Алексей Леонов: Нам нужна своя национальная программа
Фото с сайта kremlin.ru

Фото с сайта kremlin.ru

Легендарный космонавт верит в покорение Марса

Генерал Алексей Леонов является одним из немногих оставшихся в живых советских космонавтов первого поколения.

Сегодня его именем назван кратер на обратной стороне Луны и увековечена память на монументе «Землякам-космонавтам» в Калининграде. Именем Алексея Леонова названы улицы и школы в разных городах России, его бронзовые бюсты установлены в Москве и в Кемерове. Более того, в фантастическом романе А. Кларка «2010: Одиссея Два» именно в честь нашего великого космонавта назван советский космический корабль.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени в Советском Союзе на орбиту спутника Земли мощной ракетой-носителем был выведен космический корабль-спутник «Восход-2», пилотируемый экипажем в составе командира корабля — летчика-космонавта полковника Павла Беляева и второго пилота — летчика-космонавта подполковника Алексея Леонова.

В тот же день, в 11 часов 30 минут впервые в мире был осуществлен выход человека из корабля в открытый космос. На втором витке полета Леонов, в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения совершил выход в космическое пространство, удалился от корабля на расстояние до пяти метров, успешно провел комплекс намеченных исследований и наблюдений и благополучно возвратился в корабль…

«Подумать только!» — Писали тогда в газетах, — «Человек, словно молодой орленок, освободился от сковывавшей его скорлупы корабля и, раскинув руки, будто крылья, запарил над планетой. Человек плавает в космосе, как в море!»

Лишь спустя 25 лет, в 1990 году Алексей Архипович решил поделиться некоторыми подробностями своего полета. Оказалось, что у космического корабля «Восход-2» неоднократно возникали нештатные ситуации, в частности, во время нахождения Леонова в открытом космическом пространстве и из-за повышения давления в скафандре при возвращении в корабль.

«На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км. Но в реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось по-другому», — рассказывает он, —  «Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи - 10 - 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно. В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни ребра жесткости, ни плотная ткань. В таком состоянии я не мог втиснуться в люк шлюза. Возникла критическая ситуация, а советоваться с Землей было просто некогда.

И тут я, нарушая все инструкции и не сообщая на Землю, перехожу на давление 0,27 атмосфер. Это второй режим работы скафандра. Если бы к этому времени у меня не произошло вымывание азота из крови, то закипел бы азот — и все... гибель.

Я прикинул, что уже час нахожусь под чистым кислородом и кипения быть не должно. После того, как я перешел на второй режим, все «село» на свои места. И, нарушая инструкцию, пошел в шлюз не ногами, а головой вперед…»

Случилось тогда и несколько аварийных ситуаций: повышение температуры и влажности, давления на борту, а затем и вовсе отказ автоматической системы управления. На самом деле посадка корабля осуществлялась в ручном режиме и  космонавты сутки пробыли в глухой заснеженной тайге.

«Было 20 градусов мороза», — вспоминал тогда Леонов.

«Я начал посылать сигналы азбукой Морзе, но ответа не было. Я решил, что нам не выбраться. И  действительно, в тот день государственное радио и телевидение стало передавать «Реквием» Моцарта. Но на следующий день нас обнаружил вертолет. В итоге пришлось три дня пробиваться через снега, пока он нас не подобрал»

За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Восьмой ребенок в семье, Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Среднюю школу он окончил в Калининграде в 1953 году. А в 1955 году — 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору.

В 1960 году Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. А в 1975 году, совместно с В.Н. Кубасовым, он совершил второй полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» по программе «ЭПАС», при котором впервые в мире была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

Леонов стал первым, кто пожал американцу руку в космосе, а это в те времена было не таким-то простым делом для рядовых граждан США и СССР. В 1970—1991 годах Алексей Леонов занял должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, а в марте 1992 года кандидат технических наук, генерал-майор авиации Алексей Леонов ушел в запас.  

По мнению Леонова, ныне на космос, на его проблемы государство обращает внимание, в основном, когда случается что-то негативное. А тот факт, что, например, в данный момент на орбите находится наш российский экипаж, знают, пожалуй, только родные и близкие космонавтов.

Так, в Америке каждую неделю проходят публичные включения из космоса и страна в курсе, чем живут их космонавты. А у нас?  Российский экипаж отправляется на полгода в космос и об этом никто не знает и не слышал!  И простые люди даже не представляют, какую гигантскую работу проводят космонавты, рискуя каждую минуту жизнью, для чего все это.  

«Мы должны иметь свою национальную космическую программу. Программа, то может и есть, но она не национальная.  Нет определенной идеи. И это огромные проблемы».

Леонов отмечает, что, к сожалению, если раньше у нас было много желающих стать космонавтами, то сейчас молодежь не очень-то хочет идти туда: опасно, страшно, да и нет особой мотивации летать.

«Более 50 лет назад Юрий Гагарин совершил первый в истории полет в космос», — констатирует Леонов, — «А какими космическими достижениями будет гордиться человечество еще через полстолетия? Теперь много говорят о Марсе, о Луне. Но пока не будет серьезного международного соглашения, никаких работ с Марсом никто организовывать не будет.

Конечно, человечество все равно когда-то полетит на Марс, но не сейчас, позже, когда будут изобретены новые двигательные системы. Одной стране это просто не по силам, да и полетят люди не из одной страны, а из многих.

Но перед таким полетом они обязательно должны два-три раза вместе слетать вокруг Земли, чтобы добиться полной психологической совместимости. Надо, чтобы они поработали и в разных частях Земли, чтобы притерлись друг к другу».

Леонов добавляет, что у космонавтики есть и другие задачи. Одна из самых важных – попытаться уберечь землян от посещения таких «гостей», как астероиды и метеориты.

«Наша Ассоциация космонавтов и астронавтов мира призывает все правительства одуматься и, наконец, создать международную систему борьбы с этими «непрошенными гостями», — говорит Алексей Архипович.

«Необходимо создать единую международную службу, которая имела бы на вооружении самые последние достижения. Надо, чтобы человечество, наконец, осознало, сколь реальную опасность для планеты несут ему большие космические тела. И в создании щита Земли участвовать должны все, и я бы сейчас поставил на первое место именно эту часть работы человечества в космосе...»

Луна, как объединяющее начало Далее в рубрике Луна, как объединяющее началоНа днях Россия и США договорились о строительстве совместной станции на Луне

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»