Неслучайная история России

Неслучайная история России

Захар Прилепин, писатель

Нужно зафиксировать точку, где стоим.

Наследницей чего является Россия?

Никому, кроме самых упоротых, не нужно доказывать, что Россия — прямая наследница Руси языческой, Древней Руси православной, Московского царства, России, Советского Союза.

Россия наследует Византии — как правопреемница православия.

Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать: это однажды сказали весьма проницательные люди.

Вместе с тем географически Россия — наследница империи Чингисхана, она приняла эту империю почти в том же виде. Большинство народов, составлявших войско Чингисхана и орду, — Россия приняла и сохранила.

Мы — дружественные племена, у нас великое общее прошлое и заманчивое будущее.

Мы не янки среди индейцев, мы, в отличие от янки, принимаем великое наследство Чингизидов и благодарим за него.

Бурятия и Татарстан, Якутия, Башкирия, Калмыкия, Чувашия, Хакасия, Крым и так далее — все те территории, где традиционно проживали (с какого-то времени наряду с русскими и другими народами) буряты, волжские татары, крымские татары, якуты, башкиры, калмыки, кумыки, ногайцы, хакасы, чуваши, балкарцы (мы еще не всех перечислили), составляют порядка 25% от нынешней России. Надо отдавать себе в этом отчет. Понимаете, что такое 25% России?

Россия — наследница традиции княжеской, традиции монаршей, традиции советской социалистической, демократической традиции.

Все эти вещи уживаются легко, и всякий здравомыслящий человек найдет во всем этом смысл, услышит движение истории, осознает масштаб и перспективу.

Россия — не Европа, а сложное евразийское образование, большая часть которой Европой не может называться географически; десятки народов России никак не могут являться европейцами даже этнически; сложно соотнести с европейцем сибиряка, жителя Камчатки, жителя Алтая, жителя Сахалина, жителя Кабардино-Балкарии. Более того, европеец никогда не будет всех их соотносить с собою.

Вместе с тем Россия — прямая наследница образа жизни Старого Света, великой европейской культуры. Классическая музыка и балет, изобразительное искусство и литература, а даже с какого-то момента и воинское дело — почти все это нами было принято из Европы, и нашими стараниями культурные достижения Европы были многократно преумножены.

Мы оказали на Европу влияние во многом не меньшее, чем она на нас. В каком-то смысле мы — хранители европейских традиций, иные из которых современная Европа стремительно теряет.

А то, что сегодня Европа пытается примерить на себя сияющие одежды этнической толерантности и веротерпимости — так нас этому учить не надо: мы всегда тут так жили, другим свой опыт в качестве образцового не предлагали и на тесноту не жаловались.

Если доверить преподавание истории сторонникам монархии, они неизбежно будут исключать советский период или преподносить это время в сугубо негативном контексте. Но очевидно, что никогда Россия не занимала такого важного и определяющего положения в мире, как в советские времена.

Советские историки преподносили всю историю как неизбежный путь к свершению социалистической революции и откровенно вульгаризировали многие исторические процессы.

Русские националисты разумно радеют о русском человеке, но часто не берут во внимание интересы десятков народов России. Для многих русских националистов предпочтительно делать вид, что этих народов со всей их разнообразной историей нет вообще; или не должно быть.

Впрочем, националистам других народов России свойственны те же грехи и огрехи: они понемногу начинают преподавать свою историю как историю борьбы с Россией, уделяя все меньшее внимание нашему великому и многовековому общегосударственному сотворчеству и придавая все большее значение конфликтам, причем конфликтам зачастую откровенно маргинального толка. Вы воруете великую историю своего народа, чудаки.

Либералы изучают Россию какими-то странными скачками: отдельные демократические традиции Древней Руси (историю которой, впрочем, либералы готовы отдать Украине или Белоруссии, лишь бы не доставалась России), новгородское вече, а оттуда куда-нибудь к Борису Годунову или сразу к Петру Великому, принимая его весьма выборочно, а дальше к Екатерине Великой, а следом к Александру Третьему или Николаю — опять же весьма осторожно — Второму и, наконец, к Февральской революции. Дальше у них следует «черная яма» и следом наступает весьма короткий период правления Горбачева (к нему, впрочем, есть вопросы) и Бориса Ельцина. Не история, а «выбранные места». «Вишенку я съем, коржик не буду, безе раскрошу ложкой».

Памятник Петру I «Медный всадник» на Сенатской площади

Памятник Петру I «Медный всадник» на Сенатской площади. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Но Россия — это все, что мы есть. Это огромное богатство, давайте не будем его разбазаривать в угоду чьим-то предпочтениям.

У меня тоже есть предпочтения, но я о них сегодня смолчу.

Мы радетели своей страны, всегда ищущие смысл ее побед и поражений, — это нормально.

Конечно же, «демократические принципы управления государством» и прочая «децентрализация» не могут служить оправданием княжеским усобицам, поражению на Калке и последующим многовековым поражениям (но и многовековые поражения не могут отменить наших разнообразных, далеко не всегда деструктивных отношений с Ордой).

Борьба с боярской коррупцией не может служить оправданием опричнины.

Осмысленность никонианской реформы не оправдывает преследование старообрядцев.

Великие преобразования Петра не есть оправдание великих зверств и дуростей Петра.

Гибель всей семьи последнего российского монарха не должна служить оправданием Ходынки, Кровавого воскресенья и позору Русско-японской войны.

Белый террор — не оправдывает красный террор (впрочем, как и доказательства красного террора не могут отрицать сам факт белого террора).

Необходимость коллективизации — не оправдывает зверское раскулачивание.

Внутрипартийные конфликты — кошмар 1937-го и 1938-го.

Инерционные и геронтологические процессы времен позднего Союза — не оправдывают его рукотворный распад, некорректную приватизацию, расстрел парламента и очередную «семибанкирщину».

Однако определенную историческую логику во всей этой истории необходимо увидеть.

Опричнина была не случайно, был не случаен Никон и его ссылка не была случайной, не был случаен Петр, и эпоха дворцовых переворотов, наступившая после него, не была случайной, экспансия на Кавказ и в Азию не была случайной, и героическое сопротивление Кавказа и Азии случайным не было, не был случаен февраль 1917-го, октябрь 1917-го. И август 1991-го, увы, случаен не был.

Не была случайной потеря Крыма, и возврат его имеет очевидный смысл, не ясный только фарисеям и слепцам.

Не оправдывая все подряд и безоглядно, мы одновременно поймем все, примем все, исправляя то, что в силах исправить.

Ни слово «царский», ни слово «советский», ни слово «демократический» для истинно русского человека не может быть ругательным.

История — как вода: она пробивается сквозь толщу времен.

Кто вправе осудить реку?

Нас вынесли сюда все эти волны, мы живы только благодаря тому, что ее течение нас сюда донесло.

Быть может, кто-то хотел приплыть в другое место — что ж, извините. Вашей мышечной силы не хватило, чтобы противостоять, попробуйте не утонуть, когда всех нас понесет дальше.

Помните: многие и многие государства погибли по пути, а мы есть. Сотни народов рассеяны, тысячи языков исчезли, но мы на месте.

Эту удачу надо ценить.

Александр Сергеевич Пушкин когда-то написал «Капитанскую дочку», где смог разглядеть правду Гринева и правду Пугачева. Се — зарок.

Сергей Александрович Есенин когда-то написал «Анну Снегину», где смог разглядеть правду помещицы Снегиной, русского большевика, русского мужика.

Александр Александрович Блок написал когда-то «Скифы», которые вмещают в себя если не все, то очень и очень многое: азиатские волны, кавказские волны, славянские рубежи, новые приливы и отливы.

Россия будет беречь все народы, живущие на ее территории, и помнить, что русский менталитет, русский язык, русский гений почти уже тысячу лет — определяющий центр евразийского единства.

Россия неизбежно будет конфликтовать с теми или иными соседями по той простой причине, что мы как минимум в сорок раз больше любой европейской страны — значит, у нас объективно в сорок раз больше протяженность границ и в сорок раз выше вероятность иметь те или иные спорные моменты во взаимоотношениях с кем бы то ни было. Никакой нацеленности на конфликт здесь нет — здесь исключительная арифметика.

Наши традиции добротолюбия, толерантности и веротерпимости ни в коей мере не противоречат нашим военным традициям. Кто не хочет этого понять, будет иметь дело с якутскими стрелками и сибирскими полками, с чеченским спецназом и бурятскими танкистами.

Наша страна неизбежно будет наследовать всей своей истории сразу и питаться мудростью всякого народа, ее населяющего.

Видя русскую правду, мы неизбежно разглядим правду всей непомерной России.

Памятник «Тысячелетие России»

Памятник «Тысячелетие России». Фото: Семен Лиходеев / ТАСС

Время примирит нас всех, а пока наша задача — примирить времена внутри русской истории.

Это не так сложно, как может показаться.

Не надо сводить счеты, не надо звать ангажированных людей на раздел пирога. Этот пирог — не делится, он общий. Споря вокруг этого пирога, можно задуть любую из тысяч свечей, что горят на нем. К чему?

Если мы здесь, значит, все эти времена и все идеологии, порожденные прошедшими временами, работали в конечном итоге на нас.

Когда великого Шамиля после многолетней войны с русскими везли в Санкт-Петербург, он сказал: «Если б я знал, что Россия такая огромная, я бы не стал с ней воевать».

Русская история — такая же огромная, не пытайтесь бросить туда камень, в лучшем случае смоет волной вас самих.

Всякий, кто хочет преподать нашу историю через призму одной идеологии, — обворовывает нас.

Идеология — всего лишь выбор способа экономических и социальных отношений на ближайшее будущее.

У российского народа, у искусства, у истории — нет идеологии.

Белый генерал, идеалист и герой Анатолий Пепеляев, помыкавшись меж русским мужиком и якутским кочевником, в итоге записал в дневнике: «У народа идеи нет».

Он был в отчаянье, но отчаиваться тут нечему.

Ее нет, и она не нужна.

Но если все-таки спросят о будущей идеологии, что ж.

Наша идеология на будущее — быть соразмерными всему нашему прошлому.

Всему прошлому: европейскому, азиатскому, кавказскому, дальневосточному, «красному», «белому», анархическому, демократическому, монархическому, бунташному, верноподданническому.

Всему, говорю, прошлому, а не части.

Наше личное бессмертие — наша душа.

Россия — наше национальное, общенародное бессмертие.

По поводу будущего мы все равно поссоримся. По поводу прошлого нам делить уже нечего: это неделимо.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Просмотреть другие мнения


Комментарии

21 октября 2015, 14:43
YES!
21 октября 2015, 14:51
Хорошо написал. Только вот как жить без идеологии? Если у народа нет идеологии, значит, у него нет общих идей, общих целей. Деидеологизация СССР и его народов: русского, украинского и др., пока оставшихся на его земле - была и есть основная задача американской политики. Если у народа нет своей идеологии - он просто безголовая многоклеточная масса. И делать с ней можно все что угодно.
21 октября 2015, 17:16
Захар вам ответил: Наша идеология на будущее — быть соразмерными всему нашему прошлому.
Лучше не сказать.
22 октября 2015, 11:02
Только когда наше прошлое уже переврали 100500 раз, быть соразмерным этому псевдопрошлому становится просто опасно
21 октября 2015, 19:12
Умно, интересно, талантливо, но в историографии автора есть принципиальный изъян. Он предполагает, что у истории нет идеологии. Поэтому у него логично получается, что всё, что в русской истории произошло, нужно принимать одинаково. И тогда исторические гнусности гнусных исторических персонажей в ней - это мы!
Я не согласен, что история не имеет объективной идеологии. Человечество уже несколько тысяч лет смотрит на себя в зеркало и уже видна, несмотря на различие исповедаемых ценностей разных народов, общая закономерность, отмеченная уже Рабле: "То, что при варварах и сарацинах называлось подвигом и геройством, в наше время называется разбоем и грабежом". Плюс освобождение труда и научный прогресс.
Т.е. по мере своего самоосознания человечество, суя свои пальчики во всё, куда возможно, получает положительный и отрицательный опыт, который его обучает и совершенствует. Исторический подход к оценке исторических личностей и их дел тогда выражается в том, насколько соответствуют нравам времени их деяния и каковы их последствия. И когда на весах истории оказывается, что деятель внёс усовершенствовательный вклад в состояние своего народа, своего государства, тогда благодарные потомки вносят его в пантеон славы. А если он в своей деятельности попрал все мыслимые нормы морали своего времени, утвердил в своей стране на многие десятилетия абсолютную идеологическую нетерпимость, в результате чего произошло физическое истребление одних сословий и вырождение других, когда "высокие" цели, ради которых были совершены все преступления, достигнуты не были, то как выжившим потомкам не проклясть этого морального и идеологического банкрота? И весь тот период времени, когда в стране господствовала нетерпимая к инакомыслию "классовая" ненависть?
Конечно, жертвами террором установленного режима власти были и те, кого убили или искалечили, и те, кто поверил пропаганде мифа и стал искренне строить дом на песке.
И нас всех в этот период русской жизни можно только пожалеть. Об этом существует замечательный фильм "Зеркало для героя". Да, это наша история, но это история, в которой негодяи, палачи и недоумки, руководившие нашей страной, должны быть нами, потомками, прокляты!
"У народа нет идеологии." И правда! Ибо культура русского народа строилась на православии, которое, строго говоря, отрицает мир и рассматривает земную жизнь через пост, молитву и послушание, как обожение и "приуготовление к жизни вечной". У нас монастырская вера, она не благословляет человека на самостоятельный труд в миру. А это является следствием православного Символа веры, что Дух Святой НЕ исходит от Бога-Сына. Но не исходит от Него, не исходит и от человека! Поэтому православный человек и в жизни, и в труде понимается как "раб Божий". Поэтому Церковь благословляет человека на труд только как на служение, послушание, а не на самостоятельное - от себя - творчество. Более того, от себя - это, в соответствии с Символом веры, "гордыня"!
Большевики, упразднив православие, могли бы стать противоречивой силой в истории России, если бы в результате всех своих зверств утвердили человека в труде - в противовес консервативному православию - не рабом Божьим, но сотворцом Богу! В атеистическом, конечно, выражении. Они-таки объявили самую косную часть народа, "пролетариат", "хозяином своей земли", но только пропагандистски. Фактически принудив всех к бесплатному труду так, как не бывало во всю русскую историю.
Первые советские хунвейбины, энтузиасты, были многочисленны, что зримо зафиксировал Андрей Платонов, но они быстро стали сходить на нет, и в народе прочно укрепилась лагерная мудрость, что хорошая работа - та, где ничего не надо делать.
После избиения старого русского инженерного слоя "модернизация" 30-х - это не результат взлёта творческой энергии освобождённого народа, а, американские, западные заводы и фабрики, построенные у нас под ключ - за зерно, подчистую отобранное у крестьянства, и за золото, добытое заключёнными на "комсомольских стройках коммунизма". А послевоенная качественная модернизация всей нашей промышленности - это результат переноса в СССР всего немецкого технологического уровня вместе с сотнями учёных и инженеров, её и осуществивших. Не было бы Гагарина без этого! (Впрочем, и американское ракетостроение начато немцами.)
И когда коммунистический режим после Сталина стал терять принуждающие клыки, советская промышленность, в которой средства производства упорно продолжали принадлежать государству, стала стагнировать. Только военные отрасли удавалось ещё поддерживать сверху.
При этом идеологически ублюдочные руководители страны продолжали религиозно держаться коммунистических "святок". До тех пор, когда уже и вся советская интеллигенция перестала в них верить и уже презирать или ненавидеть эту тупую власть.
А искусственно созданные национальные республики! Да ещё нарезанные на русских землях с русским населением! Да никакой внешний враг не принёс нам таких потерь!
Поэтому ничего кроме проклятия советской власти! И ещё наступит время, когда ленина (как сатану - с маленькой буквы) закопают в землю, и найдутся русские патриоты, которые вобьют осиновый кол в его могилу.
Золотое сердце России, Николай Степанович! Будьте уверены, это обязательно произойдёт! Иначе мы перестанем быть русскими!
Смысл русской истории в том, чтобы России быть вечной и самостоятельной в мире, а для этого мы должны стать естественным образом одним из научно-технологических мировых лидеров. Поэтому нам необходима преемственность не от большевиков, а от экономической идеологии Столыпина. И Путин как раз является сегодня его продолжателем.
В заключение обязан сказать, что интересы России и коммунизма совпали полностью только 4 года войны с Германией. До 37 года, когда аппарат власти находился в еврейских руках, - полностью не совпадали. А после войны совпадали только частично.
Я верю в Россию, верю в русский народ, в его творческие силы. Мы обязательно преодолеем то статистически безынициативное отношение к труду, которое было вбито в нас при большевистской власти.
22 октября 2015, 12:42
Мне кажется, именно к Таким ка вы и обращено Слово писателя.
22 октября 2015, 16:15
По поводу действия Святаго Духа в человеке. А Вы, Борис, обратитесь к Богу непосредственно с просьбой о разъяснении. И если мотивом Вашей просьбы будет искреннее желание узнать истину, а не желание кому-то что-то доказать, ответ Вы получите обязательно. И очень скоро, недели за две.
Всего Вам хорошего.
23 октября 2015, 13:03
На Бога надейся, да сам не плошай!
Уповать на Бога, на молитву, на царя, на начальника, на ближнего, а то и на присвоение результатов чужого труда - на внешнее, но не на себя - это прямое следствие православного Символа веры о неисхождении Духа Святого от Бога-Сына. А вот ответственность за мир вокруг себя - не только перед внешним, а и перед собой, высоким, - этого нет в православии. Ибо нет в нём себя - высокого.
Более того, этот Символ веры ведёт человека к нравственному самосовершенствованию, к обожению - через молитвенное самоумаление перед Богом, через отказ от собственной воли в этом мире! Ведёт в монастырь, ведёт к отказу от мира. Так Византия и погибла!
Поэтому России для собственного выживания в более организованном окружении необходима новая церковная проповедь русскому человеку: ты - сотворец Творящему Богу по обустройству собственного дома, собственной деревни, собственной страны, собственной Вселенной!
И тогда Россию не будет ждать участь Византии!
23 октября 2015, 13:10
Кстати, вот и Николай 11, как Вы, полагал, что достаточно уповать на Бога, на молитву, на крестные ходы.
Вот и пропала тогда Россия!
23 октября 2015, 13:22
И не подумайте, что я какой-нибудь протестант. Да, по уму я - протестант, но по чувству - самый что ни на есть православный! Наши маковки, да батюшки, да служба мне - родные! Они - мои! Но нам бы - под маковками - поумнеть!
21 октября 2015, 23:55
Да здравствует Россия!
22 октября 2015, 03:44
Борис ты не прав !)) Всё что вы перечислили в претензиях к коммунистам можно сказать и о Петре 1 !И практически по пунктам , истребление сословий ,полное закрепощение крестьянства , Развязывание гражданской войны ( раскол ) ,Разграбление монастырей и церквей , народу положил несусветно !!! ...... Короче ! Мы просто об этом забыли ведь это было давно ! И пётр, великий царь и император ! ))))
