Танковый удар
Танк Mark I (Mk.1). Фото: Имперский военный музей

Танк Mark I (Mk.1). Фото: Имперский военный музей

29 января 1916 года прошли первые испытания английского танка. Принципиально новый вид оружия был использован на поле боя уже в сентябре

Первый танк: самец и самка

Mark I (Mk.1) — первый танк в истории. Само слово происходит от английского tank — «бак» или «цистерна». Чтобы засекретить применение нового оружия, британская контрразведка пустила слух о создании для российской армии партии топливных цистерн.

Экипаж Mark I состоял из восьми человек. Командир и водитель наблюдали за местностью через смотровые люки в верхней части корпуса танка, у них также имелись перископы в крышке рубки. Остальные члены экипажа пользовались только смотровыми щелями в разных частях танка.

Mark I выпускался в двух модификациях: «самец» и «самка». Разница состояла в типах вооружения: на «мужской» модификации стояли две пушки, а «женская» была вооружена исключительно пулеметами.

Первый танк был очень медленным, на шоссе он мог развить скорость 6,3 километра в час. В то же время он успешно преодолевал проволочные заграждения и траншеи. Броня защищала от пуль и осколков снарядов, но прямого попадания артиллерии не выдерживала.

Британские танки впервые пошли в бой в сентябре 1916 года в «битве при Сомме». Из 49 подготовленных к атаке танков в ней приняли участие лишь 32 — остальные вышли из строя из-за неполадок. Атака была успешной, в условиях позиционной войны танки смогли продвинуться вглубь обороны немцев на пять километров. Из 32 танков 14 выбыли из строя: пять застряли в болоте, еще девять сломались.

Первый легкий танк

Практически одновременно с британцами свои модели танков разрабатывали во Франции, России и Германии. Но если первые российские танки так и остались опытными экземплярами («Царь-танк», «Вездеход Пороховщикова»), то немцы и французы наладили серийный выпуск.

Одним из самых успешных танков Первой мировой войны стал французский Renault FT-17. Французский легкий танк был создан для поддержки пехоты. Он развивал скорость до 9,6 километров в час, экипаж состоял из двух человек.

Танк Renault FT-17. Фото: waralbum.ru

Танк Renault FT-17. Фото: waralbum.ru

Конструкция танка Renault FT-17 считается очень удачной, а именно расположение двигателя, трансмиссии, отделение с вращающейся башней в центре. К его преимуществам, помимо простой конструкции, относился обычный автомобильный двигатель. Это позволило быстро наладить массовое производство. Всего было выпущено 3,5 тысячи танков.

Танки Renault даже выпускались в Советской России под названием «Рено-русский». Всего было произведено 15 машин, каждой присваивалось личное название: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Борец за свободу товарищ Троцкий», «Красный боец», «Парижская коммуна», «Гроза», «Илья Муромец» и другие.

Самый тяжелый танк

По одной из самых популярных классификаций танки делятся на три категории: легкие (3—5 тонн), средние (до 40 тонн), тяжелые (свыше 40 тонн). Но конструкторы всегда старались найти решение для сверхтяжелой и неуязвимой машины.

Пионером здесь выступил русский инженер Василий Менделеев, разрабатывавший танк в 1911—1915 году. Его основным орудием должна была стать 120-миллиметровая морская пушка при общем весе машины свыше 170 тонн. Он должен был оснащаться двигателем в 250 лошадиных сил, что выглядит нереалистичным. Впрочем, проект так и остался на бумаге.

А вот немцам удалось приступить к производству танка K-Wagen («Колоссаль»), к окончанию Первой мировой войны первый из десяти заложенных машин был практически достроен. Экипаж танка должен был состоять из 38 человек, а весил он 150 тонн.

Танк K-Wagen («Колоссаль»). Фото: dieselpunks.org

Танк K-Wagen («Колоссаль»). Фото: dieselpunks.org

Самым тяжелым танком в истории стал немецкий Maus массой 188 тонн. К 1945 году были построены два таких танка, но в бой они вступить не успели. На танке планировалось использовать серийный авиационный двигатель, поскольку терпевшая поражение Германия не могла себе позволить разрабатывать новый двигатель для танка.

При приближении советской армии к полигону, где сверхтяжелые танки испытывались, немцы решили взорвать машины, поскольку не могли их эвакуировать. Но эффективно это сделать не смогли — из поврежденных танков советские инженеры собрали один образец и отправили в СССР. После испытаний с танка сняли все оборудование и отправили в музей в Кубинке.

Самый массовый танк

Если считать по количеству выпущенных единиц, то самым массовым танком в истории стал советский T-54. С учетом модернизаций и выпуска по лицензии за рубежом было произведено более 100 тысяч единиц.

Серийное производство этой машины началось в 1946 году. С этим и связано массовое производство танков, поскольку в закончившейся Второй мировой войне роль этого типа вооружений была очень важной. К тому же лицензия на производство Т-54 была передана Китаю и Северной Корее, который также наладили массовое производство, поскольку активно готовились к боевым действиям.

Танк Т-54. Фото: Sasa Kralj / AP
Танк Т-54. Фото: Sasa Kralj / AP

С 1958 года выпускалась модернизированная версия танка Т-55. Производство продолжалось до 1979 года.

Т-54/55 участвовали как минимум в 14 вооруженных конфликтах, в том числе во Вьетнамской войне и ирано-иракской войне.

Самый дорогой танк

Сегодня самым дорогим танком в мире считается южнокорейский танк K2 «Черная Пантера», стоимость одной машины — $8,5 млн. Полномасштабное производство этого танка должно начаться в 2014 году. Считается, что в случае удачных контрактов на экспорт этих танков цена может снизиться.

Танк K2 «Чёрная пантера». Фото: koreanturk.com

Танк K2 «Чёрная Пантера». Фото: koreanturk.com

Южнокорейский танк оснащен системой управления огня, которая улавливает цели на расстоянии почти 10 км. «Черная пантера» способна уничтожать даже низко летящие самолеты. Только стоимость активной защиты составляет $600 тысяч.

Разработка дорогого танка, по оценкам экспертов, должна обеспечить Сеулу техническое превосходство над Пхеньяном.

Любовь к ближнему Далее в рубрике Любовь к ближнему«Русская планета» о законах, защищающих права животных

Комментарии

29 января 2014, 13:58
Я вот сейчас играю на айпаде в "Танки", пока ещена втором уровне, езжу на "Mark I" который на первой фоте, не танк а зверь, заезжает на любые горки, очень забавно)
30 января 2014, 09:53
Поаккуратнее с айпадом, Саша, АНБ не дремлет...! ))
29 января 2014, 14:44
За сто лет танковой истории они участвовали в десятках тысяч конфликтов,миллионы тонн металла и взрывчатки ушло,миллионы жизней они унесли,миллионы жизней спасли.
29 января 2014, 22:44
По идее танк это уже история, по краней мере с человеческим экипажом, а вот у роботанков есть перспективы, из наших танков надо обязательно отметить тяжелый танк КВ
30 января 2014, 10:00
Вы про какой КВ речь ведете - знаменитый "Клим Ворошилов" времен ВОВ или это какая-то новая нано-сколковская разработка, типа "Кибер-Воин" ? ))
30 января 2014, 09:29
Только думается мне, что этот южнокорейский танк по качеству будет не лучше, чем Т-54) Как говорится, все гениальное просто
02 февраля 2014, 10:17
Боевая авиация гораздо дороже обходится стране чем танкостроение, надо заметить(
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»