Североосетинская «фетва против ИГИЛ»

Североосетинская «фетва против ИГИЛ»

Яна Амелина, секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

В условиях отсутствия позитивной и жизнеутверждающей идеологии (впрочем, российская Конституция запрещает любую государственную или обязательную) определенная часть неустроенной молодежи способна увлечься радикальными идеями.

Главной проблемой подобного рода на Кавказе стала информационно-пропагандистская атака запрещенной в РФ террористической радикально-исламистской группировки, называющей себя «Исламским государством» (ИГ или ИГИЛ). Хотя в ее орбиту вовлекаются и люди весьма солидного возраста, основную целевую аудиторию, безусловно, составляет молодежь. Именно с ней в первую очередь работает и руководство духовных управлений мусульман, разъясняющее пагубность исламистской идеологии.

ИГ «не является праведным исламским халифатом», а его главарь Абу Бакр аль-Багдади — халифом мусульман, констатируется в обращении Религиозного совета мусульман Республики Северная Осетия-Алания, принятом на прошедшей в Моздоке конференции «ИГИЛ на весах шариата». «Никому не дозволено присягать на верность ИГИЛ, отправляться туда или поддерживать их каким-либо образом, — отмечается в документе. — Тем же, кто обманулся призывами этой группировки и последовал за ними, необходимо задуматься над своим положением, образумиться и вернуться к прямому пути».

«Присяга так называемому халифату, отправление туда или любая поддержка его словом и делом являются недозволенными, — разъясняет руководство североосетинских мусульман. — …Авторитетнейшие ученые исламской уммы не допустили упущений в разъяснении ошибочности и порочности этого пути. Они составили множество научных опровержений, которые находятся в свободном доступе в сети интернет, в связи с чем не видим необходимым упоминать их очередной раз. Скажем лишь, что объявление ИГИЛом халифата является нелегитимным и не соответствует условиям и принципам исламского шариата. Добавим к этому еще и то, что это государство воплощает идеологию хариджизма и цепного такфира, объявляя мусульман неверующими и дозволяя пролитие невинной крови и захват имущества». Именно так были объявлены вероотступниками и казнены некоторые известные современные мусульманские ученые, не говоря уже о рядовых верующих. Между тем, подчеркивается в обращении Религиозного совета, «имам Муслим приводит хадис о женщине, которая попала в ад за кошку, которая умерла по ее вине. Что же тогда можно сказать о тех, кто не по праву проливает человеческую кровь?»

«Все ученые, студенты и проповедники … отрицают этот "халифат", проявляют свое несогласие с ним и считают, что условия, необходимые для провозглашения халифата, не осуществились в нем, — еще раз напоминают авторы документа. — Разве этого недостаточно как доказательства, чтобы понять его ложность и недействительность?!» Обращение к мусульманам заканчивается призывом ко всем, осознавшим суть так называемого «Исламского государства», предостерегать родных и близких от этого зла, разоблачать его, а также получать исламские знания «из достоверных и заслуживающих доверия источников».

Эта новая «фетва (богословское заключение. — РП) против ИГИЛ» разъясняет и дополняет предыдущую фетву — обращение к мусульманам Северной Осетии «относительно Сирии и отправления туда для участия в боевых действиях», принятую в конце мая 2013 года. «Людям, не имеющим основательных знаний по исламу и не имеющим правильного представления о происходящем в Сирии, запрещается побуждать к участию в войне в Сирии, также вдаваться в рассуждения относительно правоты или правильности групп, находящихся там», — указывалось в документе, кстати, первом в России. Также запрещалось отправляться туда самостоятельно — по шести причинам, от отсутствия разрешения руководства мусульман и родителей до вреда от обвинения мусульман Осетии в радикализме. «Тот, кто хочет блага для народа Сирии, пусть обращает к Аллаху мольбы о скорейшем облегчении для сирийского народа» или помогает беженцам одеждой, лекарствами и продовольствием, предлагалось в фетве.

Фото: АР

Фото: АР

Несмотря на определенную опасность, которую представляет ИГ в плане вербовки в свои ряды некоторых малограмотных россиян, духовные управления мусульман избегают прямого осуждения группировки. Разумеется, не потому, что разделяют ее «идеалы», а прежде всего по соображениям безопасности. Принимая фетвы, прямо осуждающие идеологию и практику ИГ и запрещающие участие в ее деятельности российских мусульман, исламское руководство выводит себя на линию огня. Подобные документы, помимо ДУМ РСО-А, приняли лишь Совет улемов ДУМ РФ (в апреле) и Совет по фетвам ДУМ ЧР (в июне текущего года). В последнем из них говорится, что участники таких преступных группировок заслуживают либо смертной казни, либо полной пожизненной изоляции от общества при доказанности их преступлений в судебном порядке. Муфтий Чечни Салих Межиев, надежно прикрытый авторитетом и силой главы республики Рамзана Кадырова, может позволить себе и такие жесткие высказывания.

