Они утонули: крупнейшие катастрофы подлодок
Атомная подводная лодка «Комсомолец» перед последним выходом. Фото: ИТАР-ТАСС

Атомная подводная лодка «Комсомолец» перед последним выходом. Фото: ИТАР-ТАСС

Пожары, вышедшее из строя оборудование, взрывы торпед и другие причины гибели атомных субмарин

Ровно 25 лет назад, 7 апреля 1989 года затонула атомная подводная лодка «Комсомолец», похоронив в водах Норвежского моря 42 моряка. Дата гибели судна в России отмечается как День памяти погибших подводников. «Русская планета» вспоминает некоторые случаи гибели субмарин.

АПЛ «Комсомолец», 7 апреля 1989 года

Строительство атомной подводной лодки (АПЛ) К-278 началось в апреле 1978 года. К концу 1983 года судно вступило в строй, а в январе 1984 года было официально включено в состав Краснознаменного Северного флота.

Уже на следующий год субмарина установила мировой рекорд среди подводных лодок по глубине погружения — 1027 метров. Легкий и прочный корпус АПЛ К-278 был сделан из титановых сплавов, это позволяло кораблю вести боевые действия на глубинах, в два раза превосходящих обычную глубину погружения подводных лодок. Субмарина также принимала участие в различных учениях флота, в том числе в охране подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника. В 1987 года подлодку перевели из разряда опытных в разряд боевых.

Борт К-278 оборудовали всплывающей спасительной камерой, которая была способна поднять весь экипаж на поверхность с глубины до 1,5 тысяч метров. Во всех семи отсеках имелись средства пожаротушения, а во втором и третьем была сформирована «зона спасения», переборки которой выдерживали большое давление.

Имя «Комсомолец» субмарина получила за несколько месяцев до своей гибели в 1989 году. 7 апреля в 11 утра в седьмом отсеке субмарины возник пожар, причина которого так и не была установлена. Экипаж объявил аварийную тревогу и начал поднимать лодку на поверхность. Потушить пожар имеющимися средствами не удалось, и огонь распространился на шестой отсек, а также вызвал задымление пятого, второго и третьего. Только через 37 минут после обнаружения пожара команда «Комсомольца» подала сигнал об аварии. К тому моменту уже погибли несколько человек. В 14:20 аварийно-спасательный самолет установил связь с командиром подлодки, который сообщил, что пожар больше не разрастается и взят под контроль экипажем.

Через два часа «Комсомолец» начал тонуть. В 17:00 моряки стали в спешке покидать стремительно погружающуюся в воду субмарину. Они пытались разместиться на двух спасательных плотах, рассчитанных на 20 человек каждый, с самолета им был сброшен авиационный спасательный контейнер. Однако надувная шлюпка, которую он содержал, затонула, а один из плотов перевернулся. Через восемь минут подлодка уже была на глубине больше 1,5 тысяч метров вместе с тремя погибшими в первые часы аварии моряками. Еще трое, включая командира корабля, погибли во всплывающей спасательной камере. Большая часть экипажа, не дождавшись спасателей, утонула в ледяной воде, трупы 16 из них удалось поднять на борт плавучей базы «Алексей Хлобыстов», которая смогла добраться до места катастрофы только в седьмом часу вечера. Спасатели также вытащили из воды 30 живых членов экипажа, из них трое скончались на борту. Таким образом, из 69 человек, составлявших команду «Комсомольца», выжили только 27.

Подводная лодка так и осталась лежать на дне Норвежского моря. Поскольку ее реактор заглушен, а торпедные аппараты герметизированы, субмарина считается безопасной и не представляющей радиационной опасности.

USS Thresher, 10 апреля 1963 года

Первой атомной подводной лодкой, затонувшей в океане, была головная лодка американской серии «Трешер» (англ. «Лисья акула»). USS Thresher (SSN-593) была заложена в Портсмуте в мае 1958 года и вошла в строй тремя годами позже. Назначением субмарины с водоизмещением около 3,5 тысяч тонн был поиск и уничтожение вражеских подводных ракетоносцев.

9 апреля 1963 года USS Thresher вышел в открытое море для проведения испытаний на большой глубине в сопровождении судна обеспечения «Скайларк» («Жаворонок»), оборудованного гидрофонами и спасательной капсулой. Во главе экипажа стоял капитан-лейтенант Джон Харви. Помимо 112 членов команды на борту подводной лодки находились 17 гражданских специалистов.

Поиски атомной подводной лодки USS Thresher. Фото: AP

Поиски атомной подводной лодки USS Thresher. Фото: AP

Утром следующего дня АПЛ достигла пределов континентального шельфа, а Харви сообщил о готовности к погружению на предельную глубину (для «Трешера» она составляла 330 метров). Испытание было рассчитано на шесть часов, в течение которых подлодка должна была погружаться ступенями по 65 метров, после каждой из которой команда осуществляла проверку оборудования. Через час с небольшим USS Thresher приблизился к предельному значению глубины, после чего ее связь со «Скайларком» начала прерываться. В начале десятого утра с АПЛ с трудом удалось поймать последнее сообщение: «Имеем возрастающий дифферент на корму, пытаемся продуться» (для всплытия набранная в цистерны в качестве балласта вода вытесняется с помощью сжатого воздуха. — РП).

Гидрофонам на «Скайларке» удалось уловить несколько звуков, один из которых был похож на шум сдавленного воздуха, а другой — на треск корпуса подводной лодки. «Трешеру» пытались подать знак с помощью сигнальных шумовых гранат, но субмарина уже опустилась на 2,5 километра, достигнув дна Атлантического океана и унеся с собой 129 человеческих жизней. Такое количество жертв при гибели АПЛ до сих пор остается рекордным.  

Позднее часть останков USS Thresher подняли на поверхность, однако точную причину катастрофы установить так и не удалось. Предположительно одна из трубок системы охлаждения реакторной установки не выдержала забортного давления.

К-8, 12 апреля 1970 года

Первая советская атомная подводная лодка пошла ко дну в апреле 1970 года. Она была одной из 13 субмарин проекта 627 (А) «Кит», введенных в строй в конце 1950-х и списанных к началу 1990-х годов. За десять лет службы в советском флоте на борту К-8 не раз случались аварии, которые приводили к лучевой болезни некоторых членов экипажа.

17 февраля 1970 года К-8 вышла в длительное плавание в направлении Северной Атлантики, где были запланированы учения. Поздним вечером 8 апреля, когда подлодка находилась в Бискайском заливе, в третьем отсеке возник пожар. После объявления пожарной тревоги субмарина начала всплывать. В отсеке хранились дымовые шашки, поэтому даже после ликвидации пожара в очаге его возгорания стало невозможно находиться, и личный состав покинул третий отсек. Почти одновременно поступила информация, что в седьмом отсеке горит регенерация. Пожар был настолько интенсивный, что членам экипажа пришлось уже через две минуты перейти в соседний отсек.

За шесть минут К-8 всплыла на поверхность воды, но в это время из строя вышла силовая электросеть, генератор остановился, и подводная лодка лишилась хода и потеряла средства связи. Еще через четыре минуты для вентиляции четвертого отсека были включены дизель-генераторы, однако без охлаждения они смогли проработать всего час.

Пожар распространялся, и личный состав из восьмого отсека был вынужден передвигаться в сторону носа субмарины. Происходящие в седьмом отсеке химические процессы вызвали повышение температуры и большую загазованность хвостовой части К-8. Задымление усиливалось, и морякам не хватало средств личной защиты. Ночью члены экипажа вывели из восьмого отсека четырех своих коллег, а также вынесли 15 трупов, среди которых был весь состав первой смены главной энергетической установки (ГЭУ). Из четвертого отсека вывели 19 человек. В дальнейшем в кормовые отсеки команда подлодки не возвращалась, а люки между ними были тщательно задраены.  

До 10 апреля К-8 дрейфовала без радиосвязи, с поврежденной электросетью и выведенной из строя системой ГЭУ, запас воздуха подходил к концу. Кроме того, кормовые отсеки начали заполняться водой.

В ночь на 11 апреля разыгрался шторм, и прибывшие в район катастрофы советские корабли не смогли взять субмарину на буксир. Больше 40 человек были переправлены на судно «Касимов», остальная часть личного состава во главе с капитаном Всеволодом Бессоновым разместилась в первом и втором отсеках К-8, чтобы бороться за живучесть подлодки. Вечером 11 апреля прекратились сообщения с тонущей подлодки. Рано утром следующего дня экипаж «Касимова» увидел красную сигнальную ракету, после чего субмарина погрузилась на глубину 4,68 тысячи метров. Погибли 52 человека.

Бессонову посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, всех членов экипажа наградили орденом Красной Звезды, выживших — медалью Ушакова.

АПЛ «Курск», 12 августа 2000 года

В новейшей истории России атомные подводные лодки тонули дважды, но гибель затонувшей при буксировке в августе 2003 года К-159, которая принадлежала к той же серии, что и К-8, и была выведена из эксплуатации в 1989 году, не сравнятся с катастрофой, которая произошла с АПЛ «Курск».

Буксировка атомной подводной лодки «Курск» для утилизации. Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС

Буксировка атомной подводной лодки «Курск» для утилизации. Фото: Лев Федосеев / ИТАР-ТАСС

Подводная лодка «Курск» находилась на учениях в Баренцевом море, когда 12 августа 2000 года перестала выходить на связь. Позже в предполагаемом месте ее расположения зафиксировали взрыв. Через пять часов субмарину обнаружили на глубине 108 метров, воткнутой в грунт под углом примерно в 40 градусов. Нос подлодки был разворочен, а спасательная камера выведена из строя. 14 августа об аварии впервые было сказано публично. Сначала представители военно-морского флота сообщали, что поддерживают с экипажем «Курска» радиосвязь, но потом признались, что общаются с ними только с помощью перестукивания. На следующий день больше 20 судов различного профиля прибыли на место катастрофы, но не смогли начать спасательную операцию из-за шторма. Дальнейшие попытки подобраться к лодке на спасательном аппарате не увенчались успехом.

19 августа на помощь российскому флоту пришло норвежское судно Normand Pioneer с английским оборудованием на борту. Норвежские водолазы обследовали подлодку на предмет повреждений, однако вскрыть люк и попасть внутрь им удалось только через два дня. Все отсеки оказались заполнены водой. Через полтора часа после того, как норвежцы исследовали субмарину и обнаружили в девятом отсеке труп моряка, начальник штаба Северного флота Михаил Моцак признал факт гибели экипажа «Курска».

Операция по подъему тел началась только через два месяца, 25 октября 2000 года. Саму лодку отбуксировали в Росляковский судоремонтный завод ВМФ год спустя. За это время извлекли и опознали 115 из 118 членов экипажа, находившихся на борту подлодки. Всех их посмертно наградили орденами Мужества, а командиру Геннадию Лячину посмертно присвоили звание Героя Российской Федерации.

В июле 2002 года Генеральный прокурор России Владимир Устинов сообщил, что АПЛ «Курск» погибла в результате взрыва, который возник в месте расположения учебной торпеды, а затем распространился по другим боевым снарядам. Уголовное дело было закрыто за отсутствием состава преступления.

Президент Владимир Путин, отвечая на вопрос известного американского журналиста Ларри Кинга «Скажите, что случилось с подлодкой?», лаконично объяснил: «Она утонула».

 

Цветная смерть: за что убивали известных чернокожих Далее в рубрике Цветная смерть: за что убивали известных чернокожихСегрегация, рэп, национальное превосходство, геноцид и другие причины гибели цветных политических и общественных деятелей

Комментарии

08 апреля 2014, 08:58
Возможно, случись такое как с Курском сегодня, Путин не медлил бы и лодку спас. Но явна та трагедия без американского участия не обошлась
08 апреля 2014, 09:57
Вечная память героям-подводникам!
08 апреля 2014, 13:16
Бытует расходчивое мнение, что подлодки просто так не тонут! Судите сами: USS "Thresher", терпит крушение 10 апреля 1963 года, спустя несколько месяцев после обострения "карибского кризиса", а по завершению кризиса тонет уже советская К-8; Перед самым крахом Союза, в 89 году, жертвой "случайности" становится "Комсомолец", а с тем же "Курском" так же "случайно" происходит страшная трагедия, после смены российского политического курса после смерти Ельцина и с началом активного продвижения своей политики Путиным...! Вот потому-то я и не считаю данные катастрофы случайностью - уж слишком "знаковыми" они являлись...!
08 апреля 2014, 16:44
Очень жаль погибших моряков и членов семей подводников. Вечная память.....
Dom
09 апреля 2014, 01:33
Жаль моряков, страшная смерть, один большой железный гроб на всех грустный Очень надеюсь что подобных инцидентов больше не будет.
23 мая 2014, 00:25
Список явно не полон. Нет ни про К-129, ни про "Скорпион"...
Кстати, - в контексте "Курска" гуглим "Мемфис" и "Толедо". А ведь могла случиться третья мировая...
04 июля 2014, 09:50
Кстати, да! Где можно найти полный список пропавших американских подлодок?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»