Огонь, вода и торпеды
Корабль «Сцент Иштван», 1918 год. Фото: Bundesarchiv

Корабль «Сцент Иштван», 1918 год. Фото: Bundesarchiv

«Сцент Иштван», «Вильгельм Густлов», Маринеско, Кречмер и другие герои и жертвы торпедных атак

В ночь на 14 января 1878 года была проведена первая в мире удачная торпедная атака. В ее ходе на рейде Батуми российскими катерами «Чесма» и «Сухум-Кале» был потоплен турецкий корабль «Интибах» водоизмещением 160 тонн. С расстояния 50—70 метров катера выпустили по нему две торпеды. Обе попали в цель, но взорвалась только одна. Взрыв переломил «Интибах» пополам, и спустя две-три минуты он пошел ко дну.

В качестве торпедных аппаратов тогда использовались деревянные трубки, подвешенные под днище парового катера и обеспечивавшие пуск торпеды с дистанции всего лишь до 100—120 метров. На «Сухум-Кале» 14 января 1878 года торпеда вообще не поместилась, и он вел ее на плоте.

«Русская планета» собрала пять самых удачных торпедных атак в мировой истории.

Атака с торпедного катера

Самый большой боевой успех торпедного катера в истории мирового флота был достигнут катером итальянского флота MAS15, которому удалось в ходе Первой мировой войны, ночью 9 июня 1918 года потопить австро-венгерский линейный корабль «Сцент Иштван», водоизмещением 21 370 тонн, длиной 160 метров, вооруженного двенадцатью 305-мм орудиями.

Катер MAS15 с расстояния 700—800 метров выпустил по линкору две торпеды, обе попали в центр корабля. «Сцент Иштван» сразу накренился на 10 градусов, а спустя три часа, после безуспешных попыток команды спасти корабль, перевернулся и ушел на дно. Кораблями сопровождения было подобрано 1005 человек экипажа линкора, еще 89 (в том числе кочегары, отрезанные водой в трюмах) утонули вместе с дредноутом.

Самый крупный успех подводной лодки

Самый крупный корабль, потопленный одиночной подводной лодкой — японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 тонн. Он был уничтожен в ходе Второй мировой войны на тихоокеанском театре боевых действий. Атаку авианосца в ночь на 29 ноября 1944 года 6-«торпедным веером» произвела американская подводная лодка «Арчер-Фиш». Из шести торпед четыре попали в корпус авианосца, в результате чего тот затонул.

Это был первый выход нового авианосца в море, он успел провести в походе только десять часов. На нем было размещено 50 самолетов. После попадания торпед экипаж авианосца боролся за его спасение семь часов. Эсминцы сопровождения подобрали 1090 человек экипажа «Синано», утонули 1440 моряков. Командующий авианосцем, капитан 1-го ранга Абэ отказался покинуть тонущий корабль.

Советский «подводный ас» Маринеско и самая крупная морская катастрофа

В ходе Великой Отечественной войны лучшим по уничтоженному тоннажу советским подводником стал Александр Иванович Маринеско. Это звание ему принесли все две удачные торпедные атаки, одна из которых стала самым значительным успехом советского флота во время войны.

В ночь на 30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием Маринеско потопила немецкий транспортный корабль «Вильгельм Густлов» водоизмещением 25 484 тонны. На его борту находилось 11 тысяч немецких военных, из них около 3700 обученных моряков-подводников. В этой катастрофе погибли 9,9 тысячи человек, и она стала самой крупнейшей в мире (к примеру, в катастрофе с «Титаником» погибли 1517 человек).

Вечером 30 января 1945 года экипаж С-13 обнаружил крупное немецкое судно и сопровождавший его конвой. В 21:15 Маринеско решил атаковать лайнер из надводного положения, и С-13 легла на параллельный с лайнером курс, чтобы обогнать его и занять выгодную для торпедного залпа позицию. Лодка шла в погоне за вражеским кораблем в темноте, в надводном положении на предельной скорости. Лайнер был настолько огромен, что Маринеско принял его за плавучий судоремонтный завод.

В 22:08 подводная лодка С-13 пересекла курс конвоя за кормой и легла на параллельный курс уже со стороны берега. Такая позиция для атаки — между берегом и противником — часто обеспечивает успех, так как враг ожидает нападения главным образом со стороны моря и ведет усиленное наблюдение со стороны моря.

Полной скрытности С-13 достичь все же не удалось: с одного из кораблей охранения замигали световые проблески азбуки Морзе. Немцы, приняв рубку лодки за один из своих катеров охранения, сделали запрос. Вахтенный сигнальщик Виноградов ответил на запрос сигнальщика опознавательными немецкого корабля и этим дезориентировал противника, позволив сблизиться с ним на дистанцию около двух километров.

В 23:08 по московскому времени С-13 произвела залп из четырех носовых торпедных аппаратов. Последовали три мощных взрыва: одна торпеда взорвалась в носовой части, вторая — в середине и третья — в кормовой части транспорта. Четвертая торпеда по неисправности осталась в аппарате. «Вильгельм Густлов» стал быстро тонуть и через час ушел на дно. Температура воздуха в тот день составляла минус 18 градусов, воды — чуть больше ноля. Спасти с тонущего корабля и из воды удалось только 1215 человек.

Через две недели, 10 февраля 1945 года подводная лодка С-13 под командой Маринеско потопила еще один большой немецкий транспорт — «Генерал Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн, в результате чего погибло 3700 человек. Таким образом, в ходе только двух этих атак общий тоннаж уничтоженного С-13 немецкого флота составил 40 тысяч тонн, количество утопленных немцев — почти 14 тысяч человек.

Немецкий «подводный ас» Кречмер и самое большое число потопленных кораблей

Командир немецкой подводной лодки U-99 Отто Кречмер является рекордсменом и по числу потопленных кораблей, и по их общему тоннажу. Всего за время военных действий Кречмер потопил 47 кораблей общим водоизмещением 274 тысячи 330 тонн. На его счету были не только торговые суда, он уничтожил и несколько боевых кораблей английского флота — эсминец «Даринг» 12 января 1940 года (водоизмещением 1375 тонн), в ночь на 4 ноября 1940 года вспомогательные крейсера «Патроклус» (11 314 тонн) и «Лаурентик» (18 724 тонн), а 27 ноября 1940 года — «Форфар» (16 400 тонн).

В своем последнем походе Кречмер потопил 10 кораблей. Этот же выход в море стал для него последним во Второй мировой войне. 17 марта 1941 года, когда U-99 после удачного похода возвращалась во французский порт Сен-Назер, она была обнаружена и забросана глубинными бомбами английским эсминцем «Уокер». Когда лодка всплыла, «Уокер» и еще один эсминец — «Вэнок» — расстреляли ее, после чего Кречмер отдал приказ о затоплении лодки. Почти весь экипаж — 41 человек из 44, в том числе Кречмер, были взяты в плен и доставлены в Ливерпуль.

Из английского плена Кречмер вернулся в Германию в 1947 году. Затем он служил в ВМФ Германии, а в 1965 году стал начальником Объединенных сил НАТО на Балтике.

Последний военный корабль, потопленный торпедой

Последней удачной торпедной атакой стало потопление северокорейскими катерами южнокорейского корвета «Чхонан» 26 марта 2010 года. Из 104 человек экипажа корабля спастись удалось 58 морякам, остальные 46 моряков погибли.

20 мая 2010 года в совместном докладе гражданских и военных следователей из США, Австралии, Великобритании Швеции и Южной Кореи были представлены доказательства атаки военных КНДР на корвет «Чхонан». Следователи показали части торпеды, обнаруженные на месте затопления южнокорейского корабля, и они соответствовали фрагментам торпеды производства КНДР, которые Южной Корее удалось заполучить семь лет назад. Власти КНДР эти обвинения категорически отвергли, сказав, что «Чхонан» торпедой потопили американцы, чтобы списать преступление на «самый миролюбивый режим в мире — КНДР».

Союз нерушимый Далее в рубрике Союз нерушимыйБаку, Ош, Душанбе, Фергана — самые кровопролитные межэтнические конфликты в Советском Союзе

Комментарии

14 января 2014, 18:03
Что то на Американцев все кругом все стали сваливать,либо профанация либо они действительно как раковая опухоль по всему шарику лезут не в свои дела.
15 января 2014, 09:22
А вы слышали, что на самом деле документы Сноудена доказывают, что Америкой правят инопланетяне-нацисты?
Есть еще одна печальная история про лодку и торпеду. Это конечно "Курск". Только о нем принято не упоминать, моветон(( А ведь однажды придется документы и никто ответственности нести не будет
15 января 2014, 15:21
А вы, Катя, видимо считаете что вмешиваться во все без исключения внутренние дела ВСЕХ иных государств, диктуя свою волю в исключительно своих низменных интересах, выдавая при этом их за высокие идеалы - это нормально?
14 января 2014, 20:06
"20 мая 2010 года в совместном докладе гражданских и военных следователей из США, Австралии, Великобритании Швеции и Южной Кореи"

При этом экспертам из России и Китая отказали в ознакомлении с собранным для экспертизы материалом.
14 января 2014, 20:52
Маринеско потом репрессировали , Сталин конечно в этом проявил себя как полный подонок , зря героя обидел((
16 января 2014, 00:00
приведу цитату:

14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).
14 января 2014, 22:44
На Синнао почти полторы тысячи моряков погибло, и про него никто не знает, а про перл-харбор, где 2500 погибло, знает каждый баклан, историю пишут победители
14 января 2014, 23:00
А потому что в Перл-харборе гибли американцы, для которых потеря такого количества народа на своей же территории было адовой трагедией. Соответственно тут же стали снимать кино и штамповать открытки. То что в СССР в Курской битве погибло 1,5 млн советских солдат и офицеров, даже не удивило ставку Сталина, подозреваю, все потери были спрогнозированы заранее, перед принятием решения на масштабную фронтовую битву
15 января 2014, 15:24
Подозреваю что это было нелегкое, хотя и вынужденное решение, страшное по своему замыслу, но действенное...( Иначе, на тот момент, переломить ход войны было нельзя.(
15 января 2014, 09:29
Сейчас подводные лодки более современные, их практически невозможно обнаружить. И вооружение они несут серьезное. Очень грозное оружие.
15 января 2014, 10:27
Если бы подводные лодки были панацеей от войны ввиду своего угрожающего фактора,однако этот момент был в истории всего один раз во время холодной войны и некоторые моменты можно оспорить и трактовать не как сдерживающие,а наоборот эскалирующие факторы.
15 января 2014, 11:13
На самом деле американцы как раз боятся именно наших подводных лодок ввиду того, что им неизвестно их положение и спрогнозировать, откуда будет произведен пуск МБР, достаточно сложно.
15 января 2014, 15:26
Возможно кое-кто сильно удивиться, но самый сильный подводный флот в мире на данный момент - это, как ни странно, у ВМС Австралии. ((
15 января 2014, 15:55
Да уж, удивили... Несмотря на то, что у ВМС Австралии всего две плавающих древних дизель-электрических подлодки, тем не менее с их помощью они держат в страхе весь мир.))) Несомненно удивительное явление
15 января 2014, 15:56
Самый боеспособный подводный флот несомненно принадлежит России. Надеюсь, что так оно и останется.
15 января 2014, 20:57
Статья интересная, но в ней нет ничего нового. Я много читал про "торпедные атаки 20 века", но удивляюсь, что ни в одной из статей, которые я читал, нет даже упоминания об истинной торпедной атаке века, которая была осуществлена в 1915 году немецкой подводной лодкой в одном из военно-морских портов Великобритании. В торпедной атаке за одну ночь англичане потеряли сразу три (!) крейсера - "Абукир", "Хог" и "Кресси", стоявшие на рейде в своем охраняемом порту. Ни в одной российской, а тем более советской публикации я не мог найти даже упоминания об этом событии.
Я прочитал об этом в каком-то дореволюционном издании и практически ничего не помню о приведенных там подробностях той атаки немецкой подводной лодки, за исключением наименований торпедированных кораблей. Нисколько не умаляя заслуг Маринеско и других подводников, замечу, что в той торпедной атаке немецкой подводной лодкой были потоплены крупные БОЕВЫЕ корабли, причем они были потоплены не в открытом море, а в военном порту, где, казалось бы, должны были быть предусмотрены все меры противолодочной обороны. Кроме того, это случилось в 1915 году, на заре подводного флота, когда подводные лодки были еще очень несовершенны.
Так как этот вопрос относится к военной истории, хотелось бы узнать от военных историков подробности той торпедной атаки, была ли она в действительности и если была, то почему о ней нет никаких упоминаний в современной военно-исторический науке.
Герман Фролов (ruscolb@yandex.ru)
16 января 2014, 01:32
А автор статьи видимо большой поклонник или (о счастье!) ученик великой Светы "Изыванова" Курицыной. "Самая крупнейшая" - это сильно, это от души!
16 января 2014, 12:26
Почему не работает?
16 января 2014, 12:33
Почему-то запомнилась торпедная атака,многими не замеченная:это торпедирование России в первую мировую,в результате удачной атаки,Россия получила торпеду в "левый борт"-в 17-м и с креном на борт-братва разруливала по понятиям, доплыла до-91-го и получив ,без очереди,торпеду в "правый борт" -легла на грунт,как "Титаник"-шум на форумах?-это борьба за живучесть в национальных отсеках(агония).
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»