«Мы должны отказаться умирать»
Ферейдун М. Эсфендиари. Источник: http://galacticarchives.org

Ферейдун М. Эсфендиари. Источник: http://galacticarchives.org

Трансгуманист FM-2030 собирался жить вечно, но скончался от рака в возрасте 69 лет

8 июля 2000 года умер писатель и футуролог, лидер движения трансгуманизма Ферейдун М. Эсфендиари, известный среди своих последователей как FM-2030.

Ферейдун М. Эсфендиари родился в Бельгии в 1930 году в семье иранского дипломата. Его отцу приходилось часто переезжать, и все детство будущий футуролог провел в разъездах по Европе, Азии и Северной Америке. Начальное и среднее образование он получал в школах Ирана, Великобритании и Палестины, выучил несколько языков. В молодости Эсфендиари все считали красивым, он был в хорошей спортивной форме и в 1948 году даже играл за иранскую национальную сборную по баскетболу на летних Олимпийских играх в Лондоне. Колледж, а затем университет Эсфендиари оканчивал в США. После этого он два года работал в Согласительной комиссии ООН по Палестине, но в результате закрепился в Нью-Йорке и начал карьеру писателя.

 Источник: YouTube

Ведущая CNN представляет Ферейдуна М. Эсфендиари перед началом интервью. На экране обложка книги «Трансчеловек ли ты?». Источник: YouTube 

В 1957 году в The New York Times Magazine вышла его статья о психических заболеваниях в Азии и Африке, в которой он описывал себя как «иранца, ныне живущего в США» и «писателя-фрилансера, специализирующегося на изучении социальных проблем экономически отсталых обществ». Несмотря на то, что Эсфендиари публиковался во многих американских журналах, главной площадкой для его размышлений об этих вопросах стала серия научно-фантастических романов.

Его первая книга «День жертвоприношения» (The Day of Sacrifice, 1959) об Иране 1950-х годов, совмещала в себе черты романа-воспитания и шпионского триллера, затрагивая проблему культурных разногласий. Роман был переведен на 11 языков, газета The New York Herald провозгласила его одной из лучших книг года, а Госдепартамент США включил ее в список обязательной к прочтению для своих сотрудников литературы.

Второй роман Эсфендиари, «Попрошайка» (The Beggar, 1965), рассказывал душераздирающую историю о трудностях жизни в арабской деревне. Третья книга, «Удостоверение личности» (Identity Card, 1966), была полуавтобиографичной и рассказывала историю о выросшем на Западе иранце, которого потянуло обратно на родину, он туда вернулся, испытал разочарование и погиб.

После этого романа Эсфендиари вернулся к попыткам стать публичным интеллектуалом. Он уже не позиционировал себя как иранца в Америке. «Никогда прежде мир не был лучше, чем сегодня», — заявил он в книге «Оптимизм Один» (Optimism One: The Emerging Radicalism, 1970). Это утверждение было прежде всего обращено к слаборазвитым обществам. С точки зрения Эсфендиари, романисты в странах третьего мира обладают повышенной чувствительностью к лишениям современности и «проматывают состояния за изобретением историй, чтобы показать всему миру, какими выдающимися они были в свое время». Но ни одна цивилизация прошлого не была великой — все они были примитивными и основанными на подчинении и массовых убийствах, настаивал Эсфендиари.

Еще в 1966 году, когда вышло последнее художественное произведение писателя, была создана международная организация футурологов «Всемирное общество будущего», в которое вошли социологи, корпоративные лидеры, политики и писатели-фантасты. На возникшей не без участия Эсфендиари волне интереса к тому, что ожидает человечество в новом тысячелетии, писателю удалось построить неплохую карьеру, продвигая идеи бессмертия, колоний на Марсе и глобальных компьютерных сетей.

