Новости – Украина












Украина
«Украина оказалась слишком слабой»

Станислав Шушкевич, Михаил Горбачев и Борис Ельцин объявляют журналистам о создании СНГ, 14 ноября 1991 года. Фото: Юрий Лизнув / ИТАР-ТАСС
Бывший глава Белоруссии Станислав Шушкевич рассказал РП о своем видении украинского конфликта и связанных с ним процессов в регионе
1 октября, 2014 06:18
9 мин
79-летний профессор Станислав Шушкевич — первый руководитель независимой Белоруссии, один из тех, кто в декабре 1991 года подписал в Беловежской пуще соглашения, поставившие точку в истории СССР. Он же и один из авторов СНГ, которое изначально создавалось именно с целью смягчить шок от одномоментного распада советской империи.
По личному указанию Александра Лукашенко сегодня государственная пенсия Станислава Шушкевича составляет сумму 30 американских центов (около 12 рублей) — за нее в Минске нельзя даже купить билет на трамвай. Но Шушкевич ведет активную жизнь — занимается политикой, возглавляет социал-демократическую партию, издает книги, читает лекции в европейских университетах. И имеет собственное мнение по всем актуальным вопросам — порой очень резкое.
— Ваш взгляд на сегодняшнее противостояние Украины и России, на вооруженный конфликт на востоке Украины. Что стало реальной причиной конфликта, разгоревшегося буквально за полгода?
— Моя версия, увы, отличается от всех остальных. У меня сложилось впечатление, что Путин был достаточно популярен в России, но понимал, что его популярность падает. Потому что он не знал, что дальше делать. Экономика не развивается — ну назовите мне какой-нибудь российский продукт, который был бы популярен на мировом рынке. А вот маленькая победа — она сразу поднимает популярность политика.
Но я не ожидал такого хода. Я иногда даже говорил: чем Путин отличается от Лукашенко — тем, что он цивилизованный если не диктатор, то авторитарный правитель. Правитель достаточно разумный, что подтверждала хотя бы его рокировка с Медведевым. То есть прежде Путин играл по закону. И согласно Конституции, он может быть правителем достаточно долго. Но ему нужна популярность. А популярность на Руси завоевывается нетривиальными действиями. Например, присоединить Крым, после длительного убеждения о том, что там обижают русских, что там господствуют фашисты, а Севастополь — исконно русский город. И это возымело свое действие.
То же самое и в Донбассе — вы сами же понимаете, что сравнивать газ и уголь очень сложно. И потому Донбассу сложно было выходить из тяжелого экономического положения. А все эти сложности были приписаны центральному правительству Украины. Которое как раз хотело совершенствовать политическую систему и показывало пример, потому что нигде не было такого участия гражданского общества в политической жизни, как на Украине.

Станислав Шушкевич. Фото: Сенцов Александр, Чумичев Александр / ИТАР-ТАСС
Станислав Шушкевич. Фото: Сенцов Александр, Чумичев Александр / ИТАР-ТАСС
И все это грозило тем, что Украина пойдет в Европу. Потому Путин и пошел по пути присоединения Крыма. Вспомнились истории о том, что Крым был отдан якобы пьяным Хрущевым, и прочее, и прочее… И на всем этом Путин завоевал свою популярность.
Я же понял, что очень ошибался в российской интеллигенции. Если российская интеллигенция за то, чтобы строить правовое государство, за то, чтобы соблюдать международные отношения, она не вправе поддержать действия Путина. Потому что это противоречит ее собственным принципам. Но они это поддержали. И я никак не ожидал, что те люди, деятели искусства, которых я уважал, — просто неграмотные люди в элементарных политических вопросах. Но оказалось, что в России фактически осталась советская интеллигенция, которая очень далека от понимания своей исторической роли.
— В 1991-м, когда вы подписывали Беловежские соглашения, вы хотя бы примерно могли себе представить, что на Украине будут боевые действия?
— Нет. Я не то что в 1991-м, я еще и в 2013-м не мог представить, что такое произойдет. Я считаю, это тоже операция спецслужб. Когда на ключевые должности в СБУ были внедрены пророссийски настроенные люди и даже граждане России.
Понятно, что многое произошло с подачи Збигнева Бжезинского (американского советолога. — РП), который давно сказал, что Россия не может быть империей без Украины. Я с ним, кстати, встречался недавно — он по-прежнему говорит очень правильные вещи.
России страшно повезло с природными ресурсами, и быстро поставить Россию в затруднительное положение невозможно. Но это вполне возможно за длительное время. Причем похоже, что Запад на это идет.
— А что еще вам говорил Бжезинский по поводу Украины?
— Я с ним встречался полтора месяца назад во Вроцлаве. Я спросил у него, готов ли Запад помочь Украине военными действиями. Бжезинский ответил, что ни в коем случае, никто не будет помогать. Потому что армия, в которой 160 тысяч человек сложили оружие без единого выстрела, не может получить поддержку. То есть этой армии просто нет, ее нужно создавать.

Президент Украины Леонид Кравчук (слева), Станислав Шушкевич, и Борис Ельцин подписывают соглашение о создании СНГ, 8 декабря 1991 года. Фото: Юрий Иванов / РИА Новости
Президент Украины Леонид Кравчук (слева), Станислав Шушкевич и Борис Ельцин подписывают соглашение о создании СНГ, 8 декабря 1991 года. Фото: Юрий Иванов / РИА Новости
— В России сейчас бытует мнение, что нынешний украинский конфликт — это то, что постсоветские страны «недовоевали» после распада СССР. То есть тогда конфликты были в Закавказье, в Молдавии, в Средней Азии, а так в основном распад без крови прошел. И вот теперь вспыхнул «отложенный» конфликт. А вы как думаете?
— Нет. Я абсолютно не воспринимаю это так, как Карабах, как исламские проявления в Азии. В данном случае мы видим примерно равное разделение общества — на тех, кто стремится в Европу, и тех, кто относится к ней весьма подозрительно. Но мне кажется, что никакой войной, никаким конфликтом это не угрожало. Все силовые действия — и Майдан, и Крым-Донецк-Луганск, — они все были привнесены извне. Привнесены на заранее хорошо подготовленную почву.
Так что это не продолжение распада СССР. Это совершенно новые действия, нацеленные на то, чтобы Украина ни в коем случае не ушла в Европу.
— Могут ли украинские события в какой-либо форме повториться в Белоруссии? И может ли Белоруссия рассчитывать на Будапештский меморандум — при том, что Украине он не помог?
— Будапештский меморандум 1994 года просто не мог быть сильным документом. Такого рода гарантий на высшем уровне в то время давалось много, были и многочисленные устные договоренности. Поэтому я никогда не возлагал больших надежд на этот меморандум. Ну что значит, что США и Великобритания являются гарантами безопасности? Они и далее будут принимать декларации, делать хорошие заявления, принимать какие-то маленькие экономические санкции — и все. Плакать по этому поводу не следует. Я по этому поводу чаще вспоминаю слова Рейгана: «Мир можно устанавливать только сильными руками». А Украина оказалась слишком слабой.
Ну а в Белоруссии эти события повториться не могут. Потому что более преданного России руководителя, более крепко сидящего на вершине пирамиды за счет российской поддержки правителя, чем Лукашенко, на постсоветском пространстве нет.
— 1 января 2015 года Таможенный Союз должен превратиться в Евразийский экономический союз. Насколько жизнеспособно это образование? Назарбаев говорит о возможном выходе из него, белорусский парламент отложил ратификацию аж на декабрь. Что вы думаете?
— Во-первых, белорусского парламента нет. Есть назначенные люди, которые ратифицируют что угодно, даже стояние на голове для всех депутатов. Так что то, что парламент отложил рассмотрение вопроса о ратификации, — это понятно: ему сказали отложить, и он отложил. Это марионеточные структуры. Так что это Лукашенко откладывает ратификацию им же подписанного договора.
В данном случае Лукашенко не прочь поиграть в независимость, понадувать щеки. Но как только скажет ему Путин, он сразу же все ратифицирует. Потому что если прекратится финансовая поддержка Лукашенко за счет России, то ему сразу конец. Поэтому в Белоруссии украинские события повториться не могут. У нас КГБ работает так, как работал в Советском Союзе. Посмотрите: вот был Чемпионат мира по хоккею. Вспомните: сколько человек перед ним посадили в тюрьму просто ни за что, превентивно изолировали, чтобы они не занимались никакой оппозиционной деятельностью в период чемпионата.
Но если в Белоруссии пройдут честные выборы, и если тут будут нормальные масс-медиа, а не средства пропаганды, то я уверен: страна потянется в Европу. Потому что сами белорусы видят разницу между жизнью в Европе и жизнью в России.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости