Украина
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Украина
Русская планета

Очистка кэша в масштабах страны

Фото: Александр Максименко / РИА Новости
Почему люстраций не было в России и как они проходили в бывших социалистических государствах
Никита Сологуб
17 сентября, 2014 19:53
14 мин
Накануне Верховная рада Украины приняла закон «Об очистке власти». Согласно документу, в целях «восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами» нынешних и будущих чиновников будут проверять на причастность к режиму бывшего президента страны Виктора Януковича, органам власти Советского Союза и иностранным спецслужбам. РП вспоминает, как люстрации проходили в бывших странах социалистического лагеря и почему не удались в России.
По данным украинского премьер-министра Арсения Яценюка, под действие нового закона  подпадет около миллиона чиновников, госслужащих и сотрудников правоохранительных органов. Документ предлагает разделить всех люстрируемых на две категории. В первую попадут чиновники, которым будет запрещено занимать госдолжности в течение десяти лет, во вторую — служащие, которых подвергнут «мерам общественного порицания».
Сейчас под термином люстрация (от латинского lustratio — очищение посредством жертвоприношений) понимается политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц на занятие государственных должностей, профессиональную практику либо неприкосновенность личной жизни. Люди, подвергающиеся ограничениям, выделяются по профессиональной, партийной, религиозной и прочим принадлежностям.
Наибольшее распространение процессы люстрации получили в Восточной Европе после падения коммунистических режимов: под них попали как партийные функционеры, так и сотрудники и агенты тайной полиции.  Главная идея люстрации заключается в том, что легитимность новой власти создается путем разрыва с практикой власти старой, которая воспринимается как преступная. Зачастую законы о люстрации идут вразрез с конституциями постсоциалистических стран. Именно поэтому во многих государствах, например Сербии и Хорватии, попытки утвердить их закончились провалом. Парадоксальная ситуация сложилась в Албании, где закон о люстрации принял Конституционный суд, судьи которого служили при коммунистического режиме, а значит, подпадали под действие ограничений.
Попытки обосновать необходимость привлечения к ответственности функционеров советского режима предпринимались и в России. В октябре 1991 года был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который помимо восстановления прав пострадавших от коммунистического режима предусматривал уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством для работников ЧК, НКВД, МГБ, прокуратуры и судов, признанных виновными в «преступлениях против правосудия». Однако на практике это положение в полной мере не реализовывалось.
В декабре 1992 года депутат от «Демократической России» Галина Старовойтова внесла в Верховный Совет законопроект «О запрете на профессии для проводников тоталитарного режима». «Лицемерно защищаясь от несуществующей "охоты на ведьм”, некоторые монстры прежнего режима, причастные к его кровавым преступлениям и далекие от покаяния, готовы и сейчас по первому сигналу продолжить массовые репрессии, неотделимые от практики ленинизма и сталинизма. Наше общество, интеллигентно называя верных ленинцев и сталинцев инакомыслящей оппозицией, как будто бы больше озабочено их комфортом, чем душевным и материальным состоянием жертв ленинизма и сталинизма, — все это несмотря на широковещательные декларации о возвращении к общечеловеческим ценностям», — говорила политик в преамбуле к документу.
Место убийства Галины Старовойтовой. Фото: Сергей Смольский / ИТАР-ТАСС
Место убийства Галины Старовойтовой. Фото: Сергей Смольский / ИТАР-ТАСС
Законопроект предусматривал запрет на занятие государственных должностей, работу в СМИ и преподавание в вузах на сроки от пяти до 15 лет для освобожденных партийных секретарей, работников комитетов партий, а также сотрудников НКВД, МГБ, КГБ, МСБ и МБР. Однако Верховный Совет не пропустил этот законопроект. По словам советника тогдашнего президента России Бориса Ельцина Сергея Станкевича, законопроект Старовойтовой не был принят прежде всего из-за личной позиции главы государства, который говорил о необходимости консолидации общества. «Все уперлось в позицию Ельцина, сначала он высказывал сомнения по поводу закона, в основном потому что массовые репрессии затронули слишком большую часть населения, кто-то от них пострадал, а кто-то их организовывал», — вспоминает политик в разговоре с РП.
Под давлением Ельцина группа Старовойтовой постепенно смягчала требования, озвученные в законе, однако ни в одной редакции он не был одобрен. Затем Старовойтова покинула парламент и попытки провести закон сошли на нет, рассказывает Станкевич. Спустя пять лет, в 1997 году, Старовойтова внесла на рассмотрение Госдумы измененный вариант законопроекта, однако и он был отклонен. Вскоре ее убили. По итогам судебного рассмотрения дела о гибели правозащитницы виновным в организации этого преступления был признан бывший депутат от ЛДПР Михаил Глущенко.
По словам Станкевича, тема люстрации не была для Восточной Европы такой «острой и больной», какой была для России. Условий для реанимации этих процессов сейчас политик не видит.
Чехословакия
В Чехословакии люстрационные процессы начались в 1991 году, когда правительство республики приняло так называемый «большой» и «малый» законы об очистке власти. Спустя два года президент Вацлав Гавел подписал закон «О противоправности коммунистического режима и сопротивлении ему». Согласно тексту законопроекта, Коммунистическая партия Чехословакии и другие организации, основанные на ее идеологии, признавались «преступными и достойными осуждения», а их деятельность — «направленной на лишение людей их прав и на удушение демократии». Всем кадровым сотрудникам и агентам спецслужб и функционерам Коммунистической партии  запрещалось занимать посты в государственных органах в течение пяти лет. Имена этих людей заносились в списки, которые рассматривала специальная комиссия МВД. Всего в них фигурировали около 140 тысяч человек.
По итогам рассмотрения каждого имени министерская комиссия в течение двух месяцев выдавала справки, удостоверявшие, что человек имел либо не имел отношения к Службе безопасности. В 1996 году, уже после распада Чехословакии, граждане Чехии получили право ознакомиться с заведенными на них досье спецслужб. К середине 90-х вопрос о люстрации стал предметом политической борьбы за государственные посты, а доступ к информации Службы безопасности нередко использовался ради шантажа. Действие закона заканчивалось в 1996 году. Когда власти Чехии решали вопрос о его продлении, Гавел попытался ограничить его действий 2000 годом, однако парламент преодолел вето и закон стал бессрочным.
«Регистрация граждан в эти списки используется для шантажа людей, которые хотели бы работать в сфере образования или политики. Я знаю, что из этих списков были тайно удалены имена многих людей,  которые были политически приемлемым для нового политического режима и сотрудничали с ним», — рассказал РП член «Коммунистической партии Чехии и Моравии» Иржи Валента.
Германия
Одними из главных требований восточногерманского протестного движения 1989–1990 годов стали ликвидация секретных служб и передача архива Министерства государственной безопасности (известного как Штази) под гражданский контроль. Лозунги «Преступники из Штази, вон из политики», «Мы требуем немедленного лишения власти и роспуска Министерства госбезопасности» и «Свободу моему досье» выражали стремление горожан к разоблачению осведомителей и восстановлению доверия в публичной сфере.
Демонстранты врываются в здание Министерства государственной безопасности Германии. Фото: Jockel Finck / AP
Демонстранты врываются в здание Министерства государственной безопасности Германии. Фото: Jockel Finck / AP
Под давлением общества покинул свою должность генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии Эрик Хонеккер. Вслед за ним на фоне непрекращающихся демонстраций правительство в полном составе было отправлено в отставку. Через два дня 9 ноября 1989 года пала Берлинская стена. Вскоре был заключен договор об Объединении Германии, в частности, в него было включено положение о том, что гражданские служащие и члены судебного персонала должны повторно обращаться с заявлениями о приеме на работу. В том же году Штази было заменено Ведомством национальной безопасности с аналогичными функциями и прежним составом сотрудников, но протестующих такая замена не устроила.
Через пару месяцев ведомство было закрыто, а в 1991 году Бундестаг принял закон, разрешивший доступ к документам Штази. В этот момент там содержалась информация о 85 тысячах сотрудниках и полумиллионе осведомителей. Кроме того, был введен закон, согласно которому досье из архивов могли запрашивать работодатели для проверки каждого претендента на публичную должность. Это привело к тому, что некоторые чиновники поспешили покинуть свои посты.  При этом особенно старались соответствовать общественным требованиям социальные институты, заинтересованные в высоком моральном авторитете среди граждан. Например, для университетов и судов люстрации стали попыткой дистанцироваться от прошлого режима. Более бюрократические структуры отнеслись к введенным мерам как к необходимой бумажной волоките.
За первый год в Службу по ознакомлению с архивом поступило около 3000 заявлений. Всего в период с 1991-го по 2012 год Служба приняла один миллион 754 тысячи 838 обращений о проверке государственных служащих, наибольшее их число пришлось на первые три года работы. Примерная цифра уволенных из-за связей со Штази сотрудников составляет около 55 тысяч человек.
Польша
В 1989 году власть в тогдашней Польской народной республике в результате мирной революции перешла от марксистской «Польской объединенной рабочей партии» (ПОРП) к объединению профсоюзов «Солидарность», находившемуся в оппозиции в течение десяти лет. Хотя правящая коалиция под предводительством Леха Валенсы и гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам, в ее резолюции говорилось, что за существование коммунистической системы в Польше в большей степени несет ПОРП. В 1992 году радикальные антикоммунисты сформировали свое правительство и предложили внести закон, отбирающий у сотрудников госбезопасности и участников репрессий при социалистическом режиме право на получение пенсии. Однако президент Валенса отменил его, воспользовавшись правом вето. Свое решение он мотивировал действием Конституции, которая Польша ратифицировала в 1992 году.
Лех Валенса. Фото: Czerek Sokolowski / AP
Лех Валенса. Фото: Czerek Sokolowski / AP
Хотя попытки провести очистку власти предпринимались регулярно — от этой идеи не отказывались даже представленные в Сейме коммунисты, — ни одна из них не была доведена до конца. Лишь в 1997 году после длительной политической борьбы, несмотря на противодействие Валенсы, закон «О люстрации» был принят. Согласно документу, все желающие поступить на госслужбы должны были публично покаяться в своем сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами и получить прощение. Те же, кого власти признавали скрывающими свое прошлое, увольнялись, а сведения о них предавались обнародованию. Принятие этого закона привело к массовому доносительству, жертвой которого стал и сам Лех Валенса. Однако эти обвинения успеха не возымели.
Венгрия
В Венгрии закон об уголовной ответственности для «лиц, совершивших в период с декабря 1944 года по май 1990 года предательство родины» был введен вскоре после распада Советского Союза, в 1992 году. Этот документ предусматривал наказание вплоть до пожизненного заключения и был составлен таким образом, что под его действие мог попасть абсолютно любой участник советско-венгерского сотрудничества.
Помимо этого, он предусматривал «биографический контроль» для членов парламента, министров, президента, судей, высших должностных лиц госуниверситетов и госкомпаний. Люстрируемой называлась любая деятельность в пользу государственных органов безопасности либо членство в Венгерской партии трудящихся» — при обнаружении о причастности к ней госслужащий должен был немедленно уволиться. Однако Конституционный суд признал его неудовлетворительным в части раскрытия информации о деятельности всех людей, подпавших под действие закона, за исключением журналистов, руководителей университетов и колледжей, работников госпредприятий и представителей духовенства.
Введение закона привело к публикации сведений о  деятельности органов госбезопасности, а в мае 2005 года был открыт доступ общественности к засекреченным документам об агентах спецслужб.
Прибалтика
В 1990 году Конгресс противоправно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы обратился к Верховным советам Прибалтийских республик с просьбой признать послевоенные репрессии преступлениями против человечности, а осуществлявшие их ведомства —  преступными организациями. Несмотря на неоднозначную реакцию в обществе, в 1993 году Верховный совет Латвии принял Закон о внесудебных массовых репрессиях в 40–50 годах, который подразумевал судебное преследование лиц, участвовавших в массовых убийствах.
Кроме того, в Латвии и Литве был принят действующий до сих пор закон, требующий от всех кандидатов в депутаты парламента подать письменное заявление о связях с советскими или иными разведслужбами. После этого депутатская комиссия опрашивает депутатов, в случае наличия данных, указывающих на сотрудничество последнего с разведкой, разбирательство может дойти до суда, который должен дать правовую оценку собранным доказательствам. При этом особенностью люстраций в Прибалтике стал их национальный оттенок. Они затронули прежде всего русских, при этом коренное население поприветствовало чистки.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