Стремительно развивающиеся технологии не у всех вызывали такой восторг, как у Эсфендиари. Во времена холодной войны и войны во Вьетнаме возможности атомной энергетики, кибернетики и роботостроения у многих вызывали страх, наводя на мысли о скором уничтожении мира. Но в отличие от писателей, которые предупреждали о мировом кризисе, упадке и разочаровании, Эсфендиари объявил о начале первой эры оптимизма, в которой технологии помогут привести весь мир к изобилию, национальности пропадут, а человеческая идентичность из культурной превратится в персональную. «В XXI веке никто не будет говорить "Я египтянин, или румын, или американец", но "Я глобален", или "Я с луны", или "частично марсианин"», — предсказывал писатель.

Разрабатывая тему утопически-прекрасного будущего, которое ожидает человека, Эсфендиари балансировал между ролями пророка и шоумена, проводя свои идеи по всем доступным каналам коммуникации: через газетные и журнальные эссе, книги, публичные выступления, университетские лекции и бизнес-консультации. Бурная интеллектуальная деятельность в скором времени превратила писателя в эксперта по будущему.

Оптимизм и любовь к самым смелым предсказаниям во многом послужили залогом успеха трилогии научно-популярных книг, которые Эсфендиари написал в 1970-х годах. После «Оптимизма Один» вышла книга «Взгляд сверху: манифест футурологов» (Up-Wingers: A Futurist Manifesto, 1973). Термин ап-вингер Эсфендиари использовал для обозначения людей с альтернативными политическими взглядами, утверждая: «Я не правый и не левый — я над». Еще через семь лет вышла книга «Телесферы» (Telespheres, 1977), которую критики назвали «первым тщательно обрисованным взглядом на новый пост-индустриальный мир».

Источник: Vimeo

Кадр из видеопосвящения Ферейдуну М. Эсфендиари «Кто такой FM-2030?». Источник: Vimeo 

Свои мысли Эсфендиари излагал на динамичном английском, избегая прилагательных и других «старомодных излишков». Писатель считал, что большинство книг слишком длины, многословны и медлительны, и во избежание этого старался приблизить звучание своего «универсального языка» к ритму электронных приборов.

Футуролог с энтузиазмом описывал итоги технологической революции: децентрализованная власть и пост-бюрократические демократии, генная инженерия, микрокомпьютеры, фармацевтическое и генетическое повышение активности головного мозга, телеобразование, телемедицина, телешопинг. Традиционная семья, с точки зрения Эсфендиари, в будущем отомрет, а на ее смену придут свободные для входа и выхода сообщества, где дети не будут обладать эмоциональной привязанностью к родителям. Автоматизированные фабрики увеличат количество свободного времени, атомная и солнечная энергия станут двигателями материального изобилия. Люди начнут покидать Землю и колонизировать другие планеты, а продолжительность жизни человека будет все больше расти, пока не достигнет вечности.

Тема бессмертия стала одной из главных идей Эсфендиари. Для писателя это был не просто миф или религия, он был уверен, что преодолеть смерть технологически возможно — а значит, рано или поздно это неизбежно. Идеи футуролога приобретали все большую известность, пока он, наконец, не стал лидером зарождающегося трансгуманистического движения. Популяризируя научное обоснование крионике, Эсфендиари отмечал, что врачам уже подвластно вернуть в работу остановившееся сердце, пересадить еще бьющееся или заменить его искусственным. Бионика, по его мнению, стирает границу между природой и технологией, модифицируя нашу идею того, что считается человеком, как и того, что считается смертью. Как только станет возможным пересаживать человеческий мозг в новое тело — неважно, человеческое, бионически улучшенное или роботизированное, — результатом будет бессмертие.

Трансгуманист был уверен, что мы должны жить в предвкушении нового бионического мира, однако для этого над собой необходимо делать некоторые усилия: соблюдать диету, тренироваться и избегать стресса. Но главную задачу для подготовки себя к новой эре Эсфендиари видел в преодолении принятия смерти, которое веками навязывалось человечеству религией и здравым смыслом. «Если умирать естественно, то к черту природу. Зачем подчиняться ее тирании? Мы должны подняться над природой. Мы должны отказаться умирать», — призывал писатель.

Источник: Vimeo

Зона ухода за пациентами в Alcor Life Extension Foundation, 2002 год. Фото: Jeff Topping / Reuters

В середине 1980-х годов, когда Эсфендиари работал над своей последней научно-популярной книгой «Трансчеловек ли ты?» (Are You A Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World, 1989), он сменил свое имя на FM-2030. «Я футуролог. Почему бы не взять имя, которое было бы футуристично? — говорил писатель. — Я не верю в семью. Тогда зачем мне фамилия? У меня нет национальности. Зачем мне тогда национальное имя?» В процессе подбора комбинации, которая отражала бы его сущность, Эсфендиари перебирал варианты FM_84, FM 500, FM X1, FM + 1, FM Позитивный, FM 2121, FM 2020, и FM 2050, но в результате остановился на FM-2030. «2030 — это волшебное число, потому что 2030 год будет волшебным временем», — писал трансгуманист, которому в этот год могло бы исполниться ровно сто лет.

В своих лекциях FM-2030 настаивал, что если кому-либо из аудитории удастся прожить еще 50 лет, это значит, что он проживет и 500, и 1000, и миллион — не имеет значения, в каком теле и на какой планете. Он считал себя гражданином мира, человеком без национальности, и затруднялся ответить на вопрос о своем возрасте, каждый раз уточняя, о возрасте какой части его тела идет речь: протезах зубов, недавно имплантированном искусственном бедре или о чем-то еще.

Оптимизм футуролога относительно своего будущего не смог преодолеть физиологию. Едва вступив в XXI век, о котором он так мечтал, FM-2030 умер от рака поджелудочной железы. Писатель не придавал большого значения своей болезни, не считая ее смертельной, и когда наступила смерть, рядом с ним не было друзей-крионистов, поэтому процедуру сохранения его тела провели только через 30 часов после смерти.

Его мозг был крионирован компанией Alcor Life Extension Foundation, где футуролог не раз проводил семинары. Более того, он стал первым человеком, на котором впервые опробовали технологию витрификации вместо обычной заморозки. Мозг писателя теперь имеет буквенно-цифровое обозначение A-1261 и хранится в Скоттсдейле, штат Аризона.

«Калифорния наша» Далее в рубрике «Калифорния наша»Как США в 1846 году смогли отторгнуть от Мексики «золотой штат», вдобавок присоединив Техас

Комментарии

08 июля 2014, 21:09
Недавно насмотрелся Футурамы,так вот в этом футуристичном мультфильме полно людей из 20 и 21 веков,однако почему то они все без тел,одни головы...
08 июля 2014, 23:58
Рано он со своими последними идеями появился, все эти условности в виде имен, фамилий и национальностей пока еще играют значительную роль, но лет через 100 все это будет несомненно тленом. А умирать это всегда печально, но неизбежно, потому не надо драм, достаточно смирения по этому вопросу
09 июля 2014, 11:57
это или больной на голову человек, ил просто аферист, который придумал квази-учение и спокойно зрабывал на дураках все жизнь)
09 июля 2014, 15:44
идеалист, который умудрился монетизировать свои идеи, так будет более правильно
09 июля 2014, 08:27
Вообще когда человек отказывается от семьи и родины у него перестает существовать будущее. Когда он выбирает себе другое имя,мистифицирует свою личность.забывая о реальности карма наказывает. Вот и его наказала,а ведь так хорошо он писал,пользовался успехом,именно этим ему и надо было заниматься,а не создавать подобие секты.
09 июля 2014, 10:10
Что бы приблизиться к бессмертию, человеку нужно лишь одно - научиться осознанно управлять обменными процессами своего организма. А пока что в нас заложена определенная программа, которая имеет логический конец. А ведь организм человека- это уникальная структура, которая в принципе может бесконечное время регенерировать новые клетки и самообновляться. Только для этого он должен получать соответствующие команды.
09 июля 2014, 15:45
люди просто устают жить, люди приходят к пониманию того. что хочтся покоя, не уйти от этого, мозги не железные
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»