Александр Остроградский: он учил глухих детей говорить
Школа-интернат №1 в Санкт-Петербурге, старейшее российское учебное заведение по обучению глухих детей. Остроградский был преподавателем, инспектором и директором этого училища. Фото: miloserdie.ru

Школа-интернат №1 в Санкт-Петербурге, старейшее российское учебное заведение по обучению глухих детей. Остроградский был преподавателем, инспектором и директором этого училища. Фото: miloserdie.ru

110 лет назад скончался Александр Федорович Остроградский, выдающийся русский сурдопедагог

Лица с ограниченными возможностями всегда испытывали определенные трудности полноценного участия в жизни общества. Один природный или приобретенный недуг частично или полностью лишал человека дееспособности и выключал его из социума.

Изменение отношения общества к таким людям происходило довольно медленно и зависело от общих социальных условий. В России внимание на гражданских людей с ограниченными возможностями власти обратили довольно поздно, лишь в XIX веке.

Неудивительно, что это вызывало серьезную критику со стороны советских ученых:

«Буржуазная филантропия по отношению к глухим в своей основе является лицемерием, она стремится замаскировать эксплуататорскую, антигуманную сущность капиталистического общества».

При этом очень многое в решении проблем людей с ограниченными возможностями зависело не столько от властей, сколько от альтруистов, которые самоотверженно занимались этими вопросами. И если, к примеру, имена Сербского и Кащенко, призывавших к гуманному отношению к душевнобольным, хорошо известны нашему современнику, то имя Александра Остроградского, выдающегося сурдопедагога, много сделавшего для решения проблем глухих в России, незаслуженно забыто.

Свою педагогическую деятельность он начал в учебном заведении для обычных детей, а продолжил в Петербургском училище глухих. Для педагогов училища он составил методику обучения устной речи «Руководство к первоначальному обучению глухонемых детей по звуковому способу» (1889).

Дети, которые родились глухими или потеряли слух в возрасте до года, имеют возможность научиться говорить, лишь пройдя специальное обучение. Это связано с тем, что развитие речи у ребенка совершается на основе слухового восприятие речи окружающих и подражания ей.

Поэтому методика Остроградского учила глухих детей воспроизводить речь.

Остроградский разработал комплекс специальных упражнений, направленных на изменение дефектов речи. Звуки русского языка были разделены на группы по особенностям артикуляции. В освоении звуков дети использовали руки и зеркало, что способствовало запоминанию произнесенных слов на зрительной основе, это называется чтением по губам.

Остроградский стремился к тому, чтобы глухие дети могли говорить так, как и обычные, без жестикуляции. Она использовалась лишь в первые два года обучения. Как как только ученик начинал говорить, жесты выводились из программы. Поэтому этот метод имел название «чистый устный метод».

Кроме этой методики, которая, впрочем, как и любая методика обучения не была лишена некоторых изъянов, Остроградский составил несколько других учебных пособий: «Рассказы из русской истории со статьями о жизни первобытных людей» (1900) — первый специальный учебник по русской истории для глухих и «Книгу по грамоте» (1901).

Много сил педагог отдал на организацию учебно-воспитательного процесса. Он добивался приближения организации учебной работы с глухими детьми к стандартам обучения обычных городских училищ.

Разработанный им Устав училища, позволял детям после трехлетнего подготовительного обучения переходить в основные классы училища и обучаться по обычной программе городских училищ.

Среди других заслуг Остроградского – его большое внимание к проблеме подготовки сурдопедагогов. В 1897 году им при училище были открыты курсы для подготовки учителей для глухих детей.

Александр Федорович оставил глубокий след в теории и практике обучения и воспитания глухих в России. Воспитанники школы Остроградского становились полноценными членами общества, так в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» показан один из учеников его школы:

«Неизвестный любил поговорить, причем главным для него было не общение и обмен мыслей, а самая деятельность речи, произнесение слов и издавание звуков». Этот человек «с невероятным совершенством» выучился «говорить не по слуху, а на глаз, по движению горловых мышц учителя, и таким же образом понимавшим речь собеседника».

И таких глухих детей, которых научил говорить Александр Остроградский и его ученики, и дал им возможность жить полноценной жизнью, сотни и тысячи.

Лидия Литвяк – прирожденная летчица Далее в рубрике Лидия Литвяк – прирожденная летчица1 августа 1943 года в воздушном бою погибла Лидия Литвяк, самый результативный летчик-истребитель среди женщин

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»