Североосетинская «фетва против ИГИЛ» не случайно презентовалась именно в Моздоке. Ситуация в этом небольшом городе, районном центре, пожалуй, самая неблагополучная в республике. Перед началом конференции местные жители перечислили с десяток первоочередных, на их взгляд, проблем, от коррупции на низовом уровне и распространения наркомании до развала промышленности и сельского хозяйства. «Я геополитикой не занимаюсь, я так скажу: хозяина здесь нет!» — заметил один из горожан, и остальные согласились с этим мнением. Проблема радикального ислама для них далеко не на первом месте (главной молодежной бедой жители района считают безработицу), и многие не скрывали скептического отношения к мусульманской конференции. «Не совещания "для галочки" надо проводить, а работать непосредственно с молодежью», — полагали местные общественные активисты. Однако уровень мероприятия, глубина прозвучавших докладов и искренность выступавших заставили большинство из них изменить свое мнение.

Впрочем, убеждение, что, помимо невежества в базовых богословских вопросах, в экстремистские группировки приводит и невозможность молодежи реализовать себя, вполне справедливо. Тот, кто не хочет или не может учиться или работать, но одновременно считает себя слишком «продвинутым», чтобы влиться в местную мусульманскую общину, неизбежно попадает в группу риска. В Моздокском районе, испытывающем серьезное влияние соседних Чечни, Кабардино-Балкарии и Дагестана, такой молодежи достаточно много. В конце октября 2013 года, незадолго до сочинской Олимпиады при сборке самодельного взрывного устройства здесь подорвались трое молодых ребят, старшему из которых было всего 25 лет. Двое погибли, третий остался жив и дал подробные показания. Эта тройка, оборудовав укрепленный блиндаж и раздобыв огнестрельное оружие, готовилась к «войне с Россией» под радикально-исламистскими лозунгами. Они планировали принять участие в боевых действиях, которые, как вещал вскоре ликвидированный тогдашний главарь «Имарата Кавказ» Доку Умаров, якобы «должны были начаться после Олимпиады».

Инцидент наглядно продемонстрировал как попытки ползучей экспансии дагестанских исламистов в Северную Осетию (главарь маленькой банды набрался радикальных идей во время поездок в Дагестан), так и наличие определенной социальной базы для таких поползновений. И хотя с тех пор столь вопиющие случаи более не повторялись, проблема контроля над местным исламским сообществом по-прежнему актуальна. Те, кто не ходит в мечети, предпочитая самостоятельно «изучать ислам» в интернете или у радикальных дагестанских проповедников, неподконтрольны официальным исламским структурам и могут представлять серьезную опасность для всего общества. Как достучаться до них — большой вопрос.

Остается надеяться, что богословские доводы против ИГ, в очередной раз озвученные на моздокской конференции, произведут впечатление и на эту публику. «ИГ создано Америкой и будет существовать, пока это будет необходимо Вашингтону, — пояснил собравшимся муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов. — Каждый отправляющийся туда должен понимать, что он присоединяется к секте, воюющей против ислама. То, что мы наблюдаем в Сирии и Ираке, — это не ислам, это война против него».

Очевидно, что государство и общество должны помогать руководству ДУМ РСО-А, как и другим духовным управлениям мусульман, в борьбе с радикализмом в исламе. Именно эти люди, как и местные имамы, находятся на переднем крае битвы за кавказскую молодежь. Вместо этого в последнее время против Гацалова разворачивается оголтелая кампания клеветы и лжи, о чем «Русской планете» уже приходилось писать. По-видимому, деятельность самого активного муфтия Северного Кавказа не устраивает тех, кто хотел бы, чтобы в регионе восторжествовало ИГ, «принимающее эстафету» у скончавшегося естественной смертью «Имарата Кавказ». Эти цели странным образом совпадают с предсказаниями американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor («Стратегическое прогнозирование»). В своем недавнем докладе ее эксперты отмечают, что противостояние между Россией и Западом будет усиливаться, а его центр — смещаться с Украины на Кавказ. И хотя стратфоровцы говорят в первую очередь о Закавказье, регион един и взаимосвязан. Чем грозит дестабилизация в Осетии, несущей почетное звание форпоста России на Кавказе, объяснять, наверное, не стоит, все и так очевидно. В общих интересах — не допустить подобного развития событий. 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Просмотреть другие мнения


Комментарии

27 августа 2015, 16:11
Все официальные лидеры ислама официально как бы осудили ИГИЛ всеми как бы способами. Но ряды его растут. Почему? Всё просто. Ещё имам Ибн аль-Джузи чётко сказал о дозволенности обмана кафиров. В свете этого хадиса все фетвы об осуждении экстремистов предстают совсем в ином свете.
28 августа 2015, 11:15
и это правда, каждый правоверный мусульманин спит и видит халифат
28 августа 2015, 15:56
Есть другая поговорка: "Что бы мусульмане не делали, у них все равно получится халифат"
28 августа 2015, 11:35
Это конечно не так. Большинство мусульман, как и любой нормальный человек, вообще не заморачивается эдакими глобальными вопросами.
27 августа 2015, 21:50
этот персонаж, про которого ты упомянул, не говорил такого, эта тебя кто-то цинично обманул или воспользовался твоей доверчивостью, или ты ваххабитской литературы перечитал
27 августа 2015, 23:39
Специально для особо одарённых: "Аль-Кауанин аль-Фикхия", 1-104. Имам Ам-Навави ещё более конкретен: "Шарх Сахих Муслим", 12-45. Кстати, ваша чудовищная безграмотность и ваше бравирование хамством прозрачно намекают, что ничего из вышеуказанного вы не читали и читать не собираетесь.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»