Новости – Рейтинги












Рейтинги
Гей-Германика

Пара танцует в берлинском клубе «Эльдорадо», популярном среди геев, 1929 год. Источник: United States Holocaust Memorial Museum
Ровно 20 лет назад в Западной Германии окончательно отменили наказание за гомосексуализм
11 июня, 2014 13:01
9 мин
20 лет назад вступил в силу новый уголовный кодекс объединенной Германии, который окончательно отменил сохранявшийся в уголовном кодексе ФРГ со времен Третьего рейха параграф 175, предусматривавший суровые наказания за однополые сексуальные связи.
Параграф 175 появился в УК Германии в 1871 году. Он гласил: «Противоестественный половой акт между лицами мужского пола или между человеком и животным карается тюремным заключением и может повлечь за собой потерю гражданских прав». В кайзеровской Германии и Веймарской республике обвинение по этой статье выдвигались очень редко. Это было связано с тем, что под содомией подразумевали исключительно сексуальные контакты с проникновением, и доказать в суде, что они действительно были, можно было только непосредственно застав нарушителей «на месте преступления».
Немецкий сексолог Магнус Хиршфельд, основатель Всемирной лиги сексуальных реформ, еще в 1897 году собрал больше шести тысяч подписей за отмену параграфа 175. В числе поддержавших петицию были писатели Герман Гессе, Томас Манн, Эмиль Золя, Лев Толстой и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн.
Рейхстаг приступил к рассмотрению петиции только через четверть века, когда начавшийся мировой кризис привел к закату Веймарской республики, а на парламентских выборах все больше голосов получала Национал-социалистическая немецкая рабочая партия.
В конце января 1933 года НСДАП во главе с Адольфом Гитлером пришла к власти, и уже через месяц рестораны и пабы, в которых «поощряли противоестественные действия сексуального характера», были закрыты. Под запретом оказались организации для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, их журналы, книги и издательства.
Нацисты не только пресекли все попытки реформировать существующий уголовный кодекс, но и внесли в него собственные поправки. Максимальный срок лишения свободы за гомосексуализм увеличился до десяти лет. В законе были прописаны и смягчающие обстоятельства. Так, суд имел право не назначать наказание мужеложцу, если ему не было 21 года.
6 мая 1933 года был разгромлен Институт сексуальных наук Хиршфельда, а вывезенные из его библиотеки книги — через четыре дня сожжены вместе с остальными «негерманскими» сочинениями на площади Опернплац в Берлине.

Сожжение «негерманских» сочинений на площади Опернплац в Берлине, 10 мая 1933 года. Источник: United States Holocaust Memorial Museum
Сожжение «негерманских» сочинений на площади Опернплац в Берлине, 10 мая 1933 года. Источник: United States Holocaust Memorial Museum
В ноябре нацисты приняли «Закон против опасных рецидивистов и о мерах уголовно-правового характера». Судьи получали право назначить обвиняемому принудительную кастрацию за насилие, совращение или секс с детьми (параграф 176), принуждение к содомии (параграф 177), непристойное поведение в публичных местах (параграф 183), а также за случайное или намеренное убийство, совершенное во время однополого секса.
Осенью 1934 года полицейские участки получили приказ составить списки всех, кто хотя бы раз был замечен в проявлении какой-либо гомосексуальной активности. Эти списки направляли в штаб-квартиру Гестапо, где для разбирательств по параграфу 175 был создан отдельный департамент.
Непосредственно сам параграф был ужесточен 28 июня 1935 года. Теперь уже не нужно было доказывать факт состоявшегося полового акта — в концлагеря отправляли всех, кто, по мнению властей или осведомителей, был похож на геев или вызывал подозрения. Список возможных преступлений был расширен: параграф 175а предусматривал наказание за совращение с использованием угроз или зависимого положения, совращение лиц младше 21 года и проституцию. Тех, кто попадал в концлагеря по этим обвинениям, заставляли носить нашивку в виде перевернутого розового треугольника.
Тогда же была принята поправка к закону о профилактике потомства с наследственными болезнями, которая разрешала кастрировать осужденных за гомосексуализм с их согласия. Многие заключенные шли на эту процедуру добровольно, чтобы избежать унижения в тюрьмах и лагерях. Через семь лет кастрация стала принудительной.
В 1936 году под управлением гестапо было создано Имперское центральное бюро по борьбе с гомосексуализмом и абортами, которое продолжало собирать информацию обо всех геях Германии. Гомосексуализм и аборты для нацистов были частями одной проблемы, поскольку и те и другие не способствовали увеличению числа представителей арийской расы. Следующим шагом Гиммлера стал приказ о том, что всякий гей, который «совратил больше одного партнера», после отбытия тюремного срока должен быть взят под «превентивный арест». На деле это означало бессрочное пребывание в концлагере.
В ноябре 1941 года Гитлер подписал указ «О сохранении чистоты в СС и полиции», который устанавливал для нарушивших параграф 175 сотрудников полиции и охранных отрядов наказание в виде смертной казни.
К заключенным, отмеченным розовым треугольником, в концлагерях относились так же, как к евреям и коммунистам. Они жили в отдельных бараках, где им полагалось спать с руками поверх одеяла, а за малейшие провинности их жестоко наказывали.

Узники-геи концлагеря Заксенхаузен, 1938 год. Источник: wikimedia.org
Узники-гомосексуалы концлагеря Заксенхаузен, 1938 год. Источник: wikimedia.org
В 1944 году в концлагере Бухенвальд датский доктор-член СС Карл Вернет начал проводить над заключенными с нетрадиционной сексуальной ориентаций медицинские эксперименты, пытаясь выяснить природу гомосексуальности. У врача была гипотеза, что мужчины становятся геями вследствие гормональных нарушений, поэтому он пытался их лечить с помощью капсул с тестостероном, которые имплантировались в район бедра. Еще одной целью экспериментов Вернета было изобретение «антигомосексуальной» вакцины.
После окончания Второй мировой войны параграф 175, в отличие от других принятых нацистами законов, отменен не был. Некоторым освобожденным из лагерей геям пришлось досиживать свои сроки в обычных тюрьмах. Когда был принят закон о компенсациях бывшим заключенным, сексуальные меньшинства в список жертв нацистов не включили.
ГДР начала делать первые шаги по отмене гомофобного параграфа в 1957 году, когда его стали применять в том же порядке, что и в Веймарской республике, то есть необходимо было доказать факт проникновения. При этом параграф 175а продолжал действовать.
Через одиннадцать лет был принят новый уголовный кодекс Восточной Германии, в котором наказание за гомосексуальные половые контакты отменялось, за исключением вступления взрослого в интимные отношения с подростком (до 18 лет) своего пола. При этом для гетеросексуальных пар возраст согласия наступал в 16 лет. В 1989 году добровольно заниматься сексом разрешили абсолютно всем восточным немцам, достигшим 14 лет, вне зависимости от их ориентации.
В Западной Германии примирение с геями продвигалось значительно медленнее. В 1957 году Конституционный суд ФРГ постановил, что однополые сексуальные отношения нарушают традиционные немецкие ценности, направленные на сохранение семьи. До 1969 года параграф существовал в уголовном кодексе ФРГ в том виде, который он имел во времена Третьего рейха. Власти оправдывали это тем, что в отсутствие угрозы наказания гомосексуалисты развернут активную пропаганду своего образа жизни и начнут бороться за свои права.
Чтобы этого не допустить, западногерманские суды ежегодно выносили обвинительные приговоры примерно четырем тысячам человек. За время существования ФРГ по параграфу 175 были осуждены более 50 тысяч фигурантов.
В 1969 году положения параграфа были смягчены, и однополые отношения между мужчинами старше 21 года перестали быть уголовно наказуемы. К разным возрастам согласия для гомосексуальных и гетеросексуальных пар уголовная практика ФРГ пришла в 1973 году.
После включения ГДР в состав ФРГ параграф 175 продолжал существовать в УК Германии еще в течение четырех лет. Лишь в июне 1994 года Бундестаг привел уголовное законодательство к единой норме, и формулировки положений уголовного кодекса стали гендерно-нейтральными.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости