Новости – Украина
Украина
Очистка кэша в масштабах страны
Фото: Александр Максименко / РИА Новости
Почему люстраций не было в России и как они проходили в бывших социалистических государствах
17 сентября, 2014 19:53
14 мин
Накануне Верховная рада Украины приняла закон «Об очистке власти». Согласно документу, в целях «восстановления доверия к власти и создания условий для построения новой системы органов власти в соответствии с европейскими стандартами» нынешних и будущих чиновников будут проверять на причастность к режиму бывшего президента страны Виктора Януковича, органам власти Советского Союза и иностранным спецслужбам. РП вспоминает, как люстрации проходили в бывших странах социалистического лагеря и почему не удались в России.
По данным украинского премьер-министра Арсения Яценюка, под действие нового закона подпадет около миллиона чиновников, госслужащих и сотрудников правоохранительных органов. Документ предлагает разделить всех люстрируемых на две категории. В первую попадут чиновники, которым будет запрещено занимать госдолжности в течение десяти лет, во вторую — служащие, которых подвергнут «мерам общественного порицания».
Сейчас под термином люстрация (от латинского lustratio — очищение посредством жертвоприношений) понимается политическая практика, состоящая в законодательном ограничении прав некоторых категорий лиц на занятие государственных должностей, профессиональную практику либо неприкосновенность личной жизни. Люди, подвергающиеся ограничениям, выделяются по профессиональной, партийной, религиозной и прочим принадлежностям.
Наибольшее распространение процессы люстрации получили в Восточной Европе после падения коммунистических режимов: под них попали как партийные функционеры, так и сотрудники и агенты тайной полиции. Главная идея люстрации заключается в том, что легитимность новой власти создается путем разрыва с практикой власти старой, которая воспринимается как преступная. Зачастую законы о люстрации идут вразрез с конституциями постсоциалистических стран. Именно поэтому во многих государствах, например Сербии и Хорватии, попытки утвердить их закончились провалом. Парадоксальная ситуация сложилась в Албании, где закон о люстрации принял Конституционный суд, судьи которого служили при коммунистического режиме, а значит, подпадали под действие ограничений.
Попытки обосновать необходимость привлечения к ответственности функционеров советского режима предпринимались и в России. В октябре 1991 года был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий», который помимо восстановления прав пострадавших от коммунистического режима предусматривал уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством для работников ЧК, НКВД, МГБ, прокуратуры и судов, признанных виновными в «преступлениях против правосудия». Однако на практике это положение в полной мере не реализовывалось.
В декабре 1992 года депутат от «Демократической России» Галина Старовойтова внесла в Верховный Совет законопроект «О запрете на профессии для проводников тоталитарного режима». «Лицемерно защищаясь от несуществующей "охоты на ведьм”, некоторые монстры прежнего режима, причастные к его кровавым преступлениям и далекие от покаяния, готовы и сейчас по первому сигналу продолжить массовые репрессии, неотделимые от практики ленинизма и сталинизма. Наше общество, интеллигентно называя верных ленинцев и сталинцев инакомыслящей оппозицией, как будто бы больше озабочено их комфортом, чем душевным и материальным состоянием жертв ленинизма и сталинизма, — все это несмотря на широковещательные декларации о возвращении к общечеловеческим ценностям», — говорила политик в преамбуле к документу.
Место убийства Галины Старовойтовой. Фото: Сергей Смольский / ИТАР-ТАСС
Место убийства Галины Старовойтовой. Фото: Сергей Смольский / ИТАР-ТАСС
Законопроект предусматривал запрет на занятие государственных должностей, работу в СМИ и преподавание в вузах на сроки от пяти до 15 лет для освобожденных партийных секретарей, работников комитетов партий, а также сотрудников НКВД, МГБ, КГБ, МСБ и МБР. Однако Верховный Совет не пропустил этот законопроект. По словам советника тогдашнего президента России Бориса Ельцина Сергея Станкевича, законопроект Старовойтовой не был принят прежде всего из-за личной позиции главы государства, который говорил о необходимости консолидации общества. «Все уперлось в позицию Ельцина, сначала он высказывал сомнения по поводу закона, в основном потому что массовые репрессии затронули слишком большую часть населения, кто-то от них пострадал, а кто-то их организовывал», — вспоминает политик в разговоре с РП.
Под давлением Ельцина группа Старовойтовой постепенно смягчала требования, озвученные в законе, однако ни в одной редакции он не был одобрен. Затем Старовойтова покинула парламент и попытки провести закон сошли на нет, рассказывает Станкевич. Спустя пять лет, в 1997 году, Старовойтова внесла на рассмотрение Госдумы измененный вариант законопроекта, однако и он был отклонен. Вскоре ее убили. По итогам судебного рассмотрения дела о гибели правозащитницы виновным в организации этого преступления был признан бывший депутат от ЛДПР Михаил Глущенко.
По словам Станкевича, тема люстрации не была для Восточной Европы такой «острой и больной», какой была для России. Условий для реанимации этих процессов сейчас политик не видит.
Чехословакия
В Чехословакии люстрационные процессы начались в 1991 году, когда правительство республики приняло так называемый «большой» и «малый» законы об очистке власти. Спустя два года президент Вацлав Гавел подписал закон «О противоправности коммунистического режима и сопротивлении ему». Согласно тексту законопроекта, Коммунистическая партия Чехословакии и другие организации, основанные на ее идеологии, признавались «преступными и достойными осуждения», а их деятельность — «направленной на лишение людей их прав и на удушение демократии». Всем кадровым сотрудникам и агентам спецслужб и функционерам Коммунистической партии запрещалось занимать посты в государственных органах в течение пяти лет. Имена этих людей заносились в списки, которые рассматривала специальная комиссия МВД. Всего в них фигурировали около 140 тысяч человек.
По итогам рассмотрения каждого имени министерская комиссия в течение двух месяцев выдавала справки, удостоверявшие, что человек имел либо не имел отношения к Службе безопасности. В 1996 году, уже после распада Чехословакии, граждане Чехии получили право ознакомиться с заведенными на них досье спецслужб. К середине 90-х вопрос о люстрации стал предметом политической борьбы за государственные посты, а доступ к информации Службы безопасности нередко использовался ради шантажа. Действие закона заканчивалось в 1996 году. Когда власти Чехии решали вопрос о его продлении, Гавел попытался ограничить его действий 2000 годом, однако парламент преодолел вето и закон стал бессрочным.
«Регистрация граждан в эти списки используется для шантажа людей, которые хотели бы работать в сфере образования или политики. Я знаю, что из этих списков были тайно удалены имена многих людей, которые были политически приемлемым для нового политического режима и сотрудничали с ним», — рассказал РП член «Коммунистической партии Чехии и Моравии» Иржи Валента.
Германия
Одними из главных требований восточногерманского протестного движения 1989–1990 годов стали ликвидация секретных служб и передача архива Министерства государственной безопасности (известного как Штази) под гражданский контроль. Лозунги «Преступники из Штази, вон из политики», «Мы требуем немедленного лишения власти и роспуска Министерства госбезопасности» и «Свободу моему досье» выражали стремление горожан к разоблачению осведомителей и восстановлению доверия в публичной сфере.
Демонстранты врываются в здание Министерства государственной безопасности Германии. Фото: Jockel Finck / AP
Демонстранты врываются в здание Министерства государственной безопасности Германии. Фото: Jockel Finck / AP
Под давлением общества покинул свою должность генеральный секретарь Социалистической единой партии Германии Эрик Хонеккер. Вслед за ним на фоне непрекращающихся демонстраций правительство в полном составе было отправлено в отставку. Через два дня 9 ноября 1989 года пала Берлинская стена. Вскоре был заключен договор об Объединении Германии, в частности, в него было включено положение о том, что гражданские служащие и члены судебного персонала должны повторно обращаться с заявлениями о приеме на работу. В том же году Штази было заменено Ведомством национальной безопасности с аналогичными функциями и прежним составом сотрудников, но протестующих такая замена не устроила.
Через пару месяцев ведомство было закрыто, а в 1991 году Бундестаг принял закон, разрешивший доступ к документам Штази. В этот момент там содержалась информация о 85 тысячах сотрудниках и полумиллионе осведомителей. Кроме того, был введен закон, согласно которому досье из архивов могли запрашивать работодатели для проверки каждого претендента на публичную должность. Это привело к тому, что некоторые чиновники поспешили покинуть свои посты. При этом особенно старались соответствовать общественным требованиям социальные институты, заинтересованные в высоком моральном авторитете среди граждан. Например, для университетов и судов люстрации стали попыткой дистанцироваться от прошлого режима. Более бюрократические структуры отнеслись к введенным мерам как к необходимой бумажной волоките.
За первый год в Службу по ознакомлению с архивом поступило около 3000 заявлений. Всего в период с 1991-го по 2012 год Служба приняла один миллион 754 тысячи 838 обращений о проверке государственных служащих, наибольшее их число пришлось на первые три года работы. Примерная цифра уволенных из-за связей со Штази сотрудников составляет около 55 тысяч человек.
Польша
В 1989 году власть в тогдашней Польской народной республике в результате мирной революции перешла от марксистской «Польской объединенной рабочей партии» (ПОРП) к объединению профсоюзов «Солидарность», находившемуся в оппозиции в течение десяти лет. Хотя правящая коалиция под предводительством Леха Валенсы и гарантировало неприкосновенность бывшим коммунистам, в ее резолюции говорилось, что за существование коммунистической системы в Польше в большей степени несет ПОРП. В 1992 году радикальные антикоммунисты сформировали свое правительство и предложили внести закон, отбирающий у сотрудников госбезопасности и участников репрессий при социалистическом режиме право на получение пенсии. Однако президент Валенса отменил его, воспользовавшись правом вето. Свое решение он мотивировал действием Конституции, которая Польша ратифицировала в 1992 году.
Лех Валенса. Фото: Czerek Sokolowski / AP
Лех Валенса. Фото: Czerek Sokolowski / AP
Хотя попытки провести очистку власти предпринимались регулярно — от этой идеи не отказывались даже представленные в Сейме коммунисты, — ни одна из них не была доведена до конца. Лишь в 1997 году после длительной политической борьбы, несмотря на противодействие Валенсы, закон «О люстрации» был принят. Согласно документу, все желающие поступить на госслужбы должны были публично покаяться в своем сотрудничестве с коммунистическими спецслужбами и получить прощение. Те же, кого власти признавали скрывающими свое прошлое, увольнялись, а сведения о них предавались обнародованию. Принятие этого закона привело к массовому доносительству, жертвой которого стал и сам Лех Валенса. Однако эти обвинения успеха не возымели.
Венгрия
В Венгрии закон об уголовной ответственности для «лиц, совершивших в период с декабря 1944 года по май 1990 года предательство родины» был введен вскоре после распада Советского Союза, в 1992 году. Этот документ предусматривал наказание вплоть до пожизненного заключения и был составлен таким образом, что под его действие мог попасть абсолютно любой участник советско-венгерского сотрудничества.
Помимо этого, он предусматривал «биографический контроль» для членов парламента, министров, президента, судей, высших должностных лиц госуниверситетов и госкомпаний. Люстрируемой называлась любая деятельность в пользу государственных органов безопасности либо членство в Венгерской партии трудящихся» — при обнаружении о причастности к ней госслужащий должен был немедленно уволиться. Однако Конституционный суд признал его неудовлетворительным в части раскрытия информации о деятельности всех людей, подпавших под действие закона, за исключением журналистов, руководителей университетов и колледжей, работников госпредприятий и представителей духовенства.
Введение закона привело к публикации сведений о деятельности органов госбезопасности, а в мае 2005 года был открыт доступ общественности к засекреченным документам об агентах спецслужб.
Прибалтика
В 1990 году Конгресс противоправно репрессированных Эстонии, Латвии и Литвы обратился к Верховным советам Прибалтийских республик с просьбой признать послевоенные репрессии преступлениями против человечности, а осуществлявшие их ведомства — преступными организациями. Несмотря на неоднозначную реакцию в обществе, в 1993 году Верховный совет Латвии принял Закон о внесудебных массовых репрессиях в 40–50 годах, который подразумевал судебное преследование лиц, участвовавших в массовых убийствах.
Кроме того, в Латвии и Литве был принят действующий до сих пор закон, требующий от всех кандидатов в депутаты парламента подать письменное заявление о связях с советскими или иными разведслужбами. После этого депутатская комиссия опрашивает депутатов, в случае наличия данных, указывающих на сотрудничество последнего с разведкой, разбирательство может дойти до суда, который должен дать правовую оценку собранным доказательствам. При этом особенностью люстраций в Прибалтике стал их национальный оттенок. Они затронули прежде всего русских, при этом коренное население поприветствовало чистки.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости