А вместо сердца — пламенный мотор
Алексей Маресьев. Фото: myhistori.ru

Алексей Маресьев. Фото: myhistori.ru

22 марта 1942 года недалеко от линии фронта местные жители нашли умиравшего от голода и ран советского летчика — Алексея Маресьева — ставшего прототипом героя «Повести о настоящем человеке»

Почему именно 22 марта стоит считать ключевой датой в биографии этого человека-легенды?

Маресьев родился 20 мая 1916 года близ Волгограда, тогда еще Царицына. Он был третьим ребенком в семье. Отец умер рано, мать, простая уборщица, в годы гражданской войны одна поднимала троих сыновей. Младший Алеша тяжело переболел малярией, оставившей на память о себе осложнения в виде ревматизма. О летном училище с таким здоровьем можно было и не мечтать, но юноша, рано осознавший, что является для него делом всей жизни, упорно, раз за разом подавал документы на учебу. Дошло даже до конфликта: Алексей как раз отправил бумаги на поступление в МАИ, а райком комсомола отправлял его на стройку в Комсомольск-на-Амуре; Маресьев был готов «положить на стол» комсомольский билет. В результате все, к счастью, сложилось наилучшим образом. Все-таки отправившись на всесоюзную стройку, он на Дальнем Востоке поправил здоровье и начал занятия в местном аэроклубе. Оттуда же его в 1937 году призвали на службу в РККА — в авиационный погранотряд на Сахалин. Оттуда молодой, подающий надежды летчик был направлен в летное училище Батайска, которое окончил младшим лейтенантом. Там же, в училище, где Алексей остался инструктором, он встретил Великую Отечественную войну.

Начало войны, направление командованием сначала на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года состоялся первый боевой вылет Маресьева, переброска на Северо-Западный фронт, 4 сбитых вражеских самолета  — все это, можно сказать, естественные пункты биографии для летчика в то время.

4 апреля  1942 года, когда, судя по немецким документам, некий оберлейтенант Брауэр на своем Мессершмитте сбил в районе Демянского котла советского летчика, дата и вовсе трагическая.  Жизнь Маресьева вполне могла оборваться именно в тот день. Вот как об этих событиях рассказал сам герой: «Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины, я упал в сугроб и потерял сознание. Спустя некоторое время леденящий холод заставил меня очнуться. Кругом белым-бело, полное безлюдье. Лес точно застыл от мороза. Я понял, что нахожусь в тылу врага (не знал тогда, что фронт находился рядом). Первая же попытка встать на ноги заставила меня вскрикнуть от боли: обе ступни были разбиты. Это был тяжелый момент, но я решил пробиваться на восток к своим. Этот путь продолжался восемнадцать дней и ночей. Несмотря на голод, начавшуюся гангрену твердая мысль: Не сдаваться! — не оставляла меня. Когда силы мои почти иссякли, я стал перекатываться со спины на живот и снова на спину; когда кончились кое-какие пищевые запасы, питался весенней клюквой, нередко мхом. Часто кричал, звал на помощь».

Несмотря на многолетние старания поисковых отрядов, место падения самолета до сих пор точно так и не установлено. Из-за этого нельзя даже примерно оценить, сколько километров составил маресьевский маршрут от места катастрофы до деревни Плав. Даже полностью здоровый человек с трудом передвигается по тяжелому сырому снегу в лесу (а в тех краях толщина снежного покрова легко может составлять метр и больше) с огромным трудом.

Все, что произошло после — операция по ампутации раздробленных ступней, реабилитация, тренировки, чтобы, несмотря на инвалидность, вновь сесть за штурвал и бить врага, настойчивость, вынудившая командование направить его в действующую боевую часть, первый боевой вылет после аварии уже летом 1943 года, и еще 7 сбитых с того дня вражеских самолетов — это беспримерный гимн силе человеческого духа. Но если бы 22 марта 1942 года Маресьев не сумел, превозмогая все, добраться до людей, ничего этого не случилось бы. Подвиг становится примером и легендой только тогда, когда о нем знают потомки.

Впрочем, человек-легенда очень не любил, когда его так называли. «Я человек, а не легенда! В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает», — он в своем последнем интервью, данном в 2001 году за несколько дней до смерти.

Русская радиоразведка родилась в Порт-Артуре Далее в рубрике Русская радиоразведка родилась в Порт-Артуре20 марта 1904 года по приказу вице-адмирала Степана Макарова радисты Тихоокеанской эскадры начали перехватывать японские радиограммы

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»