22 октября 2015, 08:35
Согласна практически с каждым словом .
Мы - наследники великой истории России.
А славить революцию, Ленина-Сталина, убийство царской семьи или не славить - личное дело каждого. Я не буду, как любую другую катастрофу..
Мне кажется, что о любой катастрофе надо так и говорить: случилась катастрофа, были многочисленные жертвы, мы очень скорбим.. а не делать вид, что этого не было...
Меня больше всего задевает, что скорби и покаяния у нас нет, вместо этого - почитание революционных "святынь" до сих пор...неправильно это... Все же оценка фактов должна быть
22 октября 2015, 12:06
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
22 октября 2015, 12:08
как хорошо было бы если бы и у нас существовал живой писатель который бы мог написать про историю Сербии с такою любви и верой и пониманием как Вы это написали Молодец!!!
22 октября 2015, 12:24
Каждая фраза и посыл Захара Прилепина достойна "Нагорной Проповеди"
И еще о Руси, Росси - ведь по космическим и историческим масштабам - мы еще младенцы.
Поднебесная - 5 тысяч, Рим -англосаксы - 3 тысячи, Египет - ближний Восток - более 5 тысячи и т.д.
22 октября 2015, 13:34
Вывода нет. Нет идей и проектов, вместо них лишь высокопарные симуляторы идей. Нет стержня. Много, но мелко.
22 октября 2015, 14:52
Симуляторы идей! Это что-то! Мало, но глубоко!
22 октября 2015, 16:17
))))))))))))
23 октября 2015, 18:34
На мой взгляд, статья абсолютно блестящая! Короткая, умная, ёмкая. А предъявлять к ней претензии, чтобы Прилепин выдал на гора ещё и идеологию и проекты - это, простите, уже иной жанр. Он как раз поступил очень мудро, а дальше нужно хорошо и спокойно думать каждому! Я, как человек старый, могу, пожалуй сформулировать главные ошибки, совершённые на моих глазах. Мне - 78 и я себя считаю "человеком оттепели", но при этом убеждена, что Хрущёв в своих личных интересах и по своей необразованности, уничтожил КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ Сталина БЕЗ ТЩАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ТРАГЕДИИ, надеясь на "всеобщий одобрямс" и вскоре начал устанавливать "культ личностной безличности", принёсшей стране не меньший вред. Вместо страха репрессий в народе установилось абсолютное недоверие к власти, как таковой. Я училась в 56 году на 1 курсе, слушала доклад на комсомольском собрании и думала: это что ж получается? Один шпион Берия всех обвёл вокруг пальца? И всё Политбюро понимало, молчало и боялось? Потом выяснилось, что это всё ж был "волюнтаризм"... А с приходом "дорогого Леонида Ильича" начал постоянно появляться какой-нибудь дефицит товаров и продуктов и начался разгул торгашей-спекулянтов, который и привёл к массовому ожиданию ПЕРЕМЕН. Только перемены в такой огромной стране должны быть продуманными и просчитанными, а мы - люди НЕТЕРПЕЛИВЫЕ ( Ю. Трифонов про наш менталитет написал исторический роман "Нетерпение") Вот Горбачёв нам и устроил Перестройку,Гласность, Ускорение, Кооперацию и Открытые границы В ОДНОМ ФЛАКОНЕ! Это же настоящий ЦУНАМИ в государственном масштабе, а теперь мы сидим и чешем в затылках, удивляясь, что всё рухнуло, а мы не поняли: и как это "младореформаторам" удалось так лихо разворошить и разграбить всю страну? Ведь так было весело, сухой закон отменили, президент весёлый попался..-то с моста падал, то оркестром дирижировал....
А теперь вот надеемся, что Путин в одночасье всё исправит и наладит, а за это мы его будем любить и слагать Гимны...
Только это бывает лишь в сказках, да и то, если они написаны Гением, то и там старуха остаётся у разбитого корыта...
А нам предстоит думать, работать, повышать свои умения и квалификацию, а ещё важнее - СЛОЙ КУЛЬТУРЫ!. И предстоит учить наших детей, внуков и правнуков не только сидеть за компьютерами и учить сызмальства чужие языки, но учиться не проходить мимо великих наших книг, картин и музыки, научиться отделять зёрна от плевел, великое от бездарного, истинное от лжи и лицемерия.. И не забывать свой "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык", который объединял все народы огромной нашей страны, которая зовётся Россией.
23 октября 2015, 21:55
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 октября 2015, 23:34
«Нужно зафиксировать точку, где стоим». Ну и где мы стоим-то, мыслитель?
24 октября 2015, 20:57
Всё правильно, согласен со всеми оценками. Я бы еще добавил пару слов - в ответ тем, кто кивая за трагическую историю России в ХХ веке, требует "покаяний" и призывает "стыдиться". Но все наоборот, теперь мы знаем истинный ход событий, и есть повод гордиться нашей историей. Ведь это эпическая борьба белых и красных будет в веках восприниматься как битва богов и титанов. Бедные американцы из своей чахлой гражданки пытаются драматургию соорудить, а у нас на 1/6 земного шара разворачивалась мифологическая трагедия, которая потом на 100 лет вперед задала повестку для истории всей планеты. Есть чем гордиться, есть о чем писать!
26 октября 2015, 00:00
Поддерживаю прилепина, правильные слова, а хулителям Росси место - на задворках Европы, в качестве рабочего персонала, обслуживающего мусорные полигоны
28 октября 2015, 13:11
99% текста о прошлом. Вот Идея - быть соразмерными прошлому ) Прилепины и иже с ними находятся в психической ловушке прошлого. Зацикленность на нем не позволяет развиваться и стране. Надо быть здесь и сейчас. Болтовня о великом огромном прошлом такой же жернов на шее, как восторженная болтовня об огромности страны. Эти два момента и парализуют страну. Прилепину это не понять. Для него прошлое важней всего на свете ( психология смерти), важней путь за спиной, важней опыт, важней ментальные стереотипы, важней традиции , важней весь тот ворох который и парализует, сковывает, делает косным. "Опричнина - это плохо, но это не случайность. Репрессии это плохо но это не случайность".Во всем он видит провидение, перст (инфантильное сознание). Ему не понять что во многом все это цепь СЛУЧАЙНОСТЕЙ (зачесалась правая пятка царя). Он не мыслит мир построенный на случайности, такой мир мальчика Захара пугает. Инфантильный малый. Толку, когда таких большинство в стране, не будет. Они не живут здесь и сейчас. Они не повзрослели. Они в плену у своих фантазмов, призраков, духов прошлого, иллюзий, идей, в плену у глупого детского мозга, которому нужны все эти цацки, который и рождает в итоге весь этот кровавый русский морок, несправедливый русский мир. Критерий привлекательности цивилизации один - в нее стремятся. В русский мир если и стремились, то только транзитом. В основном из него бежали. Пора это менять - здесь и сейчас. Что делает взрослый (не инфантильный) человек попадая в кризис, в беду. Он не носится со своим великолепным (на его взгляд) прошлым, не кичится им, не трясет регалиями, заслугами, не заставляет его любить за прошлое, не сокрушается "как же мир несправедлив" ведь у меня такое охрененное прошлое, взрослый человек все эту тряхомудию зыбывает, а потом, засучив рукава начинает жизнь с листа, с нуля, на равных со всеми, да да и с прапуасами новой гвинеи, которые тоже как и Россия до сих пор сохранили свои племена))) Он живет здесь и сейчас, а не в мыслях о прошлом, не в стенаниях, не в в бесконечном пережевывании прошлого: "а давайте зафиксируем, что я все таки велик, поэтому с вас причитается".Так например живет нелюбимая вами Америка. Пашет здесь и сейчас. А сопляки инфантильные, плачутся о прошлом, придумывают новые идеи- - быть соразмерным этому прошлому, вот что нас спасет! Почему СССР не спасло, быть соразмерными случившейся великой победе, почему это не спасло от распада?) Потому что, на прошлом, на заслугах, нельзя прилечь как на подушке (древние греки, кстати сказали; они жили принципом еst und nunz, здесь и сейчас, а потом начали жить прошлыми заслугами и канули); победы и великое прошлое, если ли и может взбодрить поколение , то очень кратковременно. Этот аффект быстро проходит. Пора взрослеть Захар. Ваша идея " быть соразмерным прошлому" пустая и ложная.
29 октября 2015, 12:46
Зря Вы так, уважаемый Олег.
Задумайтесь - упрекая Захара в инфантилизме, вы сами, вероятнее всего, не замечаете, в какой степени содержание вашего, более чем небезынтересного комментария, построено на агрессивном, так и хочется вслед за вами написать “мальчишеском”, максимализме.
Тем более неуместном, что сосредоточившись на критике личности Прилепина, вы пытаетесь насильно приделать сделанные выводы к совершенно иному “предмету” - идее данной статьи.
И тем самым нивелируете и изложенные вами аргументы, и саму вашу, вполне очевидную из комментария, жизненную идеологическую позицию.
Кстати, возможно для вас это будет неожиданным, но сама ваша позиция мне значительно ближе, чем позиция З. Прилепина. Тем не менее, я полностью согласен с написанным им в статье, и отказываюсь принимать всерьёз ваш комментарий.
Как же так получается?

Наверное, из-за осмысленного жизненного опыта - я далеко не молодой человек - и вынесенной из него привычки ставить мудрость значительно выше преданности любой, в том числе и разделяемой мной, идеологической позиции.

Обсуждаемая статья объективно мудрая.Ответственная, выдержанная и в чем-то даже демонстративно корректная (Даже интересно, сколько душевной борьбы это стоило)). Конструктивная. Радует очевидным мировоззренческим прогрессом достаточно широко известного автора и свидетельствует о напряженной работе его мысли.

Ваш же комментарий создает впечатление лишь неприятия вами самой политической фигуры Захара и эмоциональной игры ума вокруг выхваченных из текста фрагментов.
На сегодняшний день этим в сети никого не удивишь и не убедишь.

Что же касается того, чтобы жить “здесь и сейчас”, то именно для этого и необходимо осмысление истории, в том числе и с приведенных вами в комментарии и созвучных моим личным убеждениям позиций, чтобы “...зафиксировать точку, где стоим”(с).
И только это, прав Прилепин, позволит “...быть соразмерными всему нашему прошлому”(с).
И именно в этом - опять же он прав, обращая на это обстоятельство внимание всей обсуждаемой статьёй - главная беда России: в неумении осмыслить негативный исторический опыт, в перманентной подмене его беззастенчивым мифотворчеством и, как следствие, в обреченности бесконечно наступать на одни и те же грабли.
С этой точки зрения ваши призывы “жить здесь и сейчас” и “начинать с чистого листа” равноценны рецепту из старого анекдота про эксперимент с обезьяной, лаборантом и подвешенным к потолку лаборатории бананом “О чем тут думать? Прыгать надо!”

В заключении позволю себе поддержать также тезис о том, что “У российского народа, у искусства, у истории — нет идеологии”(с) - что-то мне подсказывает, вернее всего все тот же жизненный опыт, что именно это утверждение могло вызвать ваше неприятие.
На каком-то этапе развития личности данная точка зрения всем представляется неприемлемой.
Когда я впервые услышал такое мнение от своего деда - служившего солдатом с 1916 по 1918 в Петроградском гарнизоне и прошедшего всю Гражданскую “от звонка до звонка”, я тоже не смог уложить это в голове.
С его слов большевики победили отнюдь не отвечающей времени и чаяниям большинства идеологией, а лишь двумя так по существу и не выполненными лозунгами “Долой войну!”, и “Земля - крестьянам!”. И только они дали большинству первоначальный эмоциональный импульс “сочувствовать”, который в современных терминах уместнее назвать “болеть” по аналогии с тем ощущением, на котором зиждется феномен спортивных болельщиков.
А идеология в том виде в котором мы судим о ней сейчас появилась только после публикации Краткого курса истории ВКП(б).
Аналогично, такое же “боление” возникло в 1991 году по отношению к демократам и Ельцину. И точно также, как это происходит с болельщиками постоянно проигрывающей команды, прошло и сменилось озлобленным разочарованием.

Мне представляется, что в современной России ЛЮБАЯ политизация в значительной мере состоит из такого же нездорового “боления”. Однажды на эмоциональном порыве выбрав ту или иную линию “своей”, мы в последствии заняты в основном отстаиванием правоты своего выбора, и убеждением окружающих, а заодно и себя самих, в его правильности. И естественно, что в ходе данного не очень мудрого занятия теряем объективный взгляд на вещи - кто же возьмется объяснить болельщику Спартака, что на сегодняшний день ЦСКА играет объективно лучше. А коммунисту говорить о Сталинских репрессиях. А либералу рассказывать об очевидных заблуждениях Ельцина и Гайдара. И т.д. и т.п.

И именно эта “футболизация” отношения к политике в современной России мне представляется наиболее деструктивным моментом, ставящим под сомнение её будущее.
И именно понимание данного обстоятельства, демонстрируемое Захаром Прилепиным в обсуждаемой статье, диктует мне высоко оценивать её и не принимать в первую очередь тон, а вслед тому и содержание вашего, Олег, комментария.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»