Во время полета пристегните жену
Последствия тарана жилого дома в Новосибирске. Фото: topwar.ru

Последствия тарана жилого дома в Новосибирске. Фото: topwar.ru

«Русская планета» рассказывает о советских летчиках, решивших из мести супругам покончить с собой в полете

Убей себя

Утром 27 марта 1972 года командир воздушного судна Тимофей Шовкунов врезался в четырехэтажное жилое здание на самолете Ан-2. В результате столкновения никто, кроме пилота, не пострадал. Судебно-медицинская экспертиза не обнаружила в крови Шовкунова следов алкоголя, а расследование показало, что самолет врезался в дом не потому, что был сломан или потерял управление, а по воле пилота.

События происходили в городе Ворошиловград (современный Луганск). Экипаж 99-го летного отряда под командованием Шовкунова в 8:20 утра 27 марта должен был вылететь в почтово-пассажирский рейс по маршруту  Ворошиловград — Северодонецк — Сватово. Командир уже прошел медицинский осмотр, штурманскую и метеорологическую подготовку, когда узнал, что посадочная площадка в Сватово вышла из строя и полет отменяется.

Шовкунов сказал второму пилоту, что идет завтракать, но вместо этого пошел на стоянку самолетов, где получил у дежурного ключи от биплана, на котором должен был лететь его экипаж. После этого, однако, он пошел к совершенно другому кукурузнику —  борту 42621. Проверив двигатель самолета, Шовкунов вырулил на взлетную полосу. Он был на борту один, без второго пилота, и не выходил на связь с диспетчером. Поднявшись в воздух, командир взял курс на свой район в Ворошиловграде. Приблизившись к своему дому, Шовкунов развернулся на малой высоте и направил кукурузник в окна своей квартиры. Столкновение произошло в 8:15 по местному времени. Пилот скончался на месте, вероятно, так и не осознав, что квартирой он промахнулся — Шовкунов жил на третьем этаже кирпичного дома, а протаранил четвертый. Верхнее перекрытие квартиры №46, на которое пришелся удар, оказалось пробито двигателем и обрушилось вместе с ним на пол. Самолет распался на части: шасси повисло на стене над балконом, кабина пилота и хвостовое оперение застряли на чердаке и загорелись. От удара разрушилась крыша над 46-й и соседними с ней квартирами, а также несколько стен.

В квартире Шовкунова №42, которая находилась ровно под местом столкновения, образовалась трещина между стеной и просевшим потолком. Через эту трещину в нее проникла вода, которой тушили пожар на чердаке. Квартира оказалась затоплена, но хотя Шовкунов был женат и растил 12-летнего сына, в тот день в ней никого не было. Следствие выяснило, что накануне вечером супруги поссорились, и пилот ночевал дома один.

Начальство Шовкунова давало ему положительные оценки и отмечало ее несколькими поощрениями. До дня происшествия пилот ни разу не нарушал рабочий устав. Однако личная жизнь командира экипажа оставляла желать лучшего: друзей у него не было, а с женой он часто и сильно ссорился на протяжении всех 13 лет совместной жизни, что нередко доходило до драк.

Тяжелая обстановка в семье подталкивала Шовкунова к мыслям о самоубийстве, которыми он периодически делился с женой. Но она не воспринимала слова своего супруга всерьез, а коллеги пилота не могли о них узнать из-за замкнутого характера Шовкунова. С другой стороны, руководство ОАО тоже не особо интересовалось душевным равновесием своих подчиненных.

Комиссия, расследовавшая авиационное происшествие, постановила, что Шовкунов совершил самоубийство из-за семейных проблем.

Убей родных

Через 4,5 года похожий случай произошел в Новосибирске, однако на этот раз летчик ставил себе цель не только убить себя, но и забрать с собой жену и сына.  

Ранним воскресным утром 26 сентября 1976 года 33-летний летчик Западно-Сибирского Управления гражданской авиации Владимир Серков совершил нелегальный взлет на самолете Ан-2 из аэропорта «Новосибирск-Северный» и направился в сторону площади Станиславского. На борту кукурузника Серков находился один. Сделав над спальным районом два круга на малой высоте и сбив несколько телевизионных антенн, командир воздушного судна направил Ан-2 в фасад панельного жилого дома по адресу улица Степная, 43/1. В 8:20 по местному времени кукурузник протаранил здание в районе лестничной клетки между третьим и четвертым этажами. Несущие конструкции в первом подъезде дома были разрушены, повреждения коснулись 30 квартир. Двигатель упал на лестничную площадку третьего этажа, хвост и остатки фюзеляжа биплана  упали к подъездной двери и сгорели. На момент взлета в баках было 800 литров бензина, который от столкновения с домом расплескался по лестничной клетке, загорелся и стал стекать вниз на первый этаж. Серкову в момент удара оторвало голову. Сильный пожар удалось ликвидировать в течение часа. Жильцов эвакуировали через окна, но троих спасти не удалось, среди них было двое детей двух и четырех лет. Другой четырехлетний ребенок умер в больнице от ожогов через восемь дней. Еще 11 человек получили ожоги и ранения разной степени тяжести.  

