Новости – Рейтинги
Рейтинги
«Мы должны отказаться умирать»
Ферейдун М. Эсфендиари. Источник: http://galacticarchives.org
Трансгуманист FM-2030 собирался жить вечно, но скончался от рака в возрасте 69 лет
8 июля, 2014 17:16
12 мин
8 июля 2000 года умер писатель и футуролог, лидер движения трансгуманизма Ферейдун М. Эсфендиари, известный среди своих последователей как FM-2030.
Ферейдун М. Эсфендиари родился в Бельгии в 1930 году в семье иранского дипломата. Его отцу приходилось часто переезжать, и все детство будущий футуролог провел в разъездах по Европе, Азии и Северной Америке. Начальное и среднее образование он получал в школах Ирана, Великобритании и Палестины, выучил несколько языков. В молодости Эсфендиари все считали красивым, он был в хорошей спортивной форме и в 1948 году даже играл за иранскую национальную сборную по баскетболу на летних Олимпийских играх в Лондоне. Колледж, а затем университет Эсфендиари оканчивал в США. После этого он два года работал в Согласительной комиссии ООН по Палестине, но в результате закрепился в Нью-Йорке и начал карьеру писателя.
Источник: YouTube
Ведущая CNN представляет Ферейдуна М. Эсфендиари перед началом интервью. На экране обложка книги «Трансчеловек ли ты?». Источник: YouTube
В 1957 году в The New York Times Magazine вышла его статья о психических заболеваниях в Азии и Африке, в которой он описывал себя как «иранца, ныне живущего в США» и «писателя-фрилансера, специализирующегося на изучении социальных проблем экономически отсталых обществ». Несмотря на то, что Эсфендиари публиковался во многих американских журналах, главной площадкой для его размышлений об этих вопросах стала серия научно-фантастических романов.
Его первая книга «День жертвоприношения» (The Day of Sacrifice, 1959) об Иране 1950-х годов, совмещала в себе черты романа-воспитания и шпионского триллера, затрагивая проблему культурных разногласий. Роман был переведен на 11 языков, газета The New York Herald провозгласила его одной из лучших книг года, а Госдепартамент США включил ее в список обязательной к прочтению для своих сотрудников литературы.
Второй роман Эсфендиари, «Попрошайка» (The Beggar, 1965), рассказывал душераздирающую историю о трудностях жизни в арабской деревне. Третья книга, «Удостоверение личности» (Identity Card, 1966), была полуавтобиографичной и рассказывала историю о выросшем на Западе иранце, которого потянуло обратно на родину, он туда вернулся, испытал разочарование и погиб.
После этого романа Эсфендиари вернулся к попыткам стать публичным интеллектуалом. Он уже не позиционировал себя как иранца в Америке. «Никогда прежде мир не был лучше, чем сегодня», — заявил он в книге «Оптимизм Один» (Optimism One: The Emerging Radicalism, 1970). Это утверждение было прежде всего обращено к слаборазвитым обществам. С точки зрения Эсфендиари, романисты в странах третьего мира обладают повышенной чувствительностью к лишениям современности и «проматывают состояния за изобретением историй, чтобы показать всему миру, какими выдающимися они были в свое время». Но ни одна цивилизация прошлого не была великой — все они были примитивными и основанными на подчинении и массовых убийствах, настаивал Эсфендиари.
Еще в 1966 году, когда вышло последнее художественное произведение писателя, была создана международная организация футурологов «Всемирное общество будущего», в которое вошли социологи, корпоративные лидеры, политики и писатели-фантасты. На возникшей не без участия Эсфендиари волне интереса к тому, что ожидает человечество в новом тысячелетии, писателю удалось построить неплохую карьеру, продвигая идеи бессмертия, колоний на Марсе и глобальных компьютерных сетей.
Стремительно развивающиеся технологии не у всех вызывали такой восторг, как у Эсфендиари. Во времена холодной войны и войны во Вьетнаме возможности атомной энергетики, кибернетики и роботостроения у многих вызывали страх, наводя на мысли о скором уничтожении мира. Но в отличие от писателей, которые предупреждали о мировом кризисе, упадке и разочаровании, Эсфендиари объявил о начале первой эры оптимизма, в которой технологии помогут привести весь мир к изобилию, национальности пропадут, а человеческая идентичность из культурной превратится в персональную. «В XXI веке никто не будет говорить "Я египтянин, или румын, или американец", но "Я глобален", или "Я с луны", или "частично марсианин"», — предсказывал писатель.
Разрабатывая тему утопически-прекрасного будущего, которое ожидает человека, Эсфендиари балансировал между ролями пророка и шоумена, проводя свои идеи по всем доступным каналам коммуникации: через газетные и журнальные эссе, книги, публичные выступления, университетские лекции и бизнес-консультации. Бурная интеллектуальная деятельность в скором времени превратила писателя в эксперта по будущему.
Оптимизм и любовь к самым смелым предсказаниям во многом послужили залогом успеха трилогии научно-популярных книг, которые Эсфендиари написал в 1970-х годах. После «Оптимизма Один» вышла книга «Взгляд сверху: манифест футурологов» (Up-Wingers: A Futurist Manifesto, 1973). Термин ап-вингер Эсфендиари использовал для обозначения людей с альтернативными политическими взглядами, утверждая: «Я не правый и не левый — я над». Еще через семь лет вышла книга «Телесферы» (Telespheres, 1977), которую критики назвали «первым тщательно обрисованным взглядом на новый пост-индустриальный мир».
Источник: Vimeo
Кадр из видеопосвящения Ферейдуну М. Эсфендиари «Кто такой FM-2030?». Источник: Vimeo
Свои мысли Эсфендиари излагал на динамичном английском, избегая прилагательных и других «старомодных излишков». Писатель считал, что большинство книг слишком длины, многословны и медлительны, и во избежание этого старался приблизить звучание своего «универсального языка» к ритму электронных приборов.
Футуролог с энтузиазмом описывал итоги технологической революции: децентрализованная власть и пост-бюрократические демократии, генная инженерия, микрокомпьютеры, фармацевтическое и генетическое повышение активности головного мозга, телеобразование, телемедицина, телешопинг. Традиционная семья, с точки зрения Эсфендиари, в будущем отомрет, а на ее смену придут свободные для входа и выхода сообщества, где дети не будут обладать эмоциональной привязанностью к родителям. Автоматизированные фабрики увеличат количество свободного времени, атомная и солнечная энергия станут двигателями материального изобилия. Люди начнут покидать Землю и колонизировать другие планеты, а продолжительность жизни человека будет все больше расти, пока не достигнет вечности.
Тема бессмертия стала одной из главных идей Эсфендиари. Для писателя это был не просто миф или религия, он был уверен, что преодолеть смерть технологически возможно — а значит, рано или поздно это неизбежно. Идеи футуролога приобретали все большую известность, пока он, наконец, не стал лидером зарождающегося трансгуманистического движения. Популяризируя научное обоснование крионике, Эсфендиари отмечал, что врачам уже подвластно вернуть в работу остановившееся сердце, пересадить еще бьющееся или заменить его искусственным. Бионика, по его мнению, стирает границу между природой и технологией, модифицируя нашу идею того, что считается человеком, как и того, что считается смертью. Как только станет возможным пересаживать человеческий мозг в новое тело — неважно, человеческое, бионически улучшенное или роботизированное, — результатом будет бессмертие.
Трансгуманист был уверен, что мы должны жить в предвкушении нового бионического мира, однако для этого над собой необходимо делать некоторые усилия: соблюдать диету, тренироваться и избегать стресса. Но главную задачу для подготовки себя к новой эре Эсфендиари видел в преодолении принятия смерти, которое веками навязывалось человечеству религией и здравым смыслом. «Если умирать естественно, то к черту природу. Зачем подчиняться ее тирании? Мы должны подняться над природой. Мы должны отказаться умирать», — призывал писатель.
Источник: Vimeo
Зона ухода за пациентами в Alcor Life Extension Foundation, 2002 год. Фото: Jeff Topping / Reuters
В середине 1980-х годов, когда Эсфендиари работал над своей последней научно-популярной книгой «Трансчеловек ли ты?» (Are You A Transhuman? Monitoring and Stimulating Your Personal Rate of Growth in a Rapidly Changing World, 1989), он сменил свое имя на FM-2030. «Я футуролог. Почему бы не взять имя, которое было бы футуристично? — говорил писатель. — Я не верю в семью. Тогда зачем мне фамилия? У меня нет национальности. Зачем мне тогда национальное имя?» В процессе подбора комбинации, которая отражала бы его сущность, Эсфендиари перебирал варианты FM_84, FM 500, FM X1, FM + 1, FM Позитивный, FM 2121, FM 2020, и FM 2050, но в результате остановился на FM-2030. «2030 — это волшебное число, потому что 2030 год будет волшебным временем», — писал трансгуманист, которому в этот год могло бы исполниться ровно сто лет.
В своих лекциях FM-2030 настаивал, что если кому-либо из аудитории удастся прожить еще 50 лет, это значит, что он проживет и 500, и 1000, и миллион — не имеет значения, в каком теле и на какой планете. Он считал себя гражданином мира, человеком без национальности, и затруднялся ответить на вопрос о своем возрасте, каждый раз уточняя, о возрасте какой части его тела идет речь: протезах зубов, недавно имплантированном искусственном бедре или о чем-то еще.
Оптимизм футуролога относительно своего будущего не смог преодолеть физиологию. Едва вступив в XXI век, о котором он так мечтал, FM-2030 умер от рака поджелудочной железы. Писатель не придавал большого значения своей болезни, не считая ее смертельной, и когда наступила смерть, рядом с ним не было друзей-крионистов, поэтому процедуру сохранения его тела провели только через 30 часов после смерти.
Его мозг был крионирован компанией Alcor Life Extension Foundation, где футуролог не раз проводил семинары. Более того, он стал первым человеком, на котором впервые опробовали технологию витрификации вместо обычной заморозки. Мозг писателя теперь имеет буквенно-цифровое обозначение A-1261 и хранится в Скоттсдейле, штат Аризона.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости