День рождения русской зенитной ракеты
Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

26 апреля 1953 года с полигона Капустин Яр по самолету-мишени впервые открыл стрельбу зенитно-ракетный комплекс С-25 «Беркут»

Профессиональные военные праздники в нашей стране нередко отмечаются в дни, которые когда-то были датами не самых важных, но наименее секретных событий. Так, например, произошло с Днем зенитно-ракетных войск. Он отмечается 8 июля в память о том, что именно в этот день в 1950 году в структуре Главного командования противовоздушной обороны было создано управление зенитно-ракетных войск. При этом, что примечательно, ни самих войск, ни даже вооружения для них еще не имелось: постановление Совета министров СССР, которым давался старт разработке первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы, подписано 9 августа 1950 года. Сами же солдаты и офицеры зенитно-ракетных войск (ЗРВ), равно как и создатели отечественных зенитно-ракетных систем, предпочитают считать настоящим днем рождения 26 апреля 1953 года. Это был день, когда первая зенитная ракета, входящая в состав первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут», была запущена по реальному самолету-мишени.

Это событие осталось совершенно незамеченным широкой публикой. Советский Союз всегда отличался слегка маниакальным отношением к вопросам секретности, поэтому о том, что именно случилось 26 апреля 1953 года на испытательном полигоне Капустин Яр в Волгоградской области, знали только сами участники испытаний. Среди них были как представители КБ и заводов, где разрабатывались первые зенитные ракеты, так и солдаты и офицеры разных родов войск, обеспечивавшие боевой запуск. Плюс летчики военной авиации, пилотировавшие самолет Ту-4, служивший мишенью для первой зенитной ракеты. Конечно, в момент старта ракеты экипажа на борту уже не было: пилоты по команде с земли покинули самолет в заданном районе и приземлились на парашютах. Но обойтись без них пока не было никакой возможности: беспилотные варианты самолетов-мишеней только разрабатывались. Как, собственно, и ракеты, для которых они могли потребоваться.

Выбор именно туполевского дальнего бомбардировщика Ту-4, первого советского самолета, способного нести атомное оружие на борту, в качестве мишени был неслучаен. Ведь эта машина создавалась, и из этого никогда не делалось секрета, на основе американского бомбардировщика В-29. Она фактически была его точной копией, но с более мощным оборонительным вооружением, более сильными моторами и отечественной улучшенной радиостанцией. В начале 1950-х «суперкрепости» В-29 и их «наследники», реактивные В-47, согласно планам времен холодной войны, были основным средством доставки американского ядерного оружия на территорию СССР. Так что у советских зенитчиков появилась уникальная возможность отрабатывать запуски первых зенитных ракет на улучшенном варианте их реальных целей.

Что касается самой системы С-25 «Беркут», то ее создание предусматривалось планами советского руководства по разработке зенитного щита вокруг Москвы на случай ядерной войны. Поскольку в то время единственным средством заброски спецбоеприпасов на территорию потенциального противника были только стратегические бомбардировщики, а истребительная авиация ПВО и зенитная артиллерия имели ограничения по высотности, всепогодности и круглосуточности применения, столица требовала совершенно новой системы противовоздушной защиты. И так как работы по ракетной тематике в СССР шли еще с 1930-х годов, а сразу после войны резко продвинулись за счет изучения трофейной немецкой техники, решено было сделать ставку на зенитно-ракетную систему. Причем не только наземного, но и воздушного базирования: по первоначальному плану в «Беркут» планировалось включить зенитные управляемые ракеты наземного старта В-300 и их уменьшенный аналог воздушного старта Г-300, носителями которых должны были стать самолеты с индексом Г-400, а фактически все те же Ту-4. Но в итоге от планов по Г-300 отказались, и первая зенитно-ракетная система обороны Москвы осталась исключительно наземной.

Разработкой ракеты В-300 — главного оружия комплекса С-25 «Беркут» — занималось ОКБ-301 под руководством авиаконструктора Сергея Лавочкина (ныне НПО его имени, легендарный разработчик космической техники). Созданием наземной инфраструктуры для запуска лавочкинского «изделия» занялось КБ спецмашиностроения под началом Владимира Бармина, а генеральным разработчиком стало КБ-1, которым в то время руководили Сергей Берия (сын наркома Лаврентия Берии) и Павел Куксенко. После них бюро возглавил легендарный конструктор Александр Расплетин, чье имя теперь носит знаменитое НПО «Алмаз».

Стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут»

Стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут». Фото: kollektsiya.ru

На постановлении от 9 августа 1950 года, ставшем отправной точкой в истории первой русской ЗРК С-25 «Беркут», рукой руководившего тогда страной Иосифа Сталина было написано дополнение: «Мы должны получить ракету для ПВО в течение года». И в принципе это было выполнено: первый запуск ракеты В-300 на полигоне произвели 25 июля 1951 года. Но запуск единственной ракеты — лишь один из первых шагов к созданию системы, ради разработки которой в структуре Совета министров было создано специальное Третье главное управление. Требовалось отработать, испытать и заставить работать совместно все элементы новой системы, и для этого на полигоне Капустин Яр создали целый испытательный комплекс. В его состав вошли четыре площадки: № 30 (техническая позиция подготовки ракет системы С-25 к пускам), № 31 (жилой комплекс для обслуживающего персонала испытаний), № 32 (можно сказать, основная, поскольку это была стартовая позиция ракет В-300) и № 33 (там разместился опытный образец центрального радиолокатора наведения).

На доводку, подготовку и согласование элементов системы С-25 ушел год с лишним: только 2 ноября 1952 года удалось испытать опытный образец комплекса, отработав стрельбу по радиоэлектронной имитации неподвижной цели. В январе 1953-го прошла серия стрельб по парашютным мишеням, а 26 апреля того же года ракетой впервые стреляли по самолету-мишени Ту-4. Эти запуски продолжались до 18 мая, после чего в сентябре-октябре по требованию командования ВВС провели еще одну серию контрольных полигонных испытаний со стрельбой по самолетам-мишеням Ил-28 и Ту-4.

Наконец, в январе 1954 года Совет министров принял решение построить в Капустином Яру полномасштабный зенитный ракетный комплекс для повторного проведения госиспытаний. Они начались 25 июня 1954 года, практические стрельбы — 1 октября, и до 1 апреля 1955 года на полигоне произвели 69 пусков по самолетам-мишеням Ту-4 и Ил-28. На этот раз их уже пилотировали командами с земли. Поскольку было очевидно, что одной системой С-25 дело не ограничится и, значит, летающих целей нужно больше, а с ростом их числа возрастает и риск случайной потери экипажа, одновременно с разработкой «Беркута» создали и радиоуправляемые самолеты-мишени.

Строить позиции для первой системы зенитно-ракетной обороны начали одновременно с первыми боевыми запусками ракет В-300, в 1953 году. Собственно, именно системе С-25 Московская область и обязана двумя «бетонками» — Малым и Большим московскими автомобильными кольцами. Эти дороги были предназначены прежде всего для обслуживания боевых позиций системы «Беркут», «нанизанных» на 50- и 90-километровые рубежи, словно бусины на нитки. Когда строительство подходило к концу, в структуре Московского округа ПВО появилось и новое подразделение — Первая отдельная армия ПВО особого назначения, командовать которой назначили знаменитого зенитчика, генерал-полковника артиллерии Константина Казакова. 7 мая 1955 года новая система ПВО Москвы встала на опытное дежурство, которое в июне 1956-го стало постоянным.

Теперь Москва и московский промышленный район были прикрыты полностью: если стрельбу вели все ракетные подразделения, то они могли одновременно выпустить по 3 ракеты по каждой из 1000 сопровождаемых целей! Чтобы управляться с «Беркутом», требовались совершенно по-новому подготовленные офицерские и солдатские кадры, и их подготовку развернули одновременно с тем, как в войска начали поступать элементы системы С-25. Офицеров готовили в Горьковском училище противовоздушной обороны, которое позднее было переименовано в Горьковское высшее зенитное ракетное командное училище. За подготовку солдат и сержантов взялся специально созданный учебно-тренировочный центр УТЦ-2, расположившийся в Капустином Яру — там же, где впервые был произведен боевой пуск отечественной зенитной ракеты В-300 первого зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут».

Конец османского господства на Кавказе Далее в рубрике Конец османского господства на Кавказе26 апреля 1828 года началась русско-турецкая война, завершившаяся вхождением в состав России Черноморского побережья Кавказа и части Закавказья

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»