Инновации
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Инновации
Русская планета

Исповедь доцента

Один день из жизни молодого преподавателя-инноватора

Алексей Терехов
12 августа, 2017 10:00
9 мин
Чуть больше двух лет назад в семье доцента кафедры дискретной математики МФТИ Александра Дайняка появился первенец – сын Виктор. Поэтому утро каждого дня у преподавателя начинается в 6 утра. «Несмотря на то, что жена старается спасти ситуацию и сберечь мой сон хотя бы еще на час, высыпаться все равно не получается, потому что накануне я, как правило, ложусь поздно, до глубокой ночи проверяя какую-нибудь контрольную или готовя материал к занятию. И так начинается большинство дней», - рассказывает Александр. Он с семьей живет на юго-западе Москвы, а работает в Долгопрудном, поэтому к постоянному цейтноту молодой преподаватель давно привык.
«У студентов МФТИ есть возможность жить здесь же на кампусе, от которого десять минут ходьбы до учебных корпусов, преподавателям же приходиться добираться из разных уголков Московского региона. В этом смысле студентам Физтеха повезло учиться и организовывать свое время по модели западных вузов», - рассказывает Александр. Но в долгой дороге до работы он также находит плюсы, часто предпочитая общественный транспорт автомобильной поездке. Так у преподавателя появляется возможность начать рабочий день еще в пути. «Это даже мотивирует придумывать всевозможные лайфхаки: как, например, бумаги сложить в сумку, чтобы можно было даже в толчее в час-пик их вытащить и проверить», - делится Александр, добавляя, что вечером, возвращаясь домой по МЦК, где в вагонах есть розетки, он обычно работает за ноутбуком.
Часто случается так, что у преподавателей МФТИ перерывы между занятиями проходят не за чашкой чая, а на ногах по пути из одной аудитории в другую, но учебному процессу это не во вред. «У меня как будто заводится что-то внутри, когда вхожу в аудиторию, моментально появляется совершенно другой настрой. И неважно, хорошо себя чувствуешь или нет, – сразу же включается внутренний моторчик», - рассказывает преподаватель.
По его словам, даже в сильно загруженные дни, работая с 9 до 9, Александр часто не чувствует усталости до того, как попадает домой – настолько сильный заряд дает работа со студентами. «Очень круто, что моя жена тоже преподаватель и в этом смысле мы друг друга понимаем, - говорит Александр. – Я плохо себе представляю, как живут семьи, в которых, скажем, один бизнесмен, другой – преподаватель. Как они находят общий язык? Наверное, как-то находят, но в любом случае я рад, что мы оба на одной волне».
Рассказывая про саму работу преподавателя, Александр говорит о том, что такая профессия накладывает на распорядок жизни достаточно большое количество ограничений. Но все, кто идут преподавать, как правило, знают, во что ввязываются, уверен доцент Дайняк. «Я не знаю, как преуспеть в профессии, если ты не готов заниматься текучкой. Можно сказать, что все обучение состоит из текучки, в процессе которой студенты выполняют работы, а ты думаешь, какой можешь дать им фидбэк, каким курсом их дальше повести», - рассказывает Александр.
По его мнению, с возрастом, с годами обучения студентов приходит понимание того, что в каждый конкретный год преподаватель должен подстраиваться, по-своему интерпретировать материал. «Каждый год студенты приходят разные. Одним больше интересна теория, другим – хочется чего-то практического, - рассказывает Александр. - И как, оставаясь верным себе, дать людям сигнал, что ты понимаешь, что им нужно, и не хочешь их переломать через колено»? Поиски ответа на этот вопрос требуют каждый раз подходить к интерпретации курса по-своему. Даже если курс уже читается несколько лет, а преподавателю хочется что-то в нем постоянно менять, - это, скорее, хороший показатель. По-настоящему эффективное преподавание, по мнению Александра, может только в теории существовать как что-то завершенное, а на деле это постоянный поиск. По его словам, часто направление курса, его вектор определяются прямо во время семестра.
Но здесь, по мнению Александра, существует и риск перегибов, профессиональной деформации «преподавателя-инноватора». «Если появилась какая-то новая технология, то есть соблазн применить ее только из-за новизны, а не из-за того, что она действительно поможет в конкретном случае», - говорит преподаватель.
«Несмотря на то, что мы, поколение тридцатилетних считаем себя молодыми, но когда видим документы студентов с датами рождения конца 90-х, понимаем, что мы уже не такие молодые преподаватели, делится Александр. «Но нытье по поводу возраста, разницы в восприятии жизни между тобой и студентами – это удел уставших от своей работы, - считает доцент. – Если тебе хочется ныть, может быть, пора попробовать что-то новое, почитать другой курс, например, применить какие-то новые педагогические идеи»?
Нельзя сказать, что студенты периода обучения 1990-х или 2000-х лучше или хуже нынешних. Поколение ЕГЭ в чем-то даже более дисциплинировано, считает доцент Дайняк. По его мнению, современные студенты ничуть не меньше, чем раньше, готовы трудиться, если понимают, к чему их готовят. С другой стороны, ЕГЭ настраивает ребят на определенные типы задач. И нестандартных по форме или по сути задач они начинают бояться даже тогда, когда задачи объективно ребятам по силам, уверен Александр. Поэтому, по словам Дайняка, преподаватель, особенно младших курсов, должен быть готов закладывать в план своих занятий этап перехода от «егэшного» мышления к вузовскому. «Если раньше можно было в продолжение школьного ритма просто начинать давать новый материал, то сейчас необходим этап адаптации. И здесь главное не идти от негатива», - говорит Александр.
Если открыть любое руководство по педагогике, то там одна из основных мыслей будет состоять в том, что студенты должны знать критерии, по которым их будут оценивать. «Даже не учась ради оценок, студенты должны четко понимать, какой уровень знаний какой оценке соответствует», - уверен доцент Дайняк.
На этой идее, в числе прочего, основана инновационная методика преподавания, за которую недавно Александр Дайняк получил специальную премию жюри в номинации «Современные технологии преподавания» Всероссийского конкурса молодых преподавателей вузов.
Смысл дифференцированного подхода к образованию Дайняк объясняет стремлением изменить отношение к контрольным. Они, по мнению доцента, в восприятии студентов должны быть не столько способом проверки знаний студента преподавателем, сколько способом оценки студентом своих собственных знаний. «Контрольные – это в первую очередь не инструмент проверки, а инструмент обучения», - уверен Дайняк. Для того, чтобы сделать проверки знаний полезными еще и для студентов, он предлагает разбивать курс на множество маленьких тем и контрольные проводить по этим темам. «Если студент эту задачку не решил, то на следующей неделе он получит задачку по этой же теме. И так каждую неделю студент получает по пять задач, решает из них столько, сколько решается, а незакрытые темы переносятся на следующий раз», - рассказывает Дайняк.
К тому же все задачи в курсе доцента Дайняка разбиты на уровни. Такая система не дает возможности студентам нахвататься знаний из каждой темы по верхам, сдать на «тройку» и благополучно все забыть. «Тройке», «четверке» и «пятерке» соответствуют строго определенные наборы тем, входящих в курс. И для получения каждой оценки соответствующий ей набор тем нужно освоить твердо.
Еще одна важная особенность курса дискретной математики в МФТИ – перевод всех лекций в онлайн. Так, по мнению авторов курса, студенты могут освободить время для практических занятий. Стандартный вопрос относительно онлайн-образования заключается в том, а не станут ли преподаватели ненужными? Студент сможет набрать себе онлайн-курсов и самостоятельно их изучать, не имея потребности в непосредственном общении с преподавателем.
«В этом контексте мне видятся два полярных типа студентов, между которыми находятся реальные студенты, - говорит доцент Дайняк. – Первый тип – это те, кто видит себя будущими исследователями, горят наукой, преподаваемой в их вузе. Для таких живое общение с преподавателем, являющимся экспертом в этой области, - все равно, что фанату рок-группы прийти на живой концерт. Для нашего времени вполне естественно, что таких ребят намного меньше половины. Второй тип студентов – те, которые подходят к образованию совершенно утилитарно.
И в этом ни в коем случае нет их вины, это не является их недостатком. Они бы и в обычном вузе без онлайн-составляющей выбирали бы себе при любой возможности только интересующие их с практической стороны курсы, хорошо представляя, где они будут работать и какую карьеру строить в первые несколько лет», - уверен доцент Дайняк. По его мнению, даже в случае выбора в пользу полностью онлайн-курсов, было бы полезно, чтобы часть занятий проходила в формате хотя бы вебинаров, в форме общения с живым человеком, способным ответить на вопросы, направить мышление студентов в нужное русло. «Наибольшую ценность для обучения по-прежнему представляют задания, в которых предполагается развернутый ответ, а такие задачи компьютер проверять пока полноценно не может», - уверен Дайняк.
Также важнейшей составляющей онлайн-образования он считает форумы, на которых студенты могут обмениваться мнениями, решениями сложных задач, общаться с преподавателями. «Каждая современная платформа онлайн-образования сейчас обязательно имеет исправно функционирующий форум. И здесь неизвестно ещё, что окажется эффективнее – живое, аудиторное общение студентов в реальном времени или постоянный доступ к активно используемому онлайн-форуму, модерируемому экспертами.», - считает Александр Дайняк.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