Новости – Умная Страна
Умная Страна
Увидеть другую Луну!
Как советские ученые смогли исследовать то, что скрыто от человеческого глаза?
12 июня, 2017 23:45
4 мин
Сегодня единственный спутник нашей планеты уже не несет в себе большой загадки. На Луну отправляют космические экспедиции (пока беспилотные), ее поверхность и грунт исследуют луноходы. Но еще в прошлом столетии ученые мира могли только мечтать о таких исследованиях.
О начальном периоде изучения Луны «Русской Планете» рассказал Анатолий Васильевич Шебанов - техник-инженер, занимавшийся проектированием двигателей первых космических аппаратов. Одним из его выдающихся проектов можно считать двигатель для аппарата по изучению обратной стороны Луны АМС «Луна-3».
Из уроков естествознания мы знаем, что обратная сторона Луны скрыта от глаза человека. Однако нас не покидают вопросы - а что же там, за горизонтом, какие загадки скрывает единственный спутник Земли? Чтобы ответить на эти вопросы и подтвердить превосходство СССР в космической гонке, в 1959 году советскими учеными был подготовлен уникальный проект.
Главная задача заключалась в следующем – вывести спутник на орбиту Луны, и с помощью его вращения по орбите, увидеть ее обратную сторону. Но одно дело посмотреть самим, и совсем другое – показать всему человечеству. То есть нужно было ее сфотографировать.
И здесь советские ученые наткнулись на главную сложность – спутник вращается с огромной скоростью – примерно 8 км/с. Поэтому, чтобы не смазать картинку, необходимо было застабилизировать эту сумасшедшую скорость –остановить на какую-то долю секунды спутник и в этот момент сделать снимок. Застабилизировать его нужно было хитро - остановить вращение спутника в космосе нельзя, значит, нужно было остановить его на Земле, а для этого необходимо дистанционное управление, существование которого на тот момент находилось где-то за гранью фантастики!
И здесь советские ученые наткнулись на главную сложность – спутник вращается с огромной скоростью – примерно 8 км/с. Поэтому, чтобы не смазать картинку, необходимо было застабилизировать эту сумасшедшую скорость –остановить на какую-то долю секунды спутник и в этот момент сделать снимок. Застабилизировать его нужно было хитро - остановить вращение спутника в космосе нельзя, значит, нужно было остановить его на Земле, а для этого необходимо дистанционное управление, существование которого на тот момент находилось где-то за гранью фантастики!
Решение этой нелегкой задачи легло на плечи сотрудников завода «Машиноаппарат» во главе с главным инженером, Героем Социалистического Труда, Георгием Федоровичем Катковым. «Машиноаппарат» специализировался на создании отдельных запчастей для баллистических ракет и, соответственно, выполнял все «космические» – в прямом и переносном смыслах – заказы правительства СССР.
Но ключевую роль в этом проекте сыграло не руководство, а исполнители. Одним из таких исполнителей стал наш герой, Анатолий Васильевич Шебанов, молодой техник-конструктор, проектирующий электрические двигатели для баллистических ракет. Его группе поручили создать двигатель, способный управлять электрическим сигналом, а для этого необходимо было обеспечить более точную скорость вращения его оси, нежели у предыдущих аналогов.
Но ключевую роль в этом проекте сыграло не руководство, а исполнители. Одним из таких исполнителей стал наш герой, Анатолий Васильевич Шебанов, молодой техник-конструктор, проектирующий электрические двигатели для баллистических ракет. Его группе поручили создать двигатель, способный управлять электрическим сигналом, а для этого необходимо было обеспечить более точную скорость вращения его оси, нежели у предыдущих аналогов.
Шебанов определил, что если двигатель поставить на стабилизацию с электроникой, то точность увеличилась бы довольно существенно, однако до необходимого коэффициента все равно было далеко. Главная потеря точности заключалась в небольшой винтовой пружине, закрепленной на двух крючочках, связывающих главные элементы двигателя. В ходе работы, при больших нагрузках, концы пружины слетали с крючков, вызывая ту самую неточность.
Инженеры попали в тупик, и никак не могли добиться желаемого результата. Тем временем стали появляться слухи, что США запустили разработку аналогичного проекта, соответственно, значимость каждого потраченного дня на решение сложившейся головоломки для советских конструкторов неуклонно росла. И кто знает, какая из космических держав смогла бы первой открыть человечеству обратную сторону Луны, если бы не великая роль случая.
Вместе со своими коллегами по «Машиннаппарату», Шебанов, уже по сложившейся традиции, в пятницу вечером посещали знаменитый на всю Москву кинотеатр «Ударник». И события развернулись так, будто и впрямь сошли с экрана – ответом на давно мучавшую умы ученых головоломку стал… доллар! В одной из сцен фильма на мгновение заострили внимание на американской купюре, и в голове Шебанова появилась идея – вместо пружины поместить бронзовую изогнутую ленту в форме того самого доллара!
Как результат – снижение погрешности до желаемого коэффициента, и вот, всего лишь через несколько недель, первый двигатель с электронной стабилизацией был готов к запуску.
7 октября 1959 года, советской АМС «Луна-3» были переданы первые снимки обратной стороны Луны. Снимки были направлены в главные астрономические учреждения СССР, но после изучения, ученые убедились, что обратная сторона Луны точно такая же, как и лицевая, а существование «зеленых человечков» - миф. Однако день, когда человек в первый раз увидел Луну с обратной стороны навсегда войдет в историю как день триумфа советских ученых и величия СССР как космической державы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости