Катастрофа «Александра Суворова»
Теплоход «Александр Суворов». Фото: Игорь Зотин / Фотохроника ТАСС

Теплоход «Александр Суворов». Фото: Игорь Зотин / Фотохроника ТАСС

5 июня 1983 года четырехпалубный пассажирский теплоход «Александр Суворов» на полной скорости врезался в железнодорожный мост через Волгу

Поздно вечером туристический теплоход «Александр Суворов», совершавший круиз по маршруту Ростов-на-Дону — Москва, подошел к Ульяновску. Шел пятый день речного путешествия, пассажиры собрались в ресторане на ужин. По бортовому радио объявили, что у шеф-повара день рождения, и отдыхающие стали поднимать тосты за ее здоровье. После трапезы всех пригласили на верхнюю палубу — там начиналась развлекательная программа, а в кинотеатре показывали советский детектив «Возвращение “Святого Луки”».

Речное судно приближалось к железнодорожному и автомобильному Ульяновскому мосту. Его построили в 1916 году, тогда (и сейчас) он назывался «Императорским». Ширина Волги в этом месте достигает двух километров. Вахту нес старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Ему было известно, что из-за наклона моста пролеты расположены на разной высоте, и судно может пройти только под судоходными.

С девяти вечера Митенков некоторое время стоял на вахте один, на час отпустив рулевого Уварова на комсомольско-молодежное собрание команды теплохода. Капитан Владимир Клейменов весь вечер отдыхал в каюте, так как его очередь дежурить наступала ночью.

Народу на верхней палубе все прибавлялось, начались танцы, играла громкая музыка. Стоявший на мосту охранник увидел, что теплоход идет не в тот пролет, и попытался привлечь внимание вахтенных выстрелом из пистолета. На судне его не услышали. Когда штурман понял, что надвигается катастрофа, он уже не мог ничего изменить — судно шло к мосту на почти предельной для него скорости 25 км/ч.

В 22:45 теплоход на полном ходу прошел под несудоходным пролетом Ульяновского моста. Пролет моста срезал всю верхнюю палубу вместе с кинозалом и дымовыми трубами. Смятая рубка, пройдя через весь отсек, калечила и разрывала на части пассажиров, минуту назад предававшихся веселью. Часть людей выбросило за борт.

За несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда — зерно, уголь и бревна — посыпался на изувеченных пассажиров. К счастью для выживших, цистерна с бензином застряла в перекрытиях моста и осталась неповрежденной. Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров.

Некоторые отдыхавшие на нижних палубах пассажиры не почувствовали глухого удара о пролет и узнали о случившемся, только когда вышли из кают. Трагедия оставила множество вдов и вдовцов: многие пары проводили вечер раздельно.

Мемориал в память о погибших пассажирах теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске. Фото: Николай Никитин / ИТАР-ТАСС, архив

Мемориал в память о погибших пассажирах теплохода «Александр Суворов» в Ульяновске. Фото: Николай Никитин / ИТАР-ТАСС, архив

По официальным данным, погибли 176 человек. Жертв могло быть и больше, так как на теплоходе находились люди, не зарегистрированные в списке туристов. Вместе с 55 членами экипажа и 35 работниками ресторана на борту «Александра Суворова» было больше 430 человек.  Большую часть кают занимали семьи шахтеров из Ростовской области.

На место катастрофы срочно отправили правительственную комиссию, а также психологов, водолазов и мостовиков. Все городские службы Ульяновска: медицинские, пожарные, дорожные, коммунальные — были задействованы в ликвидации последствий аварии. Спасатели работали на месте аварии в течение пяти дней. Необходимо было вытащить из-под завалов цистерну с бензином и выловить из Волги тела, которые уносило течением. Останки пассажиров «Александра Суворова» находили в реке еще месяц. Сам теплоход отбуксировали к левому берегу. К мосту направляли все вагоны-рефрижераторы с Куйбышевской железной дороги, чтобы отправить тела погибших домой в Ростовскую область. Гробов катастрофически не хватало.

Хирурги боролись за жизни пострадавших, у большинства из которых были рваные раны. В них забилась угольная крошка и зерна из разрушенных вагонов, что сильно затрудняло работу.

На месте катастрофы собирались не только рабочие и студенты, желающие помочь спасателям, но и мародеры. Они обыскивали тела погибших и снимали с них золотые украшения.

Капитана Клейменова нашли живым рядом с опорой моста на дамбе. Он был в одних плавках и говорил, что не помнил, как там оказался. Предположили, что капитана ударом выкинуло за борт. На допросах показания Клейменова были противоречивыми: сначала он утверждал, что ему удалось спасти тонущего человека перед тем, как потерять сознание, а в другой раз потерю сознания он отрицал.  

Жители Ульяновска только и делали, что обсуждали катастрофу, но достоверной информации никто предоставить не мог. Стали распространяться слухи, что теплоход захватили рецидивисты, намеренно устроившие катастрофу. По другой «народной» версии, виной всему был день рождения поварихи, в честь которой не только пассажиры, но и члены экипажа основательно выпили. Выдвигались предположения, что на момент столкновения судном вообще никто не управлял.

Власти не спешили прояснить ситуацию и запретили выдавать любую информацию о трагедии, включая фамилии погибших. Следствие пыталось определить причину катастрофы, для чего в первую очередь было необходимо найти тела штурмана и рулевого. Когда тела вахтенных Митенкова и Уварова подняли со дна Волги, следов алкоголя в их крови обнаружено не было. Несмотря на это, генеральная прокуратура пришла к выводу, что именно они виноваты в случившемся. Следователю удалось найти свидетелей, которые заглядывали в рубку за несколько минут до столкновения и видели, что Митенков увлеченно читал книгу, а Уваров думал о чем-то своем и был рассеян. Вероятно, штурман так невнимательно отнесся к своей работе, потому что проходил под этим мостом уже 17 раз и был полностью уверен в своих действиях.

Следствие установило, что Клейменов был виноват в отсутствии дисциплины на судне, кроме того, он сознательно не участвовал в спасении пострадавших. Его приговорили к десяти годам заключения, но отсидел он только шесть. Бывшего капитана выпустили на свободу по состоянию здоровья, и в 1990 году он умер от инфаркта.

Ответственность за катастрофу лежала не только на команде теплохода. Эксперты установили, что халатность проявили также работники железной дороги. Когда «Александр Суворов» приближался к мосту, было уже довольно темно, но сигнальные огни на пролетах не горели. Ответственного за их включение найти не удалось. В сумерках сбить вахтенных с пути могла будка путевого обходчика, построенная над злополучным пролетом. По форме она напоминала щит, который вешают для обозначения судоходного пролета.

В апреле следующего года теплоход передали Волжскому объединенному речному пароходству. Судно было восстановлено и снова спущено на воду. В 2008 году «Александр Суворов» вновь попал в аварию, но никто не пострадал. Судно приписано к порту Нижний Новгород и до сих пор совершает круизы по Волге.

Музыкант, фотограф, журналист Далее в рубрике Музыкант, фотограф, журналист97 лет назад впервые были объявлены лауреаты Пулитцеровской премии, впоследствии ставшей одной из самых престижных в США наград в области журналистики, литературы, музыки и театра

Комментарии

05 июня 2014, 20:47
Ужасная трагедия,как и в наше время виноват человеческий фактор,но сожалению и в наше время нельзя полностью от этого застраховаться,хотя во всех сферах придумывают новшества,что называется от дурака.
05 июня 2014, 21:24
Уже сколько лет прошло, а правду так и не говорят и пишут всякую хрень. Как можно пройти в не тот пролет если для судов идущих сверху свой пролет, для идущих снизу - свой. И самое интересное, над этими пролетами стоят своеобразные светофоры - семафоры ( на бельском мосту тоже есть) и если проход разрешен то горят зеленым, запрещен - красным. И неужели вахтенный штурман проработавший столько лет мог тупо пройти в не тот пролет? тем более не судоходный? Ага... Кто учился в речных училищах тем более на судоводителя помнят как будущие штурмана наизусть учили лоцию судоходства и закрытыми глазами могли расказать судоходную обстановку, где какие створы, а где какие буи...
не знаю почему умалчиваю, но в ту ночь скакнул вверх нехило уровень воды в реке. И диспетчерская служба, судоходчики, должны были закрыть пролеты для крупногабаритных судов. Рядом как раз находится более высокий пролет как раз для таких случаев, но он слишком узкий и поэтому не такой "судоходный".
Ну да, легче обвинить капитана, команду, чем целую службу.
06 июня 2014, 08:11
Люди виноваты,но не те,а свалить легче на погибших,так они смогли сдержать топор,нависший над головами начальства.
06 июня 2014, 00:22
Наряду с железнодорожной катастрофой в Башкирии, эта авария является самой страшной техногенной катастрофой 80-х в СССр, на воде всегда люди виноваты, не досмотрели, упустили и вот итог
06 июня 2014, 09:48
Прямо сценарий для очередного "пункта назначения". Это же надо было совпасть стольким событиям. Верхняя палуба переполнена, кинотеатр забит до отказа, по мосту идет грузовой поезд.. Невозможно представить тот кошмар, который там творился...
06 июня 2014, 11:39
Кошмарная история. Напомнила голливудский фильм "Корабль-призрак". Но в этом случае люди погибали намного страшнее.
06 июня 2014, 13:02
угу и то кино, а это жизнь, столько людей погибло из-за ошибок непонятных дегенератов, ужас
06 июня 2014, 13:20
Очень жаль семей шахтеров, вот ведь судьба, люди в шахтах не попали под завал или взрыв метана, а утонули в речном круизе...
06 июня 2014, 13:43
Вот что значит советская цензура. Если бы сейчас произошла такая трагедия, то весь мир бы узнал о ней за один час. А тогда все настолько завуалировали, что практически никто в стране не узнал о случившемся. Лично я о этой трагедии узнал только сегодня из этой статьи( Раньше нигде не слышал
27 марта 2016, 00:06
Вы считаете такую цензуру явно вредной для общества? Если так. то поспешу вас переубедить. Сейчас столько спекуляция и провокаций за этот час происходит. что теряется смысл произошедшего. Люди просто начинают обыгрывать ее и получать прибыль.Мы видим как этот снежный ком докатился до Гаагского трибунала.
А цензура. исключает попадание в СМИ неподтвержденной информации. разве это плохо? Разве плохо. когда люди узнают правду из официальных источников или лучше как сейчас - санкции наложили. а вину все еще не доказали?
01 июля 2014, 03:56
Я об этой истории от мамы услышала. Сын моего крестного был моряком, и во время трагедии вел вахтенную службу. После этого события немного умом тронулся парень. Пил много. Оно и понятно. Своими глазами изуродованные тела видеть.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»