Новости – Умная Страна
Умная Страна
Страну пометят цветными пятнами
фотографии автора
Кому и для чего это нужно?
2 июня, 2017 10:00
9 мин
Технологическая платформа по считыванию, распознаванию и мониторингу эмоциональных состояний людей в любой точке мира, - появилась на свет не так давно. Ее разработчик - резидент Физтехпарка – компания Эмотиан. Пилотная версия платформы с одноименным названием была открыта для тестирования в октябре 2015 года. Проект реализуется в рамках Национа́льной технологи́ческой инициати́вы (НТИ).
Для непосвященных, НТИ – это государственная программа мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение ближайших 20 лет могут стать ни много ни мало основой мировой экономики. Собственно, при НТИ в свое время была создана рабочая группа НейроНет, которая работает в направлении развития Нейрокоммуникаций и Эмотиан представляет свою разработку именно в данном секторе, реализуя идею Нейроэкономики.
Название идеи говорит за себя – эмоции применительно к экономике, причем в данном случае в самом широком смысле, затрагивая сопутствующие сферы – и образование, и урбанистику, и кадровую политику, и малый и средний бизнес. Но об этом – возможностях применения платформы - чуть позже….Прежде, хочется рассказать о ее сути.
Приведу банальный и известный пример… Товар, разложенный на полках магазинов... Ни для кого не секрет, что маркетологи уже достаточно хорошо изучили нашу потребительскую «психосущность» и подкладывают поближе именно то, что по их мнению, нам «нужно» купить -продукты, доживающие свои последние дни; новинки компаний, желающих во чтобы то ни стало завоевать место в наших потребительских корзинах, желательно навсегда вытеснив из этой корзины конкурента. Или вовсе манипулируют нами с помощью наших же родных детей, расположив широко рекламируемые вкусности или игрушки так, что ребенок без боя не сдаст своих позиций, ухватившись мертвой хваткой в доступный его полю зрения трофей.
Мы знаем, что в магазин идти голодными нельзя, а магазины знают, что запах возбуждает аппетит, который вынуждает купить то, чего не собирались. Поставит ли жирную точку в манипуляции маркетологов нашим сознанием новое приложение Эмотиан? В принципе, в какой-то степени, такие шансы существуют. Как говорится, поживем, увидим. Во всяком случае, прибавит им работы точно, хотя…не столько, даже маркетологам, а сколько тем, кто производит и предоставляет услуги, заставит их в борьбе за потребителя стремиться ввысь - к идеалам качества.
Так как работает Эмотиан? И что это такое?
Основатели переводят название своей разработки как «эмоциональная атмосфера» - эмо-эмоции, тиан – небо. В отличие от мерчандайзинга, опирающегося на знания психологии зрительного восприятия, закономерностей двигательной активности человека и особенностей коммуникаций, Эмотиан распознает эмоции и дает им соответствующую оценку.
Как утверждают создатели, сервис является, что ни на есть самым точным источником информации для оценки или отражения тех или иных условий.
- «Сравнительные исследования показывают, эмоциональная система, в отличие от рациональной, принимает решения в условиях недостатка информации, делает это мгновенно и они оказываются адекватными. Анализ эмоциональной оценки людей позволяет с высокой точностью предугадывать экономические выборы. Человек рассматривается в проекте как многоуровневая активная рефлексивная система, включающая, по крайней мере, интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую компоненты. При этом поведенческая компонента определяется не только природной и социальной окружающей средой, а также его психикой, т.е. эмоциональной и интеллектуальной компонентами» , - рассказывает одна из основателей компании Яна Артамонова.
В рамках сервиса Эмотиан реализованы две экспериментальные модели. Одна из них - квалификация эмоциональных состояний Пола Экмана, большинству из нас он известен лишь как консультант популярного телесериала «Обмани меня» («Lie to me»), на деле же его профессиональная биография гораздо впечатлительнее - он является профессором Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
Всю свою жизнь, сейчас ему 84 года, он изучает психологию эмоций и межличностного общения. Автор известных работ, посвященных исследованию невербального поведения (мимики и жестов), признанный Американской психологической ассоциацией одним из наиболее влиятельных психологов 20 века. Второй моделью стала четырехмерная сферическая. Это сравнительно новый, но уже зарекомендовавший себя эффективным, метод автоматического распознавания эмоций по речевому сигналу, основанный на четырехмерной сферической модели эмоций и принципах кодирования информации в нервной системе.
Одним словом, позволяет по тону, вибрации и прочим модуляциям голоса определить настроение человека. Кстати, при скачивании приложения, система попросит вас начитать какой-либо текст, чтобы в дальнейшем распознавать ваше состояние.
Яна Артамонова поясняет, что обе модели не противоречат, наоборот, дополняют друг друга , - «Пол Экман на основе выразительных мимических движений (лицевой экспрессии) выделяет шесть базовых эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение/ презрение, страх. В свою очередь, четырехмерная сферическая модель выявляет 4 фактора: эмоциональную оценку (хорошо/плохо, полезно/вредно), информационную осведомленность (новое/старое, незнакомое/известное, к примеру: удивление/скука), направленность стремления (притяжение/удаление, стремление/избегание, к примеру: любовь/отвращение), и наконец, активацию (активность/пассивность, к примеру: гнев/страх).
Первые две оси шкалы четырехмерной модели характеризуют функции оценки эмоций, вторые две оси – побуждение к деятельности. Сферическая модель позволяет рассматривать уровень эмоции в связи с ее когнитивной оценкой и поведенческими последствиями. Из модели непротиворечиво вытекает часто-наблюдаемый феномен: высокой эмоциональной оценки (фактор 1) и низкой готовностью к действию (фактор 4). В Эмотиан на базе моделей построена шкала эмоций, использующая расширение положительного спектра. Шкала Эмотиан находится в стадии тестирования и адаптируется под запросы пользователя, текущая общедоступная версия: грусть, спокойствие, радость, восторг, счастье».
На основе анализа данных будет составляться своего рода карта местности, раскрашенная в цвета, соответствующие эмоциям. Серый цвет расскажет вам о том, что, например, в том или ином парке, доме, ресторане сейчас грустно, в этих местах происходят некие негативные события, от которых людям далеко не радостно на душе. Зеленый цвет-цвет спокойствия на карте, а красный - счастья.
По сути, это приложение может стать усовершенствованной альтернативой отзывам. Потому как отзывы, в отличие от эмоций могут быть «подложными», неискренними. С одной стороны, с этим мнением можно согласиться, с другой - все же поспорить. Например, человек пришел в парк в дурном настроении, это же не означает, что некое событие в конкретный час в конкретном парке «довело» его до состояния грусти или агрессивности. Другое дело, если после прогулки его настроение положительным образом изменится. Но, произойдет это немного позже….
Получить данные эмоциональной карты можно только, как говорилось выше, скачав приложение и разрешив ему использовать геолокацию. Введя запрет на определение места вашего нахождения, соответственно вы не сможете получить и данные Эмотиан. Все просто - вы даете понять другим, как плохо или хорошо в том или ином сейчас месте, а другие – поделятся информацией с вами.
Принцип использования и получения данных, как говорят, создатели платформы – аналогичен всем известной карте пробок, которой ежедневно мы все пользуемся. Но так система работает в обыденной жизни. А вот для бизнеса и прочих структур приложение может стать настоящей находкой по оптимизации процессов и выявлению «слабых мест».
Возможности сервиса широки – от поиска оперативной информации об эмоциях для данного географического места, управления стрессом, и налаживания коммуникаций с близкими или бизнес-партнерами, принимая в учет их состояние, до повышения эффективности работы заведения за счет оценки уровня эмоциональной удовлетворенности клиентов, причем в динамике по дням, часам, месяцам и даже в сравнении с другими подобными заведениями, а также увеличения числа клиентов за счет информирования пользователей Сервиса и соцсетей о проходящих в заведении мероприятиях с высоким позитивным эмоциональным рейтингом.
Основатели Эмотиан сейчас в активном поиске партнеров для пилотных запусков программы, в которую они включили такие опции как ежедневный мониторинг эмоционального фона выбранной геолокации; сбор, эмоциональная оценка и отображение содержания публикации с привязкой к месту; квартальный аналитический отчет по наиболее эмоционально выраженным местам, в который входит: - список благоприятных и неблагоприятных мест, ТОП -10 причин негативных и позитивных эмоций, динамику эмоционального фона.
Как скоро завоюет симпатии у россиян, новое приложение, может показать только время. Как знать, может, не только россияне станут активными пользователями сервиса, но и весь мир…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости