предстояло решить конструкторам Р-7, был вопрос о принципиальной схеме новой ракеты. Было ясно, что одноступенчатая схема, по которой создавались все предыдущие ракеты ОКБ-1 — Р-1, Р-3 и Р-5 — явно не годится для межконтинентального носителя. Даже самая мощная «пятерка» обеспечивала дальность всего 1200 км — а нужно было почти в семь раз больше! Да и на околоземную орбиту одноступенчатая ракета не могла вывести достаточный груз. Поэтому Королев и его сподвижники остановились на варианте двухступенчатой ракеты, теоретическое обоснование которой еще в 1948 году представил Михаил Тихонравов — один из ведущих специалистов артиллерийского НИИ-4 (нынешний 4-й ЦНИИ Минобороны России, отвечающий за все теоретические работы в сфере ракетно-космического вооружения).

24 июля 1954 года был готов эскизный проект ракеты Р-7, согласно которому двухступенчатая ракета массой 280 т должна была доставлять боеголовку массой 5,4 т на расстояние 8240 км. Когда эскиз был обсужден и одобрен, развернулась работа по разработке чертежей и началу строительства ракеты. Для этого понадобилось создать широчайшую кооперацию самых разных организаций: в общей сложности около 200 научно-технических и исследовательских институтов, КБ и лабораторий, отдельных цехов и целых заводов. Так, собственно конструированием ракеты занималось ОКБ-1 Сергея Королева, которое было и ответственным за всю программу создания «семерки». Двигатели для нее создавались в ОКБ-456 под руководством Валентина Глушко, система управления — в НИИ-885 (нынешний Научно-производственный центр автоматики и приборостроения) во главе с Николаем Пилюгиным. В институте проблем управления АН СССР под управлением Бориса Петрова разрабатывали систему опорожнения баков и синхронизации расхода топлива, за гироскопические приборы системы управления отвечал Виктор Кузнецов — главный конструктор НИИ-944, за системы автоматического подрыва ракеты — работавший в ОКБ-1 Борис Черток, а разработкой систем телеметрических измерений занималось ОКБ МЭИ во главе с Алексеем Богомоловым. И отдельной задачей было создание стартового комплекса: эту работу возложили на ГСКБ «Спецмаш», которым руководил Владимир Бармин.

Кроме того, в связи с созданием принципиально новой системы ракетного вооружения понадобилось создать два новых полигона: тот, с которого можно было бы запускать ракеты и тот, на котором можно было бы принимать их боеголовки, оценивая дальность и точность попадания. Первым полигоном стал Научно-исследовательский испытательный полигон №5 Министерства обороны, который заложили в казахской степи недалеко от станции Тюра-Там — это был будущий космодром Байконур. Постановление о его создании вышло 12 февраля 1955 года, и долгое время он был известен под кодовым именем «Тайга». Вторым полигоном стала Отдельная научно-испытательная станция, сформированная в структуре военного НИИ-4 и в срочном порядке переброшенная на Камчатку — сейчас это полигон РВСН под названием Кура, а тогда он носил кодовое имя «Ангара».

Баллистическая ракета Р-7

Баллистическая ракета Р-7. Фото: militaryrussia.ru

В августе 1956 года сформировали Государственную комиссию по проведению летных испытаний Р-7, а в апреле 1957 года приняли в эксплуатацию НИИП-5 — Байконур. 3 мая на полигон доставили саму ракету, которую два дня спустя уже развернули на пусковом столе. Десять дней ушли на окончательную проверку и тестирование всех систем. Наконец в семь часов вечера 15 мая 1957 года по команде «Старт!» заместитель начальника отдела комплексных испытаний ракет Р-7 инженер-подполковник Евгений Осташев нажал на кнопку пуска ракеты. Она успешно стартовала, но через 98 секунд полета засбоил один из блоков первой ступени, и «семерка», пролетев всего 300 км, упала. Тем не менее даже этот не совсем удачный запуск доказал, что Р-7 вполне пригодна к запускам. 21 августа 1957 года во время третьего запуска ракета полностью пролетела заданное расстояние и донесла боеголовку до полигона Кура, хотя она и разрушилась в воздухе над Камчаткой. А шесть дней спустя СССР объявил о наличии у него межконтинентальной баллистической ракеты — на год раньше, чем США.

Дальнейшая судьба «семерки» оказалась в большей степени мирной, чем военной. В 1960 году ее официально приняли на вооружение, а стартовыми площадками первых баллистических ракет России стали Байконур и Плесецк, который в то время был боевой стартовой площадкой с кодовым именем «Ангара». На вооружении «семерка» и ее преемница — Р-7А — простояли всего 8 лет: слишком уж они были неповоротливыми, слишком много времени уходило на подготовку к старту и слишком недолго можно было держать заправленную ракету на позиции. Зато для космической программы эти особенности Р-7 не были критическими, а ее возможности оказались идеальными. 4 октября 1957 года Р-7, которая в варианте ракеты-носителя получила чуть иную головную часть и название «Спутник», вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли, возвестив всему миру о начале космической эры. 19 августа 1960 года она вывела на орбиту корабль «Спутник-5» с Белкой и Стрелкой. 12 апреля 1961 года — корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным. А дальше были множество запусков ракет с названиями «Спутник», «Луна», «Восток», «Восход», «Молния», «Союз», «Союз-У», «Союз-У2», «Союз-ФГ» и «Союз-2» — и все они были фактически той же Р-7, доработанной, модернизированной и модифицированной, но все равно узнаваемой.

Открытие метро в Москве Далее в рубрике Открытие метро в Москве15 мая 1935 года началось регулярное движение поездов Московского метрополитена: первый состав прошел от станции «Сокольники» до «Парка культуры».

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»