«Буква М из красных трубок – Вход в Молодость или в Мечту...»
«Буква М из красных трубок – Вход в Молодость или в Мечту...»

15 июня 1931 года июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве

Транспортные проблемы в столице появились не сегодня, они существовали всегда. Старожилы вспоминают, что в конце XIX века поездка с Арбата на Таганку превращалось в целое путешествие, виной тому были ужасные дороги и дурные экипажи.

Появившиеся конки ситуации не изменили, их скорость, по словам чеховского персонажа, была «равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час». Трамваи ездили быстрее, но добраться до пункта назначения на трамвае было проблематично – они до отказа были забиты и обвешаны пассажирами. Путешествие с рабочей окраины в центр занимало более двух часов.

В предчувствии транспортного кризиса, июньский пленум ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года принял решение о строительстве столичного метрополитена.

Москва ждала метро с 1870-х годов. Именно в этот период появился первый проект строительства московской подземки. Дело тогда приостановилось из-за финансовых споров разработчиков с московскими чиновниками. В следующий раз о метро вспомнили в 1913 году. Проектов было несколько, пока выбирали, началась Первая мировая война.

К строительству метро приступили только в 1932 году, в трескучие тридцатиградусные морозы. Работать приходилось ночью: днем мешало движение. Железные штыри для разбивки не шли в мерзлый грунт. Костры и паяльные лампы, которыми строители пытались отогреть почву, не помогали. Не хватало современного оборудования, отбойных молотков было всего несколько штук, орудовали в основном кайлом, ломом и лопатами.

Приглашенные для консультаций английские специалисты – пионеры метростроя в недоумении пожимали плечами: как такими примитивными способами можно строить столь необычное сооружение? Но работа шла с таким рвением, что сомнений в том, что метро в Москве все-таки появится, не возникало. Его возведение стало общенациональным делом.

На всесоюзный призыв «Метро строит вся страна!» съезжались представители всех республик СССР: горняки Донбасса и Урала, тоннельщики Закавказья и колхозники из близлежащих деревень. А ведь добровольцам не сулили легкой жизни: работа была трудная и незнакомая. Однако сюда стремились не только молодые. Даже старики норовили обмануть отборочную комиссию и завербоваться на стройку. 75 тысяч человек участвовали в строительстве метрополитена.

Заказы для московской стройки выполняли свыше 500 предприятий. Цемент привозили с Волги и Северного Кавказа, лес – из Чувашии, Архангельска и Урала, мрамор из Карелии, Украины и Кавказа. Оборудование поступало из индустриальных центров страны – Ленинграда, Харькова. В Мытищах строились вагоны для поездов, на Кузбассе прокатывались рельсы.

В конкурсе на художественное оформление станций метрополитена участвовали лучшие архитекторы Москвы.

Московское метро было построено позже, чем в некоторых столичных европейских городах. Но отличалось от них в разы.

«Как не похоже это великолепное и изящное сооружение на сумрачные подземелья парижского метро, на казарменное бесстрастие берлинского унтергрундена, на хмурую серость лондонского андерграунда, на неприветливые коридоры нью-йоркского собвея», - отмечал писатель Лев Кассиль.

«Буква М из красных трубок – Вход в Молодость или в Мечту...», такой смысл вложил в легендарную букву поэт Евгений Долматовский – метростроевец в своей комсомольской юности.

Пуск первой линии метро, от Сокольников до Парка культуры, состоялся 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Чтобы стать первыми пассажирами, сотни людей всю ночь стояли у вестибюлей. Картонный билетик одной поездки стоил 50 копеек. Он действовал лишь 35 минут после того, как вахтер ставил на нем специальный штамп. Но для поездки под Москвой много времени и не требовалось. Длина первой трассы была менее 12 километров.

Станции поражали своим пышным архитектурным оформлением. Их отделали мрамором и лепниной, украсили фигурными светильниками, мозаичными панно, скульптурными композициями...

«Мы хотим, чтобы это сооружение… поднимало дух человека, облегчало его жизнь, доставляло ему отдых, удовольствие», — заявил на торжественном открытии первой очереди метро в мае 1935-го «железный нарком» Лазарь Каганович.

Московское метро, ставшее лучшим в мире, до сих пор остается таким и по сегодняшний день. 

Битва на реке Восьме: мощный удар по повстанцам Далее в рубрике Битва на реке Восьме: мощный удар по повстанцамВ июне 1607 года между царскими войсками Василия Шуйского и повстанческой армией Ивана Болотникова произошло сражение Читайте в рубрике «История» Пограничная битва XVII века состоится в музее-заповеднике «Коломенское»27 августа в «Коломенском» состоится сражение русских стрельцов с войсками Речи Посполитой. Для битвы будет построен полноразмерный острог — пограничная крепость XVII века.   Пограничная битва XVII века состоится в музее-заповеднике «Коломенское»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»