Взлеты и падения
Немецкий полицейский осматривает кабину самолета BEA Elizabethan. Фото: AP

Немецкий полицейский осматривает кабину самолета BEA Elizabethan. Фото: AP

Уругвайские регбисты, российские хоккеисты, иранские дзюдоисты и другие спортсмены — жертвы авиакатастроф

6 февраля 1958 года на взлетной полосе в аэропорту Мюнхена разбился самолет BEA Elizabethan, на борту которого находилась футбольная команда «Манчестер Юнайтед». В результате крушения погибли восемь игроков клуба. «Русская планета» рассказывает о спортивных командах разных стран, которые теряли своих игроков в авиакатастрофах.

Английские футболисты

Воспитанники главного тренера «Манчестер Юнайтед» Мэтта Басби возвращались домой в Великобританию после четвертьфинального матча Кубка европейских чемпионов, который проходил в Белграде. На борту самолета, помимо самих футболистов, находился персонал команды, болельщики и журналисты.

Рейс Белград-Манчестер предусматривал остановку в Мюнхене для дозаправки. Пассажиры совершившего посадку самолета коротали время за игрой в карты, чтением журналов или сном. Первую попытку взлететь капитаны BEA Elizabethan совершили в 14:31. Они почувствовали, что двигатели работают неровно, и самолет пришлось остановить. Во второй раз произошло то же самое. Топливные баки снова нуждались в дозаправке, и пассажиров выпустили выпить кофе. Когда их пригласили обратно в самолет, они были в подавленном настроении, некоторые пересаживались со своих мест, утверждая, что там небезопасно.

Погода в тот день была холодной и пасмурной. Во время третьей попытки двигатели отказали уже после того, как самолет разогнался до 117 узлов. Теряющий скорость авиалайнер въехал в снежную кашу в конце взлетно-посадочной полосы, капитаны не справились с управлением и протаранили ограждение аэродрома. Корпус самолета задел дом, дерево и завершил торможение в деревянном ангаре. От ударов у него отвалилось левое крыло и часть хвоста; дом, из которого чудом успели выбежать жильцы, немедленно загорелся, а в ангаре взорвался грузовик с горючим.

Во время катастрофы погибли семь игроков основного состава, восемь журналистов, часть тренерского состава клуба, второй пилот капитан Кенет Реймент и еще несколько человек. Через две недели в больнице скончался еще один футболист, Дункан Эдвардс.

Из 43 пассажиров выжить удалось только 20. Единственным уцелевшим служащим клуба оказался главный тренер Мэтт Басби, но «Малышей Басби», как называли его команду, уже не было. Из девяти выживших футболистов двое больше никогда не играли в футбол.

Следствие установило, что причиной катастрофы стало скопление подтаявшего снега ближе к концу полосы, однако администрация аэропорта все равно предъявила обвинения капитану Джеймсу Тейну как единственно выжившему пилоту. Судебное разбирательство длилось десять лет, пока в 1968 году Тейн не был полностью оправдан.

Русские хоккеисты

В январе 1950 года хоккейная команда Военно-воздушных Сил Московского военного округа (ВВС МВО) должна была играть с командой «Дзержинец» в Челябинске. Обычно хоккеисты добирались в принимающий город на поезде, но играющий тренер ВВС Борис Бочарников, которого только-только взяли на эту должность, настоял на самолете. По его мнению, три дня тряски в вагоне плохо сказались бы на спортивной форме хоккеистов, а приехав раньше, они располагали бы несколькими днями на тренировку. Команде ВВС покровительствовал сын председателя совета министров Василий Сталин, что позволяло тренеру клуба легко решать такие проблемы.

Поэтому вместо того, чтобы сесть на поезд на Казанском вокзале, 7 января хоккеисты поднялись на борт самолета «Дуглас» С-47. Во время полета погода сильно испортилась. Приближавшимся к Уральским горам пилотам стало понятно, что метеоусловия не позволят им посадить самолет в Челябинске. Тогда был отдан приказ идти на посадку в Свердловске. С-47 пять раз пытался зайти на посадочную полосу аэропорта Кольцова, но из-за усилившихся ветра и снегопада каждый раз терпел неудачу. На шестой раз самолету не хватило тяги, и он разбился недалеко от летного поля. Шесть членов экипажа, 11 хоккеистов, врач и массажист команды ВВС — все, находившиеся на борту злополучного самолета, погибли.

Причиной катастрофы не могла стать неопытность экипажа — он входил в дивизию Грачева, которой доверяли обслуживание первых лиц государства. В ходе расследования возникло несколько версий произошедшего, наиболее вероятными из которых считаются две. Согласно первой, самолет ориентировался на два радиомаяка, первый из которых заслонял второй. За шесть кругов поймать сигнал со второго так и не удалось, диспетчеры каждый раз сообщали экипажу, что они выходят на ангары. К тому моменту двигатели начали сбавлять обороты, самолет лег на крыло, перевернулся и упал.

Вторая версия предполагает, что при заходе на посадку пилоты включили слишком мощные прожекторы, свет которых, отраженный от падающего снега, мог быть принят пассажирами за языки пламени. В страхе, что самолет горит, они все разом кинулись в хвостовую часть, что привело к потере управления.

Официальные власти никак не прокомментировали гибель команды. Более того, первые публикации о катастрофе и список погибших появились только в конце 1960-х годов. Матч с челябинским «Дзержинцем» отменен не был, и команда ВВС одержала в нем победу. Зрителям не дали возможности обнаружить подмену: в назначенный час вместо погибших хоккеистов на лед вышли их однофамильцы, родственники и игроки, чьи фамилии уже были на слуху.

Существует предположение, что Сталин мог так и не узнать о происшествии, поскольку распорядившийся о полете сын руководителя СССР решил его не расстраивать.

Американские боксеры

14 марта 1980 года в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы варшавского аэропорта Океньце разбился самолет Ил-62. При заходе на посадку экипаж рейса LOT-007 (Нью-Йорк — Варшава) сообщил о неработающим индикаторе выпуска шасси. Такие поломки были не редкостью для Илов. Капитан самолета запросил у диспетчеров заход на второй круг, чтобы дать бортинженеру возможность выяснить причины неисправности. Однако когда пилоты включили полную тягу для выполнения маневра, разрушилась турбина одного из внутренних двигателей. Ее обломки повредили остальные двигатели и гидравлическую систему управления рулями высоты и поворота, и самолет начал вертикально падать вниз.

Среди погибших десяти членов экипажа и 77 пассажиров была популярная в Польше певица Анна Янтар и любительская сборная США по боксу. Спортсмены летели на матч с польской сборной.

В условиях быстро разраставшихся слухов о теракте расследованием обстоятельств крушения самолета занялись столичная прокуратура, правительственная комиссия под руководством вице-премьера Тадеуша Вжашчика и служба безопасности.

В 1980 году комиссия обнародовала результаты своей работы. Согласно ее докладу, причиной поломки стало несчастливое стечение обстоятельств, а также технические изъяны двигателя, которые привели к преждевременному износу турбин. Таким образом, по официальной версии виноватыми оказались советские конструкторы.

Однако существовал и альтернативный взгляд на причины катастрофы. Начинавшийся в Польше кризис вынудил министерство транспорта призвать LOT к предельной экономии. Авиакомпания запретила покупку дорого топлива за рубежом (так как оно продавалось за валюту), поэтому все самолеты отправлялись из Варшавы с полными баками. Для отяжелевших самолетов взлетные полосы были слишком коротки, и пилотам приходилось выжимать из двигателей максимум возможного, чтобы успеть подняться в небо.

Кроме того, сообщалось, что по результатам неких проведенных в Польше испытаний двигатели «илов» выдерживают 8,6 тысяч часов полета, хотя советские инженеры давали гарантию только на пять тысяч часов. Учитывая, что комиссии Тадеуша Вжашчика так и не удалось получить документы польских испытаний прочности двигателей, скорее всего, их просто не существовало.

Уругвайские регбисты

Крушение рейса 571, летевшего из Монтевидео в Сантьяго 13 октября 1972 года, получило название «Чудо в Андах». Команда уругвайских регбистов направлялась в столицу Чили для участия в соревнованиях. На борту самолета находились 45 человек: пять членов экипажа, спортсмены, их родственники и спонсоры.

Восемь выживших после крушения рейса 571. Фото: AP

Восемь выживших после крушения рейса 571. Фото: AP

Этот полет для многих стал последним из-за ошибки пилота. Густой туман помешал ему правильно выполнить расчеты и заметить вершины Анд, поэтому он направил самолет на один из горных пиков. Просчет обнаружился слишком поздно для того, чтобы выправить курс, и скала разодрала обшивку самолета. От ударов о горную породу и о землю самолет лишился хвоста и крыльев, а из салона вылетели несколько кресел, увлекая за собой людей. 12 человек погибли на месте, еще пять — на следующее утро.

Остальные обнаружили себя посреди обломков, окровавленного снега и трупов на высоте четырех тысяч метров. Без теплой одежды, медикаментов и запаса еды пассажиры авиалайнера были вынуждены дожидаться помощи при температуре −40 градусов.

Власти Чили и Уругвая отправили в Анды спасательные отряды, но их действия не увенчались успехом, несмотря на то, что место падения входило в зону поисков. Найденных на борту самолета продуктов хватило лишь на несколько дней, и на десятые сутки изголодавшиеся люди приняли тяжелое решение: чтобы выжить, надо питаться погибшими товарищами.

В конце октября лавина унесла жизни еще восьми человек, остальные чудом не задохнулись. К тому моменту выжившим уже было понятно, что помощи они не дождутся. Во время первых попыток разведывательных походов они нашли хвостовую часть самолета, где было немного еды и теплой одежды. Из найденных кусков ткани заложники гор сшили спальный мешок, чтобы отправленные в поход до Чили люди не замерзали во время ночевок. Трое мужчин вышли в путь 12 декабря. Через три дня одному из них пришлось вернуться обратно, чтобы двум другим хватило еды. На девятые сутки жертвы катастрофы достигли человеческого жилья, и в течение 22—23 декабря все, кто пережил недели голода и мороза — всего 16 человек — были на вертолете переправлены в больницы Сантьяго.

Пассажиры рейса 571 провели в Андах 73 дня. Как только журналистам удалось выяснить, что они питались человеческим мясом, горстка едва спасшихся людей тут же превратились из героев в злодеев. Чтобы избавить их от чувства вины, с ними проводили сеансы психотерапии, однако не все жертвы испытывали угрызения совести.

Так, кардиолог Роберто Канесса, который первым предложил есть человеческое мясо, а затем участвовал в спасительном походе, считает своим любимым фильмом «Молчание ягнят». На момент катастрофы ему было 19 лет, сейчас он уже пожилой человек. В 1994 году Канесса получил 0,08% голосов на выборах президента Уругвая.

Другой оставшийся в живых мужчина, Густаво Сербино, стал успешным предпринимателем и президентом Федерации регби Уругвая. Он считает, что решение есть своих товарищей было высшим проявлением любви, ведь они отдали свои жизни для того, чтобы спасти других.

Один из игроков команды по счастливой случайности проспал и опоздал на рейс. Правда, через 20 лет после авиакатастрофы он заснул за рулем и погиб в автомобильной аварии.

В 1993 году в США вышел фильм «Живые», реконструирующий события тех 73 дней.

Иранские дзюдоисты

15 июля 2009 года самолет Ту-154 иранской авиакомпании Caspian Airlines, летевший из Тегерана в Ереван, потерпел крушение через 16 минут после вылета из аэропорта имени имама Хомейни, преодолев всего 200 километров. В провинции Казвин, где упал самолет, образовалась воронка, а обломки раскидало на несколько сотен метров. Все 168 человек, находившихся на борту, погибли. Среди них были граждане Ирана, Грузии и Армении.

Первой предполагаемой причиной падения самолета стал пожар в одном из двигателей. Местные СМИ сообщали, что экипаж пытался совершить аварийную посадку, но диспетчеры в Тегеране утверждали, что не получали сообщений о каких-либо неисправностях лайнера.

Президент Национальной авиационной ассоциации Армении (НАА) Дмитрий Адбашян через два дня после трагедии предположил, что она стала следствием ошибки экипажа. Это мнение основывалось на том, что конструкция Ту-154 позволяет продолжать полет, даже если откажут два из трех двигателей. При это Адбашян допускал существование других версий, например, теракта или песчаной бури.

Среди пассажиров находились восемь спортсменов и два тренера юношеской сборной Ирана по дзюдо, которые летели в Ереван на тренировки. Позднее у них был запланирован перелет в Венгрию для участия в соревнованиях.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выразил свои соболезнования семьям погибших, и потребовал скорейшего расследования. В конце лета 2009 года было установлено, что авиалайнер упал из-за отказа двигателя. Ранее эксперты сообщали, что ближневосточные авиакомпании пользуются построенными в СССР Ту-154,чье состояние за 20 с лишним лет эксплуатации пришло в упадок. В качестве меры предосторожности власти Ирана запретили аренду подержанных российских самолетов.

Светило садится Далее в рубрике Светило садитсяЗвезды советского футбола, кино и рок-н-ролла, которые попали в тюрьму не по политическим статьям

Комментарии

06 февраля 2014, 15:32
А почему не рассказали о катастрофе Як-42, в которой погиб основной состав ярославской хоккейной команды «Локомотив»? По неподтвержденным данным, причиной той катастрофы был вертолет ФСО. а по официальной версии - неопытность пилотов.
06 февраля 2014, 15:45
Видимо, слишком свежи и горестны воспоминания о случившемся, потому решили пока не теребить? А вообще, то что это уже второй подобный случай с нашими перспективными хоккеистами - не может не наталкивать на определенного рода размышления... Неужели во всем виновата лишь какая-то чёрная, злобная воля судьбы...?
06 февраля 2014, 15:49
Если смотреть по статистике, то большинство спортсменов гибнет все же на дорогах в ДТП. Вообще конечно лучших представителей человечества и нации теряем мы в этих техногенных катастрофах. Что на дорогах, что в воздухе - цена и количество жертв все еще очень высоко.
06 февраля 2014, 16:44
почему не отметили как разбилась футбольная команда Пахтакор, тогда каждая команада высшей лиги отправила по 2-3 игрокак из каждой команды, чтобы Пахтакор продолжил участие в чемпионате СССР по футболу. А кто не видел фильм Живые (ALIVE) рекомендую, очень сильное кино
06 февраля 2014, 18:36
ДА, что то нашим хоккеистам не везет на самолетах летать, недавняя трагедия в Ярославле тому подтверждение((
06 февраля 2014, 22:56
Кстати с 2011 года Россия стала абсолютным лидером по количеству авиакатастроф с человеческими жертвами. Так что с каждым годом летать становится все опаснее.
07 февраля 2014, 10:11
В случае с крушением Ил-62, в 1980 году, мне куда более правдоподобной видится версия с тем что самолеты продолжительное время заправлялись дешевым топливом и потому их двигатели работали в нештатном режиме, не предусмотренном изготовителем. А потому советские конструкторы здесь абсолютно не при чём!!! Просто в разгар холодной войны кому-то явно не терпелось использовать это чтобы лишний раз отбросить тень на наш авторитет в глазах мировой общественности!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»