Как в США запрещали пропаганду дарвинизма
Джон Скоупс (второй слева) в суде, 1925 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru

Джон Скоупс (второй слева) в суде, 1925 год. Фото: Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru

10 июля 1925 года в Дейтоне, штат Теннесси, начался суд над школьным учителем Джоном Скоупсом, который преподавал теорию эволюции в нарушение закона штата Теннесси

В начале 1925 года член нижней палаты Генеральной ассамблеи штата Теннесси Джон Батлер предложил на рассмотрение законопроект, запрещающий преподавать в школах и университетах любую теорию, отрицающую учение Библии о божественном сотворении человека. Действие закона распространялось на все учебные заведения, полностью или частично финансируемые из бюджета штата. Палата представителей одобрила законопроект 28 января.

В верхней палате к инициативе Батлера отнеслись скептически, к тому же против билля выступали не только многие газеты, но и некоторые группы священнослужителей, которые не считали, что христианство нуждается в юридической защите. В начале февраля юридический комитет Сената отклонил законопроект, однако его рассмотрение было перенесено на месяц после выступления спикера сената Лью Хилла. Председатель парламента настаивал на том, что налогоплательщики не обязаны оплачивать ознакомление своих детей с теориями, способными подорвать их религиозную веру.

Дадли Малоун, Джон Нил и Клэренс Дэрроу, адвокаты Джона Скоупса, на пресс-конференцию в Чикаго, 1925 год. Фото: AP

Дадли Малоун, Джон Нил и Клэренс Дэрроу, адвокаты Джона Скоупса, на пресс-конференции в Чикаго, 1925 год. Фото: AP

Через месяц юридический комитет пересмотрел свое решение и одобрил передачу законопроекта в верхнюю палату на рассмотрение. 21 марта губернатор штата Остин Пэй подписал акт Батлера, делавший преподавание теории эволюции незаконным. Неспособным отречься от учения Дарвина преподавателям грозил штраф от $100 до $500.

Первая жертва нового закона появилась в конце мая в Дейтоне, где проживало меньше двух тысяч человек. Местные прокуроры Герберт и Сью Хикс обвинили в преподавании дарвинизма молодого учителя Джона Скоупса, работавшего в средней школе Рея Каунти с осени 1924 года. Скоупс устроился в школу после внезапного увольнения ее директора, который по совместительству был учителем алгебры, физики и физкультуры. В апреле 1925 года Скоупс один раз заменял учителя биологии. Этот предмет в школе Рея Каунти преподавали по учебнику Джорджа Хантера «Гражданская биология». Книга содержала главу об эволюции, которая как раз и досталась Скоупсу.

Пособие Хантера явно нарушало акт Батлера, но оно было издано в 1914 году и на момент принятия закона давно одобрено властями штата. Учебник есть в интернете, и его XVII глава «Наследственность, изменчивость, размножение растений и животных» среди прочих задач урока содержит приглашение узнать «несколько методов улучшения человеческой расы с помощью евгеники и эвтеники». Помимо практических советов по выбору супруга и уходу за собой, Хантер невзначай роняет фразы о том, как избавиться от тех, кто не соответствует образу «нормального человека».

«Если бы такие люди были низшими животными, — писал он относительно воров, социально неадаптированных людей и неизлечимо больных, — мы бы, скорее всего, убили бы их, чтобы помешать им размножаться». Однако до прихода нацистов евгеника почти ни у кого не вызывала негативных ассоциаций, в отличие от подробного описания процесса развития жизни на земле и классификации человека в одном ряду с обезьянами и приматами.

Судебный процесс над Скоупсом начался 10 июля 1925 года. Присяжные фактически должны были решить дальнейшую судьбу одной из главных научных теорий, поэтому событие стало мировой сенсацией.

Главным со стороны обвинения был бывший госсекретарь и трижды кандидат в президенты США Уильям Брайан, который почти за 30 лет до этого предпочел политическую карьеру юридической. Помимо запрета теории Дарвина, которую, с его точки зрения, приверженцы евгеники использовали как обоснование необходимости стерилизации низших классов, Брайан был сторонником сухого закона. После того как Брайан покинул администрацию президента Вудро Вильсона в 1915 году, публика начала забывать политика, и процесс ему был нужен как способ напомнить о себе.

В определенной мере Брайан лично подготовил почву для принятия акта Батлера. Еще в 1921 году политик написал памфлет «Угроза дарвинизма», после чего развернул борьбу за ограничение преподавания в школах теории эволюции. К 1925 году Брайану и его сторонникам, среди которых был и Батлер, удалось добиться подготовки законопроектов о запрете на преподавание эволюции в 15 штатах.

Группу защитников Скоупса возглавлял знаменитый юрист и один из руководителей Американского союза гражданских свобод (ACLU) Клэренс Дэрроу. Он был ярым противником смертной казни, от которой спас больше ста убийц. Самыми знаменитыми его клиентами были несовершеннолетние преступники Натан Леопольд и Ричард Леб, похитившие и убившие подростка. Личный интерес убежденного антиклерикала Дэрроу состоял в полной отмене акта Батлера.

 Продажа книг Анти-эволюционной Лиги в Дейтоне во время процесса над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: Tropical Press Agency / Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru

Продажа книг Антиэволюционной Лиги в Дейтоне во время процесса над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: Tropical Press Agency / Hulton Archive / Getty Images / Fotobank.ru

В день начала судебных разбирательств в Дейтоне царила атмосфера карнавала. Улицы были украшены плакатами, вдоль дорог поставлены палатки с лимонадом. Местные девушки предлагали приехавшим на процесс людям купить сувенирных обезьянок, а члены Антиэволюционной лиги продавали экземпляры книги Томаса Теодора Мартина «Ад и Средняя школа». В город привезли живых обезьян, которые якобы должны были выступить на суде свидетелями обвинения, но вместо этого показывали представления на улице.

В зал суда набилось около тысячи человек, 300 из которых пришлось стоять. По бокам от судьи Джона Раулстона стояли два полицейских, размахивающих большими опахалами. Через несколько дней судья не выдержал и предложил переместить заседания на улицу под навес, где можно было разместить 20 тысяч человек.

Журналисты приготовились вести первую прямую радиотрансляцию из суда. На скамье присяжных, которых выбирали с помощью жребия, оказались только белые мужчины, большинство которых были малообразованными фермерами, и только один не ходил в церковь.

Во вступительном слове и Брайан, и Дэрроу произнесли пафосные речи; политик объявил, что «если эволюция победит, христианство уйдет», а адвокат утверждал, что «не Скоуп на скамье подсудимых, а вся цивилизация».

Обвинение вызвало семерых учеников Скоупса, которые показали, что учитель рассказывал им теорию происхождения человека и других млекопитающих от одноклеточных организмов. Свидетелями защиты выступали ученые и эксперты по религии, чьи показания широко цитировались в прессе и превращали суд в национальный урок биологии.

 Допрос Уильяма Брайана (слева) во время суда над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: Smithsonian Institution / AP

Допрос Уильяма Брайана (слева) во время суда над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: Smithsonian Institution / AP

На седьмой день, когда судья Роулстон спросил, остались ли у защиты другие свидетели, адвокаты Скоупса вызвали в качестве эксперта по Библии самого Брайана, который, по его собственным словам, изучал Священное Писание на протяжении 50 лет. Дэрроу начал задавать ему вопросы о смысле некоторых описанных в нем эпизодов, и в результате окончательно запутал свидетеля. Если в начале допроса Брайан утверждал, что «все в Библии стоит понимать так, как оно написано», то в конце сдался и стал допускать, что Библию не всегда надо понимать буквально.

Проигрывающего политика заставили признать, что шесть дней, за которые бог сотворил землю, могли быть не 24-часовыми сутками, а периодами. В конце концов, Брайан вышел из себя и вступил с Дэрроу в перепалку, после чего его перестали пускать в зал суда, а его показания вычеркнули из протокола. Пресса широко осветила падение бывшего госсекретаря, «уничтоженного собственными показаниями».

Когда дача показаний подходила к концу, Дэрроу попросил присяжных вынести обвинительный приговор, чтобы его можно было обжаловать в Верховном суде штата Теннесси. 21 июля присяжные признали Сноупа виновным, и судья назначил ему штраф в $100.

Чудеса пиара

В большинстве российских источников «Обезьяний процесс» преподносится как вопиющая история о крайностях, до которых доходят слепо верующие люди, однако это совсем не так.

Дело в том, что ACLU, в котором состоял Дэрроу, еще в 1924 году обещал поддержку всем работникам муниципальным школ, попавшим в опалу за преподавание теории эволюции. В начале мая они сделали такое же обещание в отношении учителей штата Теннесси, чья педагогическая свобода теперь регулировалась актом Батлера. 4 мая об этом напечатали газеты, а в дейтонской аптеке, принадлежащей Фреду Робинсону, его друзья собрались для обсуждения открывающихся перспектив.

Среди участников посиделок был инженер угольной компании Джордж Рэппли, которому пришла в голову идея устроить показательный процесс, который бы дискредитировал новый закон. Преданный сторонник дарвинизма, Рэппли думал не только об общественно-политической стороне данного вопроса. Громкий процесс для такого маленького и никому не интересного города, как Дейтон, означал возможность привлечь в город множество туристов и инвесторов, что сулило предпринимателям вроде Рэппли и Робинсона неплохой барыш.

Зрители наблюдают за процессом над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: New York Daily News Archive / Getty Images / Fotobank.ru

Зрители наблюдают за процессом над Джоном Скоупсом, 1925 год. Фото: New York Daily News Archive / Getty Images / Fotobank.ru

Заговорщики пригласили в аптеку Скоупса и спросили, возможно ли преподавать биологию, не затрагивая тему эволюции, на что учитель ответил отрицательно. Помимо лекарств, аптека продавала школьные учебники, и Рэппли имел возможность ознакомиться с содержанием пособия Хантера, что привело его к выводу, что все учителя биологии в штате после принятия акта Баркли превратились в преступников. Для показательного процесса нужна была жертва, и Скоупс согласился ей стать. У молодого учителя не было семьи, а в городе его любили, поэтому можно было рассчитывать на доброе расположение присяжных. Скоупс подписал признание в преподавании дарвинизма, а роль формальных обвинителей взяли на себя его друзья.

Неизвестно, сколько денег принесла Дейтону эта затея, но она точно сделала маленький город заметным на карте. Через год после вынесения приговора Верховный суд Теннесси рассмотрел поданную Дэрроу апелляцию и признал решение дейтонского суда конституционным, однако из-за нарушения технической стороны процесса дело было аннулировано. По законам штата, штрафы выше $50 должны были назначаться присяжными, а не судьей, как случилось в тот раз.

«Обезьяний процесс» не положил конец спорам о сосуществовании дарвинизма и креационизма, зато имел значительное влияние на принятие решений в законодательных собраниях за пределами Теннесси. Из 15 штатов, в которых на рассмотрении находились законопроекты о запрете преподавания дарвинизма, только два — Арканзас и Миссисипи — решились их принять. Верховный суд США аннулировал их в 1968 году как противоречащие конституции. Годом ранее в Теннесси был отменен акт Батлера, единственной жертвой которого так и остался Джон Скоупс.

Через пять дней после вынесения приговора 65-летний Брайан плотно пообедал, прилег вздремнуть и умер во сне. Для 68-летнего Дэрроу дело Скоупса было в числе последних в его практике — в скором времени он ушел на пенсию и дожил до 80 лет. Скоупс получил стипендию на изучение геологии в Чикагском университете, после чего почти всю жизнь работал на нефтедобывающую компанию.

Не поверил в перевоспитание яровых Далее в рубрике Не поверил в перевоспитание яровых9 июля 1941 года Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла смертный приговор советскому академику Николаю Вавилову

Комментарии

10 июля 2014, 15:27
Как трудно бывает перестать верить в сказки!
Точно. Сейчас уже много доказательств неверности теории Дарвина,а в штате Теннесси это понимали уже в начале 20 века.
11 июля 2014, 13:04
Но самое досадное, что переставая верить в одну сказку, человек начинает верить в другую, а истина как всегда так и остается где-то рядом...
дык патриархальный уклад, и подумаешь, тут всего лишь теория, которая на жизнь обывателей не сильно влияет, дык еще 60 лет назад, они целые группы людей, например негров и индейцев. за людей не считали. вот где трагедия, и пока белое население не покается, и не встнет на колени перед цветными. не будет им божественного прощения, во грехе живут
10 июля 2014, 16:26
В те времена религия в США считалась наиболее эффективным и гуманным инструментом управления населением. Ныне - телевизор реальность заменил.
11 июля 2014, 10:11
В овсе времена у государства были рычаги влияния на народ в целом,многие столетия это делали с помощью церкви,теперь нам дали гаджеты и электронную зависимость от компьютеров и средств массовой информации.
10 июля 2014, 22:41
Дикие люди не признают очевидного, ну прямо как сейчас
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»