Актер, певец и подрывной элемент
Пол Робсон в гостях у студентов Университета дружбы народов, 1961 год. Фото: РИА Новости

Пол Робсон в гостях у студентов Университета дружбы народов, 1961 год. Фото: РИА Новости

4 сентября 1949 года куклуксклановцы устроили погром на концерте афроамериканца-коммуниста Пола Робсона. «Русская планета» рассказывает о непростой жизни чернокожего поклонника Сталина.

4 сентября 1949 года куклуксклановцы устроили погром на концерте афроамериканца-коммуниста Пола Робсона. «Русская планета» рассказывает о непростой жизни чернокожего поклонника Сталина.

Пол Робсон родился в 1898 году в Принстоне, штат Нью-Джерси, в семье пресвитерианского священника, сбежавшего из рабства с плантаций Северной Каролины. Робсон рос в бедности и с детства испытывал притеснения из-за своего цвета кожи: учиться он мог только в школах для афроамериканцев. Это не помешало ему стать третьим чернокожим, получившим государственную стипендию, он был принят в Ратгерский университет, крупнейший в Нью-Джерси. Отличник оказался и способным спортсменом, выиграв в общей сложности 15 университетских соревнований по футболу, баскетболу, бейсболу и легкой атлетике. В кампусе он был единственным негром, и партнеры по футбольной команде нередко жестоко издевались над ним.

После окончания Ратгерского университета Робсон поступил в юридическую школу Колумбийского университета, где стал первым чернокожим аспирантом. На оплату обучения он зарабатывал спортом, сперва выполняя обязанности помощника футбольного тренера в Университете Линкольна, а затем играя в команде Американской футбольной лиги Akron Pros. Параллельно он начал пробовать себя в театре, а в узких кругах уже было известно о его удивительном голосе. За год до получения диплома юриста Робсон забросил футбол, но реализовать себя в юриспруденции он не смог из-за расизма руководителей конторы, в которую он устроился.

Артистическая деятельность Робсона имела гораздо больший успех. Ему давали главные роли в театральных постановках, а в 1925 году актер дебютировал в кино — немом «расовом фильме», существовавшем в то время особом жанре, который был ориентирован исключительно на черную аудиторию.

В это же время Робсону удалось привлечь внимание звукозаписывающей компании Victor Records, которая подписала с обладателем баса, в котором «слышатся удары гигантских колоколов», контракт. В 1926 году певец выступил с концертами в нескольких американских штатах, а затем отправился в принесшее ему мировую известность турне по Европе, в рамках которого он исполнял негритянские народные и духовные песни.

Робсона заинтересовала фольклорная музыка разных стран мира, и он отправился изучать языки в Школу восточных и африканских исследований в Лондонском университете. Певец и здесь проявил большие способности, стал полиглотом и включил в свою концертную программу песни на 20 языках мира, включая русский, китайский и идиш.

В конце 1920-х годов Робсон переехал в Великобританию. В Европе сегрегация по расовому признаку ощущалась не так сильно, как в США, и в Великобритании певец чувствовал себя комфортнее. Он много играл в театре, снимался в кино и выступал с концертами, а его пластинки пользовались большим успехом. В Лондоне Робсон сыграл свою лучшую роль — Отелло в одноименном спектакле, премьера которого состоялась в театре «Савой» в 1930 году.

В 1934 году Робсон впервые приехал в Советский Союз, где полюбившегося всем зарубежного исполнителя встречали со всеми почестями. Певец настолько проникся окружившим его духом всеобщего равенства и свободы от расовых предрассудков, что немедленно стал ярым защитником внешней и внутренней политики СССР и большим поклонником Иосифа Сталина. Его отношение к советскому вождю не изменилось даже после известий о массовых репрессиях. Робсон телеграфировал поздравления Сталину на его 70-летний юбилей, а в 1949 году выступил с речью на Парижском Всемирном конгрессе мира, объявив, что американские негры никогда не будут воевать против Советского Союза.

В 1937 году Робсон выступал с концертами в охваченной гражданской войной Испании, где сблизился с антифашистами. В его репертуаре появилась написанная в концентрационном лагере Третьего рейха песня Peat Bog Soldiers (немецкий оригинал — Die Moorsoldaten, «Болотные солдаты»), которая была популярна среди добровольцев интернациональных бригад, воевавших на стороне республиканцев. 

Во время Второй мировой войны вернувшийся в Америку Робсон стал одним из первых организаторов концертов от имени вооруженных сил США, он организовывал сборы средств на нужды армии и выступал за скорейшее открытие второго фронта в Европе. Позднее выяснилось, что его фамилия значилась в списках нацистской «Черной книги», которая содержала имена людей, подлежавших аресту после завершения десантной операции по высадке на Британские острова «Морской лев».

После окончания войны Робсон стал активным борцом за гражданские права чернокожего населения, членом Прогрессивной партии и Национального Негритянского Конгресса. Во время частых поездок в Западную Европу и СССР он критиковал положение негров в США. Откровенная симпатия к коммунистам и советскому строю в эпоху маккартизма не могла закончиться для него ничем хорошим: с 1941 года за Робсоном следило ФБР, затем он попал в «Черный список» Голливуда и после 1942 года уже не появлялся в кино. В 1946 году его вызвали на допрос в Комитет по расследованию антиамериканской деятельности, интересовавшийся, состоит ли Робсон в Коммунистической партии. Певец отвечал на вопросы Комитета отрицательно, однако подчеркивал, что Компартия так же легальна, как и остальные политические организации в США.

К 1949 году антикоммунистические настроения в США достигли пика. Очередной концерт Робсона был назначен на 27 августа. Он должен был состояться в парке Лэйкленд Эйкрс города Пикскилл, штат Нью-Йорк. Сборы от проданных билетов планировалось направить в гарлемский отдел конгрессa защиты гражданских прав. Эта включенная в список подрывных организация выступала в защиту конституционных свобод американцев.

Полицейские разбирают баррикады в день запланированного концерта Пола Робсона в Пикскилле, 27 августа 1949 года. Фото: AP

Полицейские разбирают баррикады в день запланированного концерта Пола Робсона в Пикскилле, 27 августа 1949 года. Фото: AP

Накануне концерта газета Peekskill evening star обвинила его организаторов в антиамериканизме и подрывной деятельности, что подтолкнуло местные ветеранские организации объявить о проведении в этот день акции протеста.

Приехавший в Пикскилл Робсон попасть в Лэйкленд Эйкрс не смог — дорога была перекрыта толпой шовинистов и местных куклуксклановцев, которые заблокировали подъезды к месту проведения концерта. Выступление Робсона было сорвано. Вечером толпа сложила из установленных перед сценой стульев огромный костер, после чего стала набрасываться на зрителей, которым приходилось выходить из машин перед сооруженными на пути баррикадами. Куклуксклановцы избивали мужчин бейсбольными битами и закидывали их камнями, перевернули несколько автомобилей, а на расположенном неподалеку холме установили крест, к которому привязали и затем подожгли чучело Робсона. Полиция приехала только глубоко за полночь.

На следующий день около 1,5 тысячи жителей округа создали Уэстчестерский комитет охраны закона и порядка и повторно пригласили Робсона выступить в Пикскилле. На митинге против бесчинств расистов, который состоялся 30 августа в Гарлеме, певец объявил о своей готовности вернуться в Пикскилл. Совместный с американским фолк-певцом Питом Сигером и другими левыми исполнителями концерт запланировали на 4 сентября.

В оставшиеся до назначенной даты дни напряжение в Пиксквилле продолжало нарастать. Улицы были завешаны плакатами, призывающими Америку очнуться, а радикально настроенные куклуксклановцы обещали друг другу проучить «комми», «жидов» и «черномaзых». Под давлением Уэстчестерского комитета охраны зaконa и порядкa губернатор округа распорядился направить в Пикскилл полицию. Сами организаторы сформировали для охраны зрителей отряд из 2,5 тысячи aнтифaшистов. Рано утром они окружили парк непрерывной цепью. После полудня 4 сентября к парку начали подъезжать слушатели, которым приходилось пробираться к сцене через  выкрикивающих угрозы демонстрантов.

Послушать Робсона пришли около 20 тысяч человек. Когда концерт закончился, полиция отправила автобусы со зрителями по крутой дороге, проходившей через лес, где их ждала засада. Там сотни озлобленных людей забрасывали проезжавших бутылками, кирпичами и камнями. Когда пострадавшие обращались к солдатам и полицейским за помощью, их покрывали руганью, а то и вовсе избивали дубинками и ногами. Куклуксклановцы разбили стекла и погнули корпуса более 50 автобусов и сотни автомобилей, сотни людей были ранены, многим сломали руки и пальцы.

После известий о погромах в Пикскилле по США прокатилась волна протестов различных общественных организаций, однако никакой реакции властей за этим не последовало.

На следующий год Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности аннулировала паспорт Робсона и запретила ему выезжать за границу. Убежденный коммунист оказался заперт в капиталистической стране, увлеченной борьбой с «красной угрозой». Теперь его не только не звали сниматься в кино, но и не давали выступать с концертами. В марте 1950 года певец должен был появиться в телевизионной программе бывшей первой леди США Элеаноры Рузвельт, но директор NBC объявил, что его канал Робсона больше никогда показывать не будет. Пластинки исполнителя фольклорных песен различных народов мира были изъяты из продажи. Робсон какое-то время пел в маленькой негритянской церкви Гарлема, но потом и это ему запретили.

Антикоммунистический митинг в Нью-Йорке, 1951 год. Фото: Matty Zimmerman / AP

Антикоммунистический митинг в Нью-Йорке, 1951 год. Фото: Matty Zimmerman / AP

В поддержку певца профсоюзы США и Канады организовали концерт в Международной Арке Мира, расположенной на границе двух стран. В 1952–1955 годах Робсон несколько раз пел для тысяч поклонников, собравшихся у канадской границы, оставаясь при этом на территории США.

Притеснения чернокожего певца в США делали его только популярнее в СССР, а Робсон продолжал считать Советский Союз гарантом мирового политического баланса. В 1952 году артисту присудили Международную Сталинскую премию «За укрепление мира между народами», которую он получал в советском посольстве в Вашингтоне. Через месяц после смерти Сталина Робсон опубликовал в газете некролог «Моему любимому товарищу». «Он был мудрым и добрым. Миру, и особенно социалистическому миру, очень повезло находиться под его ежедневным руководством», — подводил Робсон итоги жизни советского вождя, называя его борцом за мир, известие о смерти которого глубоко огорчило десятки миллионов человек по всей земле.

В 1958 году Верховный суд США постановил, что Госдепартамент не имеет права отказывать американскому гражданину в выдаче паспорта. После этого Робсон пять лет провел в мировом турне, во время которого пытался покончить с собой в московской гостинице. Позднее сын певца объяснил этот эпизод проделками ЦРУ, чей агент подмешал в напиток Робсона галлюциногены.

Последние десять лет жизни Робсон провел в США и уже редко появлялся на публике из-за проблем со здоровьем. Он умер от инсульта в возрасте 77 лет. 

Премия изобретателя динамита Далее в рубрике Премия изобретателя динамитаВ лаборатории Альфреда Нобеля 3 сентября 1864 года взорвался нитроглицерин, погибли пять человек, включая младшего брата изобретателя Эмиля

Комментарии

04 сентября 2014, 22:25
Свобода по-американски 60 лет назад, поддержка расистов, рассовая сегрегация на государственном уровне, цензура, гора пороков, белой Америке каятся перед неграми до конца дней своих, т.е. еще лет 30
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»