Едет крыша: как передвигали здания
Открытие Лондонского моста в Лейк-Хавасу-Сити, 10 октября 1971 год. Фото: AP

Открытие Лондонского моста в Лейк-Хавасу-Сити, 10 октября 1971 год. Фото: AP

Мост, завод, вокзал, колокольня, резиденция главы государства: все это можно переместить с одного места на другое

18 апреля 1968 года старый гранитный Лондонский мост был продан американцам, после чего его разобрали, переправили через океан и установили в Лейк-Хавасу-Сити, штат Аризона. В мире распространена практика перемещения мостов, домов, церквей и других сооружений, «Русская планета» рассказывает о некоторых из них.

Лондонский мост

Первый мост через Темзу построили в 43 году н.э. римляне, пытавшиеся завоевать Британию. Плавучий понтонный мост примерно через десять лет заменили постоянным деревянным, и на одном из берегов реки начал расти город Лондиниум. С уходом римлян мост обветшал, и саксонам в 984 году пришлось его отстраивать заново. Через 30 лет мост был разрушен представителем норвежской королевской династии Олавом II Святым, который помогал английскому королю Этельреду Неразумному отвоевать обратно свои земли у короля Дании Свена Вилобородого. Следующую версию моста в 1091 году унесло водой, еще один сгорел в 1136 году.

В Средние века мост шириной в восемь метров больше 30 лет возводили из камня, и в начале XIII века он был готов. На нем поместилось 130 магазинов и несколько туалетов, содержимое которых выливалось в Темзу. Постройки легко возгорались, а также сильно давили на поддерживающие мост арки, которые несколько раз приходилось перестраивать. Уже в 1212 году пожар возник на обоих концах моста одновременно, и множество людей оказались заперты в середине. В 1633 году пожар уничтожил треть сооружения.

К концу XV века на мосту стояло около 200 домов, в которых было до семи этажей, причем некоторые их них нависали над рекой или над проезжей частью. По одной из версий, именно с Лондонского моста началось левостороннее движение в Англии: если бы извозчики, бьющие кнутом лошадей, перемещались по правой стороне улицы, они бы задевали пешеходов. Это правило, нарушение которого предусматривало штраф, было закреплено в Билле 1756 года.

К концу XVIII века сооружение, увековеченное в песенке «Лондонский мост падает» (англ. London Bridge Is Falling Down), пришло в негодность. Был объявлен конкурс на лучший дизайн нового моста, который строили с 1824 по 1831 год, после чего обветшавшего предшественника разобрали. Возведенное по последнему слову техники сооружение имело 15 метров в ширину и какое-то время было в состоянии справляться с оживленным траффиком. В 1924 году обнаружилось, что один из концов моста погрузился в воду на девять сантиметров глубже, чем противоположный.

Больше так жить было нельзя, и в 1967 году Лондонский мост выставили на аукцион. Чуть меньше, чем за $2,5 миллиона, его купил владелец нефтегазовой компании из Миссури Роберт МакКаллох. Столь неожиданный поворот событий породил версию о том, что предприниматель перепутал свою покупку с Тауэрским мостом, который выглядит намного презентабельное, однако ее опровергли. Пронумерованные части моста совершили путешествие через океан, и 10 октября 1971 года обрели вторую жизнь в основанном Мак Каллохом Лейк-Хавасу-Сити.

Машиностроительный завод в Цюрихе

Несколько лет назад под угрозой сноса оказалось построенное в 1876 году здание машиностроительного завода Oerlikon в Цюрихе. Выпускающий точные инструменты, оружие и электрические локомотивы завод мешал планам по расширению железнодорожного узла. Швейцарцы не хотели терять памятник архитектуры и собрали подписи, а затем подали петицию против сноса. Тогда здание выкупила фирма Swiss Prime Site, и вместе с государственной компанией «Швейцарские федеральные железные дороги» приступила к подготовительным работам по его перемещению.

Осенью 2011 года подвальное помещение завода было демонтировано, а несущие стены сняты с фундамента и установлены на подвижное основание с помощью металлических опор. По специально проложенным рельсам здание весом в 6200 тонн начали передвигать 22 мая 2012 года. Платформа на роликах двигалась с помощью гидравлических установок со скоростью 3-5 метров в час, и к вечеру следующего дня было отодвинуто на 60 метров.

Транспортировка завода Oerlikon. Фото: Swiss Prime Site

Транспортировка завода Oerlikon. Фото: Swiss Prime Site

Swiss Prime Site потратила на эту операцию 12 миллионов франков. По утверждению владельцев компании, это была первая транспортировка сооружения подобных размеров в Европе — длина завода составляет 80 метров, а ширина — 12 метров. Владельцы бывшего завода считают, что на новом месте он не будет никому мешать еще как минимум век.

Железнодорожный вокзал в Шен-Бур

В прошлом году швейцарцы переместили здание старого железнодорожного вокзала маленького города Шен-Бур под  Женевой. Памятник архитектуры конца XIX века, внесенный в реестр охраняемых исторических объектов, мешал строительству нового подземного вокзала, который будет значительно превышать размеры старого.

Городские власти потратили на транспортировку сооружения 1,5 миллиона франков. Инженеры разрабатывали план операции в течение четырех месяцев. В результате двухэтажное кирпичное здание с помощью установленной на рельсы гидравлической платформы на 40 метров отодвинули от будущей строительной площадки. На это у рабочих ушло шесть часов.

Размах этого предприятия был значительно меньше, чем при транспортировке завода Oerlikon: вокзал имеет 17 метров в длину, 9 в ширину и весит всего 710 тонн.

Колокольня делла Маджоне

Первое документально зафиксированное перемещение крупной постройки было совершено под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. В 1455 году он передвинул 24-метровую колокольню делла Маджоне при церкви Санта Мария Маджоре в Болонье.

Колокольня мешала строительству нового здания городской администрации. Вместе с колоколами делла Маджоне весила не меньше тонны. Фиораванти защитил ее от образования трещин с помощью клетки из деревянных брусьев. Колокольню тянули по полозьям вдоль вкопанных в землю осей, используя для этого канаты, закрепленные с помощью системы блоков.

Через 20 лет архитектор по приглашению великого князя Ивана III приехал в Москву восстанавливать разрушенный Успенский собор. На тот момент Фиораванти было уже 60 лет. Он довольно быстро справился со своей задачей, но вернуться на родину так и не смог — Иван III посадил архитектора в тюрьму, когда он пытался тайно выехать в Италию. Через два года он его выпустил из тюрьмы, но дальнейшая судьба итальянского архитектора неизвестна.

Андреевский мост

Бум транспортировки зданий начался в Москве в 1930-е годы с принятием плана реконструкции столицы. Расположенным в центре улицам, которые надлежало расширить или сделать более удобными для пешеходов,   было необходимо пространство, и многие дома были задвинуты глубже во дворы.

Транспортировка Андреевского моста. Фото: Виталий Созинов / ИТАР-ТАСС, архив

Транспортировка Андреевского моста. Фото: Виталий Созинов / ИТАР-ТАСС, архив

А к концу XX века московские власти решили переместить железнодорожный  Андреевский мост, который с 1907 года соединял станции Канатчиково и Воробьёвы горы. Несмотря на многочисленные ремонтные работы, мост сильно обветшал за 90 лет, и скорость движения по нему пришлось ограничить 40 километрами в час. Эта вынужденная необходимость задерживала движение поездов.

Когда на повестке дня оказалась реконструкция малого кольца Московской железной дороги, сооружение было решено демонтировать. Правительство и Москомархитектура одобрили предложение перенести мост в более подходящее место и сделать его пешеходным. Такое нашлось на 1,5 километра ниже по течению, при этом тянуть 1390-тонный Андреевский мост нужно было целиком. Подготовительные работы длились почти год, и 22 мая 1999 года три баржи передвинули сооружение на новое место. С тех пор крытый стеклянной галереей пешеходный мост носит название Пушкинский и соединяет Фрунзенскую и Пушкинскую набережные в районе Нескучного сада.

Особняк Атартюка

Первый президент Турции Мустафа Кемаль Атартюк в 1929 году проезжал по Ялове и увидел растущую на побережье чинару. Дерево так ему понравилось, что Кемаль распорядился построить рядом с ним двухэтажный особняк. Дом был закончен меньше чем за месяц. Летом 1930 года, когда президент приехал в особняк, рабочие сказали ему, что ветки чинары, колеблемые  ветром, бьют по стене и крыше дома, и предложили спилить некоторые из них.

Кемаль не мог так поступить с деревом, поэтому муниципалитету Стамбула было поручено передвинуть здание подальше от дерева. Группа инженеров раскопала особняк до уровня фундамента и поставила его на привезенные из Стамбула трамвайные рельсы. Наблюдать за процессом перемещения президентской обители на 4,8 метров на восток приехали сестра президента, заместитель губернатора, другие любопытные инженеры и журналисты.

«Ходячий особняк» был объявлен культурным и природным достоянием и превращен в музей.

Не хочу быть гражданином Далее в рубрике Не хочу быть гражданином«Русская планета» рассказывает об известных людях без гражданства

Комментарии

20 апреля 2014, 09:41
Семь раз отмерь, один раз отрежь, что бы потом двигать не пришлось))
21 апреля 2014, 11:50
А не пора ли нам перенести столицу нашей родины куда нибудь в Новосибирск? В Москве может пробки разгрузятся и нервозности у людей убавится, а Сибири нужна поддержка. и люди туда поедут, и от украинских границ подальше
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»