Чесменская победа
«Морское Чесменское сражение», картина Сергея Панина. Источник: artnow.ru

«Морское Чесменское сражение», картина Сергея Панина. Источник: artnow.ru

7 июля 1770 закончилось Чесменское сражение, в котором русские моряки одержали победу над двукратно превосходящим по своей мощи турецким флотом

Осенью 1768 года началась русско-турецкая война. В самом ее начале фаворит Екатерины II Григорий Орлов, вместе со своим братом Алексеем, выдвинул предложение направить русский флот из Кронштадта к греческим островам Эгейского моря. Предлагаемая экспедиция преследовала несколько целей. Прежде всего, в планах было поразить Османскую империю в центре ее владений, разжечь антитурецкое восстание православного населения Балкан, оторвать часть турецких сил от русской сухопутной армии, действовавшей на Дунае и идущей к Крыму и, если получится, прорваться к Константинополю и принудить султана к миру на российских условиях. Императрица поддержала планы братьев Орловых, командовать флотом был назначен один из «авторов идеи» — Алексей Орлов.

Запланированный морской поход стал рискованным мероприятием. Флоту предстояло проделать большой путь от Балтики до Средиземного моря и далее — в Эгейское. У русских моряков до тех пор не было опыта столь продолжительных переходов. Тем не менее в мае 1770 года в Средиземноморье уже действовали две русские эскадры. Одной из них командовал адмирал Григорий Спиридов, другой — состоящий на русской службе англичанин, контр-адмирал Джон Эльфинстон.

4 июля (23 июня по старому стилю) русские моряки обнаружили у западного побережья Турции, недалеко от города Чесма основные силы турецкого флота. У Алексея Орлова в распоряжении было 9 линейных кораблей, 3 фрегата, до двадцати более мелких судов и один так называемый «бомбардирский» корабль, вооруженный пушками большого калибра для навесного обстрела береговых укреплений. Турецкий флот насчитывал 16 линейных кораблей, 6 фрегатов, 13 галер и около 40 более мелких судов. Таким образом, турки располагали почти двукратным преимуществом в количестве кораблей. Почти таким же было их превосходство и в артиллерийских орудиях. Однако русские адмиралы, после обсуждения на военном совете, решили атаковать неприятеля.  

На следующий день турецкий флот выстроился в боевой порядок в две линии. Но корабли стояли так плотно, что второй ряд не мог стрелять, не задев суда первой линии. По плану, русские корабли должны были на всем ходу подойти к турецким в кильватерной колонне (один за другим) и обрушить огонь на один из флангов, на котором находился турецкий флагман, 80-пушечный «Бурдж-у-Зафер». Маневр в целом удался, но в ходе боя вышло так, что корабль, на котором находился адмирал Спиридов — «Святой Евстафий Плакида», сцепился с турецким флагманом, и разгорелся абордажный бой. Русские моряки одержали верх и захватили вражеское судно, но начался пожар, и «Евстафий» взорвался, вслед за ним взлетел на воздух и «Бурдж-у-Зафер». При этом погибло около 600 русских моряков, но адмирал Спиридов успел спастись. Турки же, видя гибель своего флагмана, отвели флот в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей. Так закончился первый этап боя – сражение в Хиосском проливе.  

По плану, предложенному затем адмиралом Спиридовым, русский флот должен был артиллерийским обстрелом и ударом брандеров (зажигательных судов) уничтожить турецкие корабли, запертые в Чесменской бухте и из-а своей скученности лишенные возможности маневра. В ночь на 7 июля (на 26 июня по старому стилю) русские корабли незаметно подошли к неприятелю и открыли огонь по турецким судам и береговым батареям, в основном зажигательными снарядами. После того, как загорелся один из турецких кораблей, в атаку пошли брандеры. Из четырех брандеров только один достиг своей цели и зажег турецкое судно. Оно взорвалось, а от его пылающих и разлетевшихся по всей бухте обломков загорелся почти весь турецкий флот, который превратился в один большой костер. Руководивший атакой брандеров капитан Самуил Грейг писал: «Пожар турецкого флота сделался общим к трем часам утра. Легче вообразить, чем описать, ужас, остолбенение и замешательство, овладевшие неприятелем. Турки прекратили всякое сопротивление, даже на тех судах, которые еще не загорелись». Разгром был полным. Из всей турецкой эскадры, насчитывавшей около 70 судов, уцелел только один линейный корабль «Родос», который был захвачен русскими, и 5 галер. Российский флот не потерял ни одного корабля.

Герои Чесменского сражения были щедро награждены. Граф Алексей Орлов получил орден Святого Георгия I степени и право именоваться «Орлов-Чесменский», адмирала Спиридова наградили орденом св. Андрея Первозванного, капитан Грейг был произведен в контр-адмиралы. Все матросы и солдаты, бывшие на кораблях, получили серебряную медаль с профилем Екатерины II на одной стороне и изображением Чесменского сражения на другой, с лаконичной надписью: «Был». 

Без дыма и гари Далее в рубрике Без дыма и гари6 июля 1926 года в Советском Союзе открыта первая электрифицированная линия железной дороги (Баку-Сабунчи)

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»