Артиллерийские крейсеры типа «Свердлов»: последние в русском флоте
Крейсер «Свердлов» на коронационных торжествах на Спитхэдском рейде, июнь 1953 года.  Фото: nashflot.ru

Крейсер «Свердлов» на коронационных торжествах на Спитхэдском рейде, июнь 1953 года. Фото: nashflot.ru

5 июля 1950 года на воду спустили головной корабль серии, ставшей основой надводных сил ВМФ на два десятка лет

Великую Отечественную войну СССР встретил, имея один из самых крупных флотов в мире: 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. Но за четыре военных года советский ВМФ понес существенные потери и потому к концу 1940-х был намного слабее, с трудом обеспечивая безопасность страны на морских рубежах. Тем временем бывшие союзники СССР стремительно превращались в его противников в холодной войне, и прежде всего США, имевшие самый мощный на тот момент военный флот. Чтобы компенсировать отставание в этой области, в 1950 году была принята первая послевоенная программа военного судостроения Советского Союза, в рамках которой началось строительство крупнейшей серии отечественных крейсеров — проект 68 бис «Свердлов». Свое название он получил по имени головного крейсера серии, который спустили на воду 5 июля 1950 года.

Хотя программа строительства флота, в рамках которой велось строительство крейсеров типа 68 бис, принималась в 1950 году, тактико-техническое задание на разработку проекта выдали тремя годами ранее. А в целом история создания крейсеров — точнее, поначалу они назывались легкими крейсерами, хотя в итоге стали самыми крупными кораблями крейсерского класса в советском ВМФ — проекта 68 началась еще в конце 1930-х. Их фактическими предшественниками были легкие крейсера типа «Чапаев», первый из которых заложили еще в августе 1939 года. Всего до начала войны успели заложить и спустить на воду пять кораблей этого проекта, но достраивались они уже в послевоенные годы: все пять вступили в строй в 1950-м.

Именно этот проект и взяли за основу корабелы, начиная работу над новыми, послевоенными артиллерийскими крейсерами для советского ВМФ. Фактически это были последние в СССР корабли такого класса и ранга, поскольку условия холодной войны требовали совсем другого, океанского флота и совсем другого вооружения — ядерного и ракетного. Но в условиях послевоенного восстановления страны и спешной разработки того самого нового флота и новых систем вооружения требовалось спешно вооружить военных моряков хотя бы средствами обороны — а уже потом усиливать наступательными вооружениями. Именно такими «оборонительными» кораблями и стали крейсера проекта «Свердлов».

Впрочем, спешка и некоторая «устарелость» проекта не помешали крейсерам типа «Свердлов» стать первыми в истории отечественного крейсеростроения военными кораблями, получившими цельносварной корпус. Создателям кораблей удалось разработать и ввести в практику систему сварки толстых и крупногабаритных листов броневой низколегированной стали — и за счет этого сроки постройки одного крейсера сократились вдвое по сравнению с постройкой методом клепки корпуса. А разработать новую методику удалось, используя опыт как немецких корабелов, хорошо освоивших сварку брони, так и… советского танкостроения, где подобные технологии за годы войны отработали на отлично на десятках тысяч Т-34 и других машин.

Поскольку советскому ВМФ конца 1940-х — начала 1950-х требовалось большое число новых кораблей, а технология постройки крейсеров проекта 68 бис позволяла выпускать их достаточно быстро, в планы заложили постройку серии из 25 единиц. Но в итоге построены были только четырнадцать — шесть в Ленинграде (на трех заводах: Балтийском имени Орджоникидзе, имени Андре Марти и заводе «Судомех»), три в Николаеве и два в Молотовске (позднее переименованном в Северодвинск). Корабли получили имена знаменитых флотоводцев, военачальников, политических деятелей СССР и городов: «Адмирал Сенявин», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Нахимов», «Александр Суворов», «Александр Невский», «Дмитрий Пожарский» и «Михаил Кутузов», «Свердлов», «Жданов», «Орджоникидзе» и «Дзержинский», а также «Молотовск» и «Мурманск». Еще 11 крейсеров были заложены, но не достроены, поскольку руководство страны пришло к выводу, что флоту нужны другие корабли. Пять из них успели спустить на воду, еще четыре — только заложить, а заказы еще на два попросту отменили.

Крейсер  «Орджоникидзе», 1960 год

Крейсер «Орджоникидзе», 1960 год. Фото: topwar.ru

Несмотря на то что проект 68 бис во многом был еще довоенным, а строились крейсера в условиях более чем непростых, они получились крепкими боевыми кораблями, которые прослужили в Военно-морском флоте СССР достаточно долго. Самая короткая служба выпала на долю крейсеров «Орджоникидзе» и «Адмирал Нахимов» — они числились в списках кораблей по 11 лет. В среднем же крейсера проекта 68 бис прослужили по три с лишним десятка лет, что неудивительно. После того как военный флот вынужден был списать самые крупные корабли, сохранившиеся в его составе еще со времен Первой мировой войны — линкоры типа «Севастополь», именно крейсера типа «Свердлов» заняли их место. Хотя, конечно, они уступали линкорам по своим боевым возможностям: вооружение этих кораблей состояло из двенадцати 152-мм орудий в четырех башнях и двенадцати 100-мм орудий в шести двухорудийных спаренных установках. Кроме того, на их борту располагались шестнадцать сдвоенных 37-мм артиллерийских установок, предназначенных для противовоздушной обороны кораблей: военные и корабелы в полной мере учли опыт недавно закончившейся войны.

Первоначально все крейсера проекта «Свердлов» распределялись по трем флотам: Балтийскому, Северному и Черноморскому, в соответствии с местом постройки. Но в итоге четыре корабля — «Адмирал Лазарев», «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин» и «Александр Суворов» — оказались на Тихоокеанском флоте, где и служили до конца 1980-х. А самая долгая судьба выпала на долю черноморского крейсера «Михаил Кутузов». В отличие от всех остальных своих собратьев, он после окончания боевой службы не был продан за рубеж, его не пустили на иголки и не оставили гнить в чужих водах (как не дошедший до покупателей «Мурманск»). Списанный последним, в августе 1998 года, два года спустя он встал на вечную стоянку в Новороссийске, превратившись в корабль-музей.

В истории боевой службы крейсеров типа «Свердлов» было множество заметных событий. Они наносили международные визиты, в том числе в честь коронации королевы Великобритании Елизаветы II («Свердлов»), выходили в дальние рейды в район экватора, следя за американскими авианосцами, участвовали в программах испытаний корабельных крылатых ракет, помогали египетскому флоту во время арабо-израильских конфликтов, спасали рыбаков и пострадавших от землетрясений, оказывали помощь советским атомным субмаринам, потерпевшим аварии… На два десятилетия именно эти крейсеры стали настоящим символом возрождающегося советского ВМФ — и ядром его надводных сил, пока им на смену не пришли более современные, быстроходные и лучше вооруженные корабли. Но свою роль в истории отечественного военного флота крейсеры типа «Свердлов» сыграли, и весомую. Именно им выпала честь доказать всему миру, что русский флот перенес все тяготы только что закончившейся войны и готов в любую минуту отразить любое нападение. То есть дать стране и ее морякам и корабелам время и возможности спроектировать и построить те самые новинки, которые и вытеснили крейсеры проекта 68 бис из боевого строя флота.

Победа при Рущуке Далее в рубрике Победа при Рущуке4 июля 1811 года русские войска под руководством М.И. Кутузова разгромили турок у города Рущук на берегу Дуная

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»