Александр Островский: с него начинался русский театр
Василий Перов «Портрет писателя А.Н. Островского», 1871

Василий Перов «Портрет писателя А.Н. Островского», 1871

Сегодня 194 года со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского

Творчество Островского стало важнейшей вехой в развитии русского национального театра, советские искусствоведы, следуя Добролюбову называли его пьесы «лучом света в темном царстве» и записывали Александра Николаевича в число писателей-революционеров. Но был ли таким Островский на самом деле?

Александр Николаевич Островский родился в 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве. Как и Добролюбов он происходил из духовного сословия, священником был его дед, а вот отец, хоть и получил духовное образование, по церковной стезе не пошел – стал чиновником. Он занимался адвокатской практикой, вел дела многочисленных знакомых купцов.

Благодаря обширной домашней библиотеке мальчик рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству. Его первые произведения посвящены именно купеческому быту.

Первой публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» (1848). Литературный критик Степан Шевырёв заявил о появлении «нового драматического светила в русской литературе».

А революционеры-демократы приветствовали нового драматурга, столь живо и реалистично показавшего быт купеческого сословия. В ранних произведениях Островского они видели только темную, обывательскую сторону жизни купечества. Революционерам это было только на руку, малейший повод они старались использовать для разжигания протестных настроений.

Но Островский не стал соратником бунтарей. Драматургу хотелось выяснить истинный характер проблем людей, обладающих деньгами и подпавшими под их власть.

В драме «Гроза» (1859) ему удалось по-настоящему раскрыть свой талант. По сути «Гроза» — это анатомия греха, подробный разбор технологии возникновения греховной страсти, ее развития и последствий.

Но общество увидело в произведении лишь социальную проблематику, а духовную, которую ставил автор, попросту не разглядело. Для русской литературы это был не первый случай, духовно глубокие «Мертвые души» и «Ревизор» Николая Гоголя тоже были прочитаны поверхностно.

Надо заметить, что сам Островский и не надеялся на понимание современников. Он писал потомкам: «Что я сделал для русской драматической литературы — это оценится впоследствии...»

А сделал он немало, с Островского начинался русский театр: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки. Большинство его пьес до сих пор не сходят с театральных подмостков, многие – экранизированы, послужили основой создания кино- и телесценариев, или стали сюжетом для опер, как например, «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова.

И умер писатель за письменным столом, занимаясь своим любимым делом, он переводил пьесу Шекспира «Антоний и Клеопатра». 

Сергей Волнухин – один из основоположников символизма и модерна в русской пластике Далее в рубрике Сергей Волнухин – один из основоположников символизма и модерна в русской пластикеСреди работ скульптора – знаменитый памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»