Авто, которые мы потеряли
«Ё-мобиль». Фото: Александр Рюмин / ИТАР-ТАСС

«Ё-мобиль». Фото: Александр Рюмин / ИТАР-ТАСС

«Русская планета» вспоминает нереализованные проекты российского автопрома за последние годы

В понедельник, 7 апреля, стало известно о прекращении  работы над проектом «Ё-Авто» бизнесмена Михаила Прохорова. Как пишет «Коммерсантъ», группа Прохорова ОНЭКСИМ передала все технологии по проекту «Ё-мобиля» государственному институту НАМИ (ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Стоимость всей конструкторской документации и исключительных прав на ноу-хау по разработке кузова и шасси автомобиля составила €1.

Инвестиционный директор ОНЭКСИМ Валерий Сенько рассказал газете о причинах такого решения. «Конъюнктура авторынка России и общая ситуация в экономике существенно изменились, ослабление рубля резко увеличило стоимость производства», поскольку большая часть оборудования приобреталась за рубежом. Изменились и параметры проекта, в связи с чем его бюджет мог достичь €450 млн, при том что на исследования уже были потрачены «несколько сотен миллионов евро», — пояснил он.

Проект последовательного гибридного автомобиля с электротрансмиссией и комбинированным питанием от генератора, газо-бензинового двигателя внутреннего сгорания и емкостного накопителя энергии «Ё-мобиль» стартовал в 2010 году. Промышленное производство автомобилей планировалось начать к 2015 году. В зависимости от комплектации, разработчики оценивали стоимость одного автомобиля в размере от 450 до 490 тысяч рублей. Инсайдерские источники говорили о скором закрытии проекта и раньше. «Это конец, и это было понятно еще осенью прошлого года. Для Прохорова сейчас стоит вопрос: как выйти из проекта с минимальным ущербом, прежде всего имиджевым. Он ввязался в это дело по ошибке, не имея такого опыта, не осознавая всех проблем, связанных с разработкой и производством автомобилей», — рассказывал экс-сотрудник «Ё-авто» «Газете.Ру» в феврале 2014 года.

Marussia Motors

Проект компании актера Николая Фоменко Marussia Motors прекращен. «Концепт, разработанный командой Marussia, оказался нежизнеспособным, воплотить его в серию невозможно», — рассказал «РБК» один из бывших сотрудников компании. По данным газеты, последних инженеров Marussia Motors уволили еще на прошлой неделе.

Сборка спортивного автомобиля Marussia B2 на заводе компании Marussia Motors. Фото: Максим Шеметов / ИТАР-ТАСС

Сборка спортивного автомобиля Marussia B2 на заводе компании Marussia Motors. Фото: Максим Шеметов / ИТАР-ТАСС

Фоменко основал Marussia Motors в 2007 году. Вскоре после открытия компания объявила о создании мощного спорткара, а уже спустя год представила свой первый автомобиль с одноименным названием. В 2011 году Marussia Motors стала партнером одной из команд Формулы-1, однако она не набрала ни одного очка. В начале сезона 2012 года автомобиль компании Фоменко не смог пройти серию обязательных краш-тестов, из-за чего его не допустили к предсезонным тестовым заездам. Всего же за время существования проекта в России были проданы лишь четыре автомобиля Marussia Motors.

Спорткар от Marussia Motors и гибридный автомобиль с альтернативными источниками питания от «Ё-авто» — не первые надежды российского автопрома, которым не суждено было сбыться.

ГАЗ-2332 Cityvan

В 2006 году «Горьковский автомобильный завод» представил проект концептуального заднеприводного фургона, первого российского минивэна ГАЗ-2332 Cityvan. Спустя год этот автомобиль одержал победу в номинации «Перспектива года», однако он до сих пор остается в стадии опытного образца, и, вероятно, никогда не выйдет в серийное производство.

Lada C Concept

В 2007 году «АвтоВАЗ» представил экспериментальную модель трехдверного спортивного хэтчбэка, разработанную совместно с канадской компанией Magna International Lada C Concept. Ориентировочная стоимость автомобиля должна была составлять около 450 тысяч рублей. Несмотря на положительные отзывы на международных автосалонах, в 2009 году проект был заморожен из-за экономического кризиса.

Lada C Concept. Фото: en.autowp.ru

Lada C Concept. Фото: en.autowp.ru

«Мишка»

В 2003 году шахматист Анатолий Карпов совместно с администрацией Тульской области учредили компанию «Мишка-Тула-Москва». Эти малотиражные автомобили визуально напоминают «Оку» и позиционируются производителями как малобюджетный, народный автомобиль класса А. В последние пять лет «Мишка» анонсировался более трех раз, однако серийная сборка по разным причинам откладывается — чаще всего из-за недоработок сертификации.

Автомобиль «Мишка». Фото: inetauto.ru

Автомобиль «Мишка». Фото: inetauto.ru

ГАЗ-3115 «Волга» в D классе

В начале 2000-х Горьковский автомобильный завод готовил к запуску автомобили E класса ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, однако руководство предприятия отменило его из-за слишком высокой цены для продаж. Вместо него завод решил разработать и выпустить новую модель ГАЗ-3115 в D классе, которая будет более доступна для населения. В 2002 году автомобиль прошел заводские испытания и уже был готов к выпуску, однако из-за отсутствия денег на серийное производство и уже устаревший по тем временам дизайн предприятие отменило и это решение.

ГАЗ-3115 «Волга» в D классе. Фото: autodrive.info

ГАЗ-3115 «Волга» в D классе. Фото: autodrive.info

Проект «Кортеж»

В конце 2009 года директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов сообщил, что вскоре могут возродиться такие советские бренды, как «Москвич» и «Чайка», поскольку «это и дешевле, и несет в себе некий шарм». В реальность эти заявления так и не воплотились, но в 2010 году Marussia Motors и НАМИ начали совместную разработку правительственного проекта «Кортеж», в рамках которого предполагалось создание автомобиля для первых лиц государства.

Компьютерная модель лимузина проекта «Кортеж». Фото: probeg.com

Компьютерная модель лимузина проекта «Кортеж». Фото: probeg.com

В феврале 2014 года правительство выделило на реализацию проекта 3,6 млрд рублей. Вице-премьер Аркадий Дворкович оценивал общую стоимость «Кортежа» в объем от 22 до 24 млрд рублей. Глава Минпромторга Денис Мантуров, чье ведомство курирует реализацию проекта, обещал, что демонстрационный образец автомобиля будет представлен уже в начале 2014 года, а в серийное производство его могут запустить уже в конце 2016 года. Пока эти обещания не выполнены, но в начале апреля в интернет попали фотографии ходового концепта автомобиля.

Они утонули: крупнейшие катастрофы подлодок Далее в рубрике Они утонули: крупнейшие катастрофы подлодокПожары, вышедшее из строя оборудование, взрывы торпед и другие причины гибели атомных субмарин

Комментарии

08 апреля 2014, 09:10
Огромные расстояния России. Не автомобили надо проектировать, а создавать летательные аппараты. Не шоссе, а взлётные полосы. Беда,коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги печи сапожник. Хватит крутиться в хвосте европейской экономической мысли.
08 апреля 2014, 12:37
ок, я полетел на работу. а потом - в поликлинику, ну и к бабушке на выходные. полетели, ага.
08 апреля 2014, 09:19
Поражает идиотизм наших грабленаступателей. Неужели не ясно, что футбол и тачки - не наше, и баста! В натуре авиации нет, вертолетостроение развивать надо.

А ездить будем на иномарках и продукции АвтоВАЗа . Как говорится проверенно - насекомых нет
08 апреля 2014, 12:15
С нашей статистикой ДТП ездить на ВАЗе - это самоубийство. В России нужно ездить на УРАЛе
08 апреля 2014, 10:06
Если честно, на мой взгляд, У ГАЗа могли бы получиться достойные экземпляры. Все-таки отечественная Волга долгие годы занимала свою нишу в советском и российском автопроме. Немного доработать, обезопасить, нафаршировать - и ничего нового придумывать не надо.
08 апреля 2014, 11:20
Проект "кортеж" и "Марусся" - это уже излишества, конечно, но вот Волга D-класса, "Мишка", и "Ё-шка" - это вполне достойные и нужные проекты, очень жаль что их не удалось воплотить в жизнь..!
08 апреля 2014, 13:03
"Мишку" последний раз собирались эксгумировать на ЗиЛе всего 2 года назад за 200 тыс рублей per unit. 200 тысяч 12-го года за поделку из кабинета автодела, собранную из тряпок и табуретов с устаревшим лет на 35 ээээ всем и фантастической безопасностью
08 апреля 2014, 11:53
Подумать только 24 млрд на постройку одного лимузина и это не запуск производства,а только опытный образец,только настройка и доработка. Сколько по нашим временам стоит построить автомобильный завод. Все эти случаи говорят о том,что кроме финансов есть еще некая сила,которая препятствует хорошему автопрому у нас в стране,не думаю что у Прохорова было мало денег,просто много трудностей.
08 апреля 2014, 12:50
если не вру, разработка и запуск предыдущего поколения Mercedes SL обошлись в что-то около 1 млрд евро. В статье явно не указано, что 24 ярда - это без производства, впрочем, в прошлом году кортеж ещё в 18 оценивался, а раз обоснования какого-то особо не видно, тут могут быть вообще любые цифры.
08 апреля 2014, 12:13
Прохоров конечно лоханулся. Позиционировал себя как грамотный менеджер, а проект провалил. Мне кажется, его бывшие "коллеги" по Ёмобилю просто развели Прохора, качнули себе денег с проекта и слились по быстрому. А Прохор теперь негодует :-)
10 апреля 2014, 23:14
вот именно не кто не хочет тратить деньги,тем более Ё - мобиль,а то Роснефть и Лукойл обедняют. Монополисты кругом, считают надо потратить минимум а получить максимум,
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»