Когда рэп выходит из себя

Когда рэп выходит из себя

Роман Богословский, писатель, публицист

3 февраля на iTunes стартовал предзаказ нового альбома Захара Прилепина и РИЧа «На океан». Сам альбом выйдет 12 февраля.

В июле прошлого года я брал интервью у РИЧа. Говорили о разном, но больше всего об альбоме «Метан», который как раз тогда вышел. На мой вопрос: «Благодаря чему ты живешь сегодня? Что тобой движет, что мотивирует?» — РИЧ ответил: «Вера, семья, друзья и Родина». Именно эти такие простые, но сложные категории всецело сообщают жизнь и смысл новому альбому РИЧа и Захара Прилепина «На океан».

При первом прослушивании альбом ассоциировался у меня с андеграундно-альтернативной рэп-командой 90-х «Дубовый Гай» (естественно, с поправкой на нынешнее звучание и возможности электроники): рэп с примесью «живых» инструментов; надломленные, усталые, но в то же время убойно-убедительные голоса; преобладание минора, ну и в целом — вселенская тоска с примесью идеи. Ее лучше всего можно выразить, призвав на помощь строки из стихотворения, которое приписывают Высоцкому: «За все, чем дышишь и живешь, зубами, брат, держись. Когда умрешь — тогда поймешь, какая штука жизнь!». А вот здесь проходит водораздел между «Дубовым Гаем» (и подобными командами) и РИЧем/Прилепиным: при сходстве формы разница в содержании не просто огромна — она изменена с минуса на плюс, вывернута с изнанки на нужную сторону.

Захар Прилепин и РИЧ

Все дело в том, что музыка Дельфина сотоварищи была нарочито деструктивной: наркота, нежелание жить, «суицидальное диско», анархия, апатия — весь этот черный городской рэп-романтизм. У Прилепина и РИЧа в новом альбоме (как и в предыдущих, впрочем) всего этого хватает, набор, как всегда, полный. Но если наркота — то поется о ней с болью и горечью, если нежелание жить — то только среди предателей и нытиков, если анархия — то во имя нарождающегося порядка, если апатия — то кратковременная, не выбивающая из седла надолго. В итоге «ценности разложения» умело подменены ценностями, утверждающими жизнь, правду, здоровую ностальгию. Помните занимательный псевдоконспирологический документ «План Даллеса»? Там есть такое: «Мы подменим их ценности на фальшивые…». Выходит, что РИЧ и Захар «подменяют» теперь эти фальшивые ценности в обратную сторону, проще говоря — разгребают клоаку, от этого и голоса грустные.

Тексты альбома показались мне весьма замысловатыми. Порой смыслы уложены в самом низу, подо льдом, куда еще «прорубиться» нужно («Беглый каторжник никак не Пуанкаре, но сосчитал все времянки по Ангаре, к одной из них и прирос, пока Бог даст, и на заимку привез Покахонтас»). То есть нужно не только с пристрастием вслушиваться, но еще и иметь какой-никакой культурный уровень. В общем, для фона альбом использовать не получится точно. И дело не только в Захаре Прилепине, который написал и исполняет в альбоме добрую половину треков, дело в том, что альбом изначально «литературой кодирован», начиная с названия («На океан» — это отсылка к роману Леонида Леонова «Дорога на океан») и заканчивая обилием аллюзий и отсылок к самым разным литературным произведениям и именам.

Попробуем выборочно проанализировать «интертексты в рэп-контексте».

«Убежало одеяло, улетела простыня» (трек «Бей хвостом»). Строчка из «Мойдодыра» в контексте трека слушается дико и странно. На то и расчет. Кстати, этот прием всегда работает. В этой связи вспоминается песня Наташи Королевой «Маленькая страна», спетая «Агатой Кристи», — надломленный, истерзанный голос Глеба Самойлова сообщал: «Там ждет меня красивый мальчик на золотом коне…» Когда нечто, созданное «для малышей», превращается в тему «для взрослых» — это углубляет, укрупняет декларируемое из динамиков, ударяет в мозг не хуже сорокаградусной на сорокаградусном морозе.

«Мы идем на океан, Бог убьет нас по дороге» (заглавный трек «На океан»). Об отсылке к названию романа Леонова я уже писал. Интересно другое: этот тот Бог, которого Ницше не добил, убьет по дороге-то? Бог как самосуд, Бог как неизбежность. Бог, который так и не умер. По мне — это одна из лучших строк в альбоме.

В этом же треке: «Я тут памятник себе воздвиг не руко, сука, творный». Помесь Пушкина и пацанско-окраинной лексики. И такое бывает, когда должна восторжествовать «всякая правда» без остатка. Литература жертвует частью себя самой ради возрождения в новом виде и в новое время.

«Убивальников начальник, мочалок командир» (трек «Серьезные люди»). Всего четыре слова, а смыслов прорва. Изменено только одно слово по сравнению с оригиналом все того же Чуковского — при этом изменяется весь контекст, и «смысловая тяжесть» неотступно ложится на плечи — и давит, обличает, показывает пальцем.

«Серьёзные люди» (РИЧ / Захар Прилепин «На океан» 2016г.)

И еще множество других упоминаний и отсылок. Честно сказать, можно было и меньше. Но решать не мне — вот буду свой альбом выпускать, там и распоряжаться стану.

Теперь о совместках, без которых не обходится ни один современный рэп-альбом. На новой пластинке РИЧа и Захара отметились: Александр Ф. Скляр, Иван Охлобыстин, Геннадий Ганс Ульянов, Хаски, Бранимир, Андрей Машнин. Трек «Столица», исполненный вместе с Александром Ф. Скляром, получился эдаким странным перевертышем. Скляр исполняет припев из своего же суперхита «Маршруты московские», только с измененными мелодией и темпом. Получается такая… вскрытая через много лет темная сторона этой песни, к тому же в куплетах прорисованы и проститутки, и нищая старуха в метро, и «бар петушиный, кафе с упырями», и образ Москвы — клейкой ленты (а вовсе не Третьего Рима) для мух — тоже есть. Еще отмечу вещь «Наполовину». Трек тоже не самостоятельный, это своеобразный парафраз на песню Скляра с аналогичным названием.

«Столица» (РИЧ / Захар Прилепин «На океан» 2016г.)

Особенно хочется отметить трек «Титры». Микки Рурк как главный герой дворовой жизни подростка Прилепина, фильм «Doors» Оливера Стоуна, «Море Солтона» все с тем же Вэлом Килмером, «Схватка» с Де Ниро и Аль Пачино — «бежит взахлеб» Прилепин по своим любимым режиссерам, фильмам и актерам. И кажется, что все они — Де Ниро, Аль Пачино, Микки Рурк — тусуются в подъезде затерянной в спальном районе пятиэтажки где-нибудь в Екатеринбурге, курят «Приму», пьют «Жигулевское» и поют тихонько, чтобы не разбудить соседей, под гитару: «Я обманывать себя не стану, залегла забота в сердце мглистом…». А где-то неподалеку прогуливаются, беседуя о вечном, Тупак Шакур и 50 Cent. Такие русские, русские ребята…

О чем же еще поют Захар Прилепин, РИЧ и их гости в альбоме? О том, что в августе 91-го были хаос, танки, колонны. О том, что «дядя, жди, мы придем и за все спросим» (может быть, чем рэп не шутит, за танки, хаос и колонны?). «Золото цепей, пальто кашемир, серьезные люди испортили мир». «Тех, кто говорит "пора валить" — пора снести». Но не только это. Среди «политических намеков», рэп-левачества и выяснения, кто в этой жизни прав и честен, а кто крыса и шакал, нашлось место очень трогательной песне «Тепло», где по-человечески тепло и трепетно сменяют друг друга самые светлые детские воспоминания, универсальные для каждого русского человека: «Как мне тепло в этом городе солнечном, на его улицы я обречен. Словно лекарство приму его горечи — мне нипочем, и ему нипочем. Утром от счастья очнуться и жмуриться будит нас велосипедный звонок. Город предложит тенистую улицу, теплый, как руки твои, ветерок».

Новый альбом Захара Прилепина и РИЧа «На океан»

Напоследок процитирую литературного критика и большого друга как РИЧа, так и Захара Алексея Колобродова: «Отличный альбом, половина песен — хиты. Очень глубокий, медитативный и агрессивный при этом. Альбом роуд-муви, не только в пространстве, но и во времени».

Вот именно. Диск получился вполне себе альбомом-путешествием, светлым, но печальным трипом в глубины и толщи глобальных русских смыслов. И даже мне, человеку, который прохладно относится к рэп-музыке, путешествовать было интересно, ведь «где потеряешь — не чаешь, где найдешь — не знаешь».

И не стоит думать, что это-де рэп. Слово это ни о чем не говорит, ничего не проясняет. Из этого рэпа во все стороны торчат значения и смыслы, которые «мешают закрыть ящик». Здесь форма не так важна. Суть и соль, потенция высказывания если ее и не затмевает, то во много раз превышает. Сейчас ведь не время и не место говорить притчами, не так ли? 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Просмотреть другие мнения


Комментарии

03 февраля 2016, 17:48
Я надеюсь, что это шутка. Автор пытается найти глубокое смысл в поверхностном идиотизме.
04 февраля 2016, 11:26
это заказанный Прилепиным пиар
FMC
08 февраля 2016, 13:27
прилепин ты чё о чём ? слушайте фильм "камень" случайно ни он снял ???
17 февраля 2016, 18:56
Хороший альбом. Тексты хороши. Многие. А такого близкого мне трэка, как "Тепло" я давно не слышал.

Как мне тепло... Мне тепло ...
18 февраля 2016, 16:35
Здорово, надо послушать, Русь спасибо за наводку
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»