Там, внизу
Запуск первого метро в Лондоне, 1863 год. Фото: nomadistas.com

Запуск первого метро в Лондоне, 1863 год. Фото: nomadistas.com

Самое старое, самое дорогое, самое загруженное, самое чистое и самое бесшумное метро в мире

10 января 1863 года в Лондоне открылся первый в мире метрополитен. Единственная линия протяженностью шесть километров состояла из семи станций, а среднее количество пассажиров в день достигало 26 тысяч. Сегодня лондонское метро — крупнейшее в Европе, совокупной протяженностью путей 405 километров, 270 станциями и пассажиропотоком в 3,21 миллиона человек в день. «Русская планета» сравнивает подземки мира по разным критериям.

Первопроходцы

Лондон был не единственным городом, где метро появилось в конце XIX века. В Нью-Йорке первая линия открылась в 1868 году. Она была надземной и не дожила до наших дней — ее снесли в 1940 году. Старейшие из сохранившихся станций были открыты в 1885 году, а первые подземные участки — только спустя 19 лет.

В Чикаго городские железнодорожные маршруты начали строить в 1892 году. Открытые эстакады создавали много шума и способствовали образованию пробок, но разговоры о необходимости увести метро под землю получили воплощение лишь спустя пять лет — первый участок подземного метрополитена открылся в 1897 году в Бостоне.

Вторая подземная ветка метро открылась в британском Глазго. Кольцевая линия из 15 станций была открыта в 1896 году и с тех пор не расширялась.

В том же году в Будапеште открылся первый метрополитен в континентальной Европе.

Протяженность линий

В начале января 2014 года шанхайское метро увеличило свою общую протяженность еще на две линии до 567 километров. Первая ветка открылась чуть более двадцати лет назад. В долгосрочных планах общая протяженность линий должна приблизиться к 780 километрам, а число станций — к 480. Второе место по суммарной протяженности линий занимает метро Пекина (465 километров), которое в 1969 году стало первым внеуличным рельсовым общественным транспортом в Китае.

Нью-йоркский метрополитен хоть и сильно проигрывает по протяженности, но берет числом линий и станций: 27 и 468 соответственно.

Самые маленькие города, в которых действует метро, — швейцарская Лозанна площадью 41,37 квадратного километра и французский Руан 21,38 квадратных километра соответственно. Правда, если в первом метро работают две линии протяженностью 13,7 километра, во втором пять станций уместили на пути всего в 2,2 километра.

Оплата проезда

Дороже всего стоит проехаться в метро в Стокгольме: одноразовый билет стоит 36 крон (182 рубля). Лица моложе 20 лет и старше 65 лет могут купить билет со скидкой за 20 крон (101 рубль).

В Сиднее стоимость проезда зависит от расстояния, времени проезда, возраста пассажира и типа билета. Так, существует билет Family Funday Sunday, который позволяет семьям с детьми ездить по воскресеньям куда угодно за $a2,5 c человека. Простой билет на взрослого стоит $a3,8 и позволяет передвигаться только в пределах 10 километров, далее стоимость увеличивается с каждыми 10—15 километрами.

В Копенгагене дети младше 12 лет могут ездить на метро бесплатно, а взрослые должны платить 24 кроны (144 рубля).

Билет на метро в Мехико стоит 3 песо (7,6 рубля). На метро ездят в основном малоимущие, представители среднего и высшего классов этот вид транспорта практически не используют. В час пик поезда часто бывают переполнены, а с 18:00 до 21:00 для женщин и детей выделяют отдельные вагоны.

В Киеве один жетон на метро стоит 2 гривны (8 рублей). Самое дешевое в мире метро в Пхеньяне — всего $0,05.

Пассажиропоток

Самая большая нагрузка по перевозке пассажиров лежит на метрополитене Токио, которым пользуются 8,5 миллиона человек в день. Далее следует Сеул, метро которого ежедневно перевозит 6,9 миллиона пассажиров. Третье место делят Москва и Пекин: в 2012 году в московское метро ежедневно спускалось в среднем 6,73 миллиона человек, а в пекинское — 6,74 миллиона.

Новострой

В столице Перу Лиме первую из запланированных линий метро начали строить еще в конце 1990-х годов, однако целиком она была открыта лишь 5 апреля 2012 года. Протяженность единственно достроенной линии составляет 22 километра.

В прошлом году первые станции метро открылись в двух китайских городах: 26 сентября запустили первую линию в Харбине на северо-востоке страны, 26 декабря 2013 года 20 станций протяженностью 25,4 километра стали доступны для жителей Чжэнчжоу (восточная провинция Хэнань).

Время работы

В Берлине, Вене и Стокгольме метро работает круглосуточно по пятницам и субботам, а в первых двух городах оно открыто в ночное время и перед государственными праздниками.

По субботам и перед некоторыми праздниками 24 часа в сутки работает метрополитен Барселоны. В Копенгагене метро круглосуточное семь дней в неделю.

В остальных крупных городах Европы метро закрывается между 23:30 и 01:30. Ночью по городу ходят рейсовые автобусы.

В США круглосуточно работает метро Нью-Йорка, а в Чикаго такого режима придерживаются две самые загруженные линии.

Лучшие в мире

Несколько лет назад американская туристическая фирма Virgin Vacations составила рейтинг лучших подземных транспортных систем мира, оценивая их удобство, чистоту, оформление и прочие показатели. Первое место досталось лондонскому метрополитену — за комфортные вагоны, электронные табло и возможность оплачивать проезд с помощью специальных карточек прямо во время поездки. Второе место заняло метро в Париже, которое привлекло составителей рейтинга не столько знаменитыми витыми чугунными решетками с фонарями на входе (которые скопировали архитекторы московской станции «Киевская»), сколько шаговой доступностью: расстояние между станциями колеблется в районе 500 метров. Третье место заняла московская подземка — 44 ее станции признаны архитектурными достопримечательностями.

Составители рейтинга отметили чистоту мадридского метрополитена, который использует специальную систему очистки вагонов. В токийском метро, тоже очень чистом, станции объявляют на японском и английском языках, сиденья в вагонах подогреваются, а поезда ходят точно по расписанию. Рельсы в метрополитене Монреаля имеют специальные резиновые накладки, которые снижают шум от движения поезда.

Стратегия-121 Далее в рубрике Стратегия-121От наркома Ежова до Вадима Козина — кого судили за гомосексуализм в СССР

Комментарии

11 января 2014, 02:42
"В Лондоне метро запустили а в России отменили крепостное право .." Прекрасно помню эту русофобскую рекламу которую качали в 90-е.. И ведь врали мрази оказывается лондонское метро запустили на два года позже
11 января 2014, 12:50
И все равно Deeptown лучшее метро как ни крути,а Метрополитен загружен и грязен так,что сравнивать нет смысла эти две подземки.
11 января 2014, 16:31
Вы там были чтобы так говорить ? Вдруг враки? Вот в Берлине например я был в метро, отстой. серость какая то.. Понравилось метро в Буэнос Айресе, где стены метрополитенов разрисованы цветными граффити. Инновационное в Амстердаме .... Но в Москве как не крути самое красивое, а н Площади революции иностранцы просто кишат , гладят бронзовых советских граждан и фоткаются))
11 января 2014, 17:54
Метро в Москве памятник архитектуры, а во всем мире средство передвижения. Да и сейчас РЖД из московского метро сделает очередную супердорогую железную дорогу со всеми ее прелестями. Ждите поступления новых электричек)
11 января 2014, 21:31
В Питере тоже неплохое метро, хоть и небольшое. В Москве самое глубокое, красивое, но грязное. В Токио самое большое и наполненное, сам черт ногу сломит...!
12 января 2014, 12:10
Ага, но самый суровый Метрополитен в Челябинске - его там просто нет! Покажто! ))
12 января 2014, 02:04
Кстати сейчас в очередной серии про молодого шерлока холмса все действие проходило в лондонском метро, очень симпатично, мне понравилось.... хотя может это и намеренный пиар бриттов
12 января 2014, 12:32
В Самаре метро интересное - по окраине города и на нем никто не ездит(( по нашему так сказать))
12 января 2014, 12:39
Самое ужасное метро в Нью-Йорке,столько мувиков оттуда с огромными мутировавшими крысами,которые как кошки пробираются на людей-ужас. А ведь по подсчетам ученых крыс в этом метро больше чем жителей самого города.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»