Серков был женат на Татьяне Котовой с 1972 года, их сыну было 2,5 года. Помимо ненормальных отношений с супругой, у пилота были проблемы и физиологического характера. Еще в 1971 году у него случился эпилептический припадок. А за предшествующие суициду два года Серков дважды получал травмы головы: по его собственным словам, в 1974 году он ходил в лес и упал с кедра, а в следующем году его вытолкнули из автобуса. Котова рассказала следствию, что после этого у мужа часто болела голова, и ему всегда приходилось носить с собой таблетки. К врачу Серков обращаться отказывался, поскольку боялся, что ему запретят летать.

Обломки АН-2 Владимира Серкова. Фото: topwar.ru

Обломки АН-2 Владимира Серкова. Фото: topwar.ru

Пилот скрывал от своих сослуживцев и другие психические отклонения. По словам жены Серкова, он не один раз симулировал самоубийство, разрезая вены на руках. За шесть дней до происшествия супруги подали заявление на развод, и 30 сентября должны были явиться в суд. 25 сентября Серков пытался вылететь в командировку в Барабинск, но рейсов в тот день не было, и он сделал заявку на 10:00 следующего дня. Вернувшись в город, летчик увидел свою жену, разговаривающую на улице с незнакомым ему мужчиной. Когда они расстались, Серков подошел к Котовой и влепил ей пощечину. Продолжив ссору в квартире тестя, пилот избил жену, после чего пошел домой к своей матери, рассказал ей о случившемся, сходил с братом в баню и уснул.

Рано утром 26 сентября Серков оставил маме предсмертную записку и уехал в аэропорт. В записке он объяснял свое решение тем, что его нервов не хватит на то, чтобы начать все с начала, а последняя ссора с женой окончательно вывела его из себя. Нарушая «Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР», летчик отправился на медицинский контроль почти за три часа до заявленного времени вылета, а предполетную подготовку проигнорировал вовсе. В 7:26 он уже получил судовые документы на самолет, и за 2 часа 10 минут до назначенного вылета получил у дежурного ключи, поскольку тот лично его знал.   

Опробовав двигатель, Серков получил у диспетчера разрешение перерулить на стоянку 116 летного отряда. Однако на стоянке он не остановился, а доехал до летного поля и самовольно поднялся в воздух. Диспетчеры растерялись от такого поворота событий и стали вызывать самолет на связь только через пару минут. Пилот ответил на вопрос о своем местонахождении, а когда его спросили, куда он направляется, он сказал: «Ищите меня по улице Степная дом сорок три дробь один, прощайте, моя фамилия Серков». Больше на запросы диспетчеров он не отвечал. При этом было установлено, что указаний о прекращении полета на борт не поступало.

Жители дома 43/1 по Степной улице рассказывали, что накануне Серков мерял шагами расстояние от квартиры своего тестя до большого тополя, который рос напротив. Направляя кукурузник в окна родителей жены, Серкову пришлось уклониться от столкновения с деревом, и самолет врезался в подъезд. Это спасло не только жизни жены и сына пилота, но и их соседей. Тестя и тещи летчика в тот день дома не было. По словам соседей, они боялись мести своего зятя, который якобы назвал им точное время расправы.

Покайся

После снятия грифа секретности с документов о чрезвычайных происшествиях оказалось, что Шовкунов и Серков не первыми придумали сводить счеты с собой и своими родственниками с помощью самолетов. В июне 1954 года это пытался сделать бортмеханик Владимир Поляков.

В одну из летних ночей к рейсу Новосибирск — Москва готовили пассажирский самолет Ил-12. Когда он был полностью заправлен и технически подготовлен, самолет подогнали к перрону аэровокзала. Командир экипажа, штурман, второй пилот и бортрадист отлучились по своим делам, и на борту остался только один бортмеханик. До запланированного времени вылета оставалось больше часа.

У Полякова, естественно, были напряженные отношения с женой. На тот момент они уже не жили вместе — бортмеханик ночевал в общежитии, а его супруга осталась в их комнате в авиагородке. От него до аэровокзала было рукой подать, и Поляков решил сбегать в свой бывший дом, чтобы проверить наличие у жены любовников. Выпив разведенного спирта из бачка противообледенительной системы, бортмеханик отправился в путь.

В коммуналке, помимо семьи Полякова, жила семья командира корабля Бориса Квижинадзе. Однако в ту роковую ночь в квартире находился только сам командир, поскольку его родные уехали в Грузию. Бортмеханик устроил скандал по поводу того, что Квижинадзе проявляет к его жене непозволительное внимание, за что был грубо вытолкан за порог.

Поляков вернулся в аэропорт. Но борту Ил-12 все еще никого не было, и страдающий механик, который со времен войны имел навыки управления самолетом, без разрешения совершил взлет. Врезаться в свою квартиру он намеревался в момент предполагаемого соития жены с грузином. Однако темнота на улице не позволяла определить ему окна своей комнаты, поэтому Полякову несколько раз приходилось в последний момент выруливать и снова подниматься в воздух.

Тем временем на командной вышке заметили, что происходит нечто из ряда вон выходящее, и стали вызывать пилота Ил-12. Когда Поляков наконец ответил, он честно рассказал диспетчерам о своих намерениях.

«Я эту ****(легкомысленную женщину) вместе с ее ****(поклонником) Борькой все равно припечатаю!» — пообещал он, добавив, что для достижения цели ему нужно дождаться, когда на улице посветлеет.

Жильцов дома, в который собирался врезаться раздосадованный муж, в срочном порядке эвакуировали. Переговоры с бортмехаником ни к чему не приводили. О происшествии доложили в Москву. Из главного управления пришло указание вызвать два истребителя с военного аэродрома Толмачево и с их помощью отвести Ил-12 в нежилой район, а потом сбить. Однако Поляков не повелся на уловки пилотов, и им пришлось вернуться обратно на стоянку.

Через четыре часа кружения в воздухе протрезвевший механик завел самолет на посадку и успешно приземлился. Его сразу заблокировали аэродромными машинами. Выключив двигатели, Поляков вышел на трап и сдался. Во время судебного разбирательства его полгода держали в камере смертников. От расстрела его спас создатель Ил-12 Сергей Ильюшин, который был в восторге от трюков, которые Поляков проделывал в воздухе, пока кружил над аэропортом, и сказал, что «за такой супериспытательный полет его надо не судить, а наградить». В результате бортмеханик просидел в тюрьме всего три года.

Простить и отпустить Далее в рубрике Простить и отпуститьКак амнистировали заключенных в СССР при Берии, иммигрантов — в США при Рейгане и что такое «рождественский подарок» в Германии

Комментарии

27 марта 2014, 19:54
История про Ильюшина порадовала очень. Это надо же было - так отжигать всю ночь в жилом районе))

А вообще, конечно, если ты хочешь ввиду своей ущербности уйти из жизни опасным способом, то лучше это сделать подальше от людей. Чисто по-человечески...
28 марта 2014, 09:08
Мда, прямо готовый сюжет для фильма...
28 марта 2014, 10:05
Ильюшин - конструктор который дурака-Полякова спас, вы с кем путаете гениального человека??

ПС. Модеры, верните полные тексты над комментариями, зачем так неудобно? Хочется выразить свою мысль и не можешь сослаться на цитату, приходится все время страницу с текстом заново открывать, зачем такой геморрой придумали???
28 марта 2014, 12:26
Да,подвергать опасности других людей не разумно,они ведь не виноваты в твоей беде..
27 марта 2014, 21:10
А вот история Сиркова это адский ад, неужели никого не посадили. психически больной человек был допущен до управления самолетом, в результате чего погибло 3ое детей, сейчас с летчиками раз в месяц психологи беседуют
28 марта 2014, 09:06
Вот и летай после этого на самолетах. Вдруг там пилот - очередной обиженный подкаблучник, мечтающий о громкой смерти?
28 марта 2014, 09:49
Да половина пилотов кукурузников - отмороженные на всю голову люди. Тот же Шовкунов, пусть кроме него ни кто и не погиб. Мало того, что он о сыне своем совершенно не думал - так еще и соседей мог угробить, а о разрушении их квартир я вообще молчу. Идиот и психопат натуральный! Про Сиркова вообще говорить не хочу, будь он проклят!
28 марта 2014, 13:36
А тот Боинг, который пропал? Там же тоже говорят, что пилоты не адекватные были и походу совершили массовое самоубийство. Причем остальных пассажиров не спрашивали
28 марта 2014, 15:09
Там вообще история запутанная, да и состав пассажиров вызывает массу подозрений! Судите сами:
~ Два иранца с ворованными паспортами, 20 сотрудников какой-то американской фирмы, китайский учитель математики (удаливший за день до вылета свой профиль в соц.сетях), австралиец, завещавший перед вылетом одному из сыновей свои золотые часы... Помимо всего этого, на борту были 21 человек по фамилии Жанг, 16 Вангов, 15 Ли, 6 Лиу и 5 Танов, причем многие с одинаковыми именами...!!!
Все это НУ ОЧЕНЬ СТРАННО, согласитесь?
01 апреля 2014, 05:48
Последнему пилоту повезло. Вывод: не пейте спиртосодержащие жидкости. Протрезевел - поумнел. Пьяному море по колено.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»