Новости – Умная Страна
Умная Страна
Школа вундеркиндов
Летняя Олимпиадная школа МФТИ выпустила очередных питомцев
12 августа, 2017 12:00
7 мин
Я побывал в необычном месте. Вроде бы дети, как дети. Смеются, даже иногда шалят. Но это очень и очень умные дети! Порой даже не понимаешь их разговора. Потому что они уже все как бы живут во второй половине ХХI века.
Сегодня завершила работу 9-я летняя Олимпиадная школа МФТИ. Она проводится с 2013 года для школьников 7, 8, 9, 10 и 11 классов на мощностях «Физтеха» во время студенческих каникул, когда в кампусе нет студентов. В этом году школа поставила собственный рекорд: в ней впервые провели свое научное лето 670 детей. Это значит, две летних смены по две недели в МФТИ и одна двухнедельная смена - в Казани на базе Казанского федерального университета (КФУ).
Учат в Олимпиадной школе физике, математике, химии, информатике, робототехнике. В распоряжении школьников – аудитории и лаборатории МФТИ. Прошлой зимой ввели лингвистику. Этим летом добавили компьютерную безопасность – актуальная тема про хранение и шифрование данных. А на только что завершившейся второй летней смене в МФТИ «немножко опробовали все, что связано с НейроНет», - рассказывает основатель школы, директор Центра развития IT-образования при МФТИ Алексей Малеев.
Дети съехались сюда из разных уголков России и… 13 стран. Есть из Англии, Эстонии, Египта, Китая. Но официальный язык школы – русский. В основном это дети русской диаспоры за рубежом.
«Большинство программ у нас двухпредметные, – вводит меня в курс Алексей. - Например, «Математика и физика», «Информатика и математика», «Робототехника и информатика». Есть несколько групп «профи», где ребята учатся одному предмету. У нас есть сильные ребята, которым, к примеру, интересно только физикой заниматься – получается ученая программа «Физика-профи». Мы все время экспериментируем».
Учатся дети с утра, с завтрака до обеда. Расписание устроено так, что две пары обязательные. Приехал, например, школьник на информатику и математику, значит у него одна пара «Информатика», другая – «Математика» или наоборот. И так две недели. Там задают задачи. Их много, и они непростые. Каждый день после обеда их можно решать и устно сдавать преподавателю. А можно вместо этого ходить на дополнительные развивающие лекции, на экскурсии. Или гонять в футбол, волейбол, баскетбол.
«У нас устный формат сдачи. Школьник защищает свое решение до первой ошибки. Если ошибок нет – молодец! Если есть, преподаватель подскажет – вот здесь неправильный переход. И это не значит, что все. Школьник может еще подходить и попробовать дать правильное решение» - уточняет Алексей Малеев.
Вечером лекции всем желающим читают, на минуточку, то главный идеолог программы NeuroNet в России Алексей Иващенко, то известный предприниматель в сфере биотехнологий Игорь Пивоваров, то топ-менеджеры mail.ru…
На две недели эта школа предлагает детям как бы перешагнуть несколько лет и стать взрослыми: они сами выбирают, чем им заняться. И сами потом подсчитывают свои результаты. Кто радуется, а кто огорчается. И детям это нравится!
С обратной стороны, это нравится и преподавателям. Они здесь из разных вузов – из МФТИ, ВШЭ, МГУ, из разных городов и даже стран.
Кандидат физико-математических наук Татьяна Бабичева разрабатывает во Франции беспилотные транспортные системы, но приехала преподавать в летнюю Олимпиадную школу МФТИ: «Дети привлекают, атмосфера привлекает. Когда видишь аудиторию из ста человек, которые не хотят отпускать тебя после лекции, которые все потом пишут сообщения, где можно прочитать это, где можно узнать то, это стоит всего. У нас очень благодарные дети! Преподаватели у нас целыми днями «на Физтехе», приходят на дополнительные сдачи. И дети не стесняются общаться. Вот пишут мне: «Скиньте, пожалуйста, лекции, которые вы слушали». Это что-то просто уникальное. Обычно преподаватели отдельно – дети отдельно».
«Ну, а двоечники-то, наверное, есть? Нарушители режима, шалуны-разбойники?» - спрашиваю я начальника Алексея. - «Самым страшным для детей оказался, - делится он ужасной тайной - наш черный список, который мы нигде не разглашаем. Но если ребенок в него попадает, он к нам не сможет больше приезжать. Мы его не возьмем никогда, даже если он хорошо напишет тестирование. И это работает эффективнее звонка родителям! Хотя, казалось бы, должно быть наоборот».
О-о-о! Это далеко не те дети, которых надо палкой загонять за стол и в библиотеку. Это дети, которых вряд ли встретишь на улице. Чтобы попасть в летнюю Олимпиадную школу, все они проходили тестирование, потому что заявок было подано 1400. «Из 670 наших детей 3% - призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады, 24% - призеры региональных олимпиад», – объясняет Алексей Малеев. Лучших из лучших потом принимают в Национальную сборную для Международных олимпиад.
Для десятиклассника Данилы Сидулина из 131 лицея Казани это уже четвертая смена Олимпиадной школы. В этом году он приехал сразу на обе. «Я физик, еще математик и хочу научиться программированию. Программирую пока на языке C ++, на нем основана большая часть компьютерных языков» - рассказывает он. Данила далеко не обычный школьник – он призер Олимпиады «Физтех» по физике и математике и круглый отличник. А в этой летней школе он готовился к битве за первое место на стартующей осенью физтеховской Олимпиаде по физике. До поступления остался год! «Если победишь, то просто пишешь физику на 75 баллов, проходишь «двоечный порог» по математике и русскому языку, и можно спокойно подавать документы в МФТИ. - «Но это же непросто написать физику на 75 баллов», – парирую я ему. - «Несложно, - отвечает он. – Я уже год готовлюсь к ЕГЭ по математике, и на «пробниках» у меня 96 баллов из 100. Я стремлюсь все сдать на 100. Я приехал сюда не только готовиться к Олимпиадам, полученные здесь знания пригодятся и для ЕГЭ».
Девятиклассник Артем Скамницкий из 179-й школы здесь второй раз. Предыдущий был на зимней смене. «Люди, которые тут гонятся за оценками и хотят получать 5/5, они не посетили ничего, кроме учебных занятий, - считает он. –А я тут ходил на лекции, на спорт – для кого-то же это устраивается? Я езжу по математическим лагерям и олимпиадным школам класса с третьего, и мне здесь больше всего нравится, потому что как-то все по-другому. Интересные лекции, приглашают интересных людей. Нам тут дают очень много и не только по профильным предметам. Но две Олимпиады в день было для меня многовато! На первой, по математике, занял второе место, а на вторую пришел с больной головой и уже ничего сделать не смог»…
София Сергеева живет в Лондоне. По английской системе она учится в 10 классе из тамошних 13. В Англии ее считают знайкой. «Я была в этой Олимпиадной школе зимой, мы проходили интегральные и дифференциальные уравнения. Возвращаюсь в Лондон, а учительница в школе говорит, чтобы мы приготовились проходить линейные уравнения с одной неизвестной! Тут гораздо лучше, по-моему. И ребята классные. Мне там немножко достается , потому что я русская. Мемы мне подкидывают то про балалайку, то про медведя, а я такая - йеее! У меня две пятерки с плюсом. Я только математикой занимаюсь. Теорией и практикой. Можно сказать, я сейчас сдала за 9-й класс. В моей группе были ребята из 10 класса, и я вроде нормально справилась. Топ в списке. Лучшая в классе и в школе. Я очень люблю математику - красивая очень вещь. Но хочу стать астрофизиком».
Ну что тут скажешь? Прекрасные дети России нового века!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости