Новости – Лекции
Лекции
Реальность, перетекающая в виртуальные миры
Реальность, перетекающая в виртуальные миры
7 апреля, 2016 11:00
3 мин
Что такое реальность, понятно любому человеку: это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, то, что можно потрогать, увидеть, понюхать. Но не всем очевидно, что реальность относительна. Ведь если заменить импульсы, идущие в мозг, другими, человек может этого и не заметить. Каким образом происходит замена — не суть важно: заболевание или технологии, разницы не имеет. На основе таких импульсов и строится виртуальная реальность.
Виртуальная реальность — это искусственный мир, находясь в котором, человек способен ощущать себя как в реальном, а то, насколько сильны его ощущения, называют степенью погружения. Исходя из этого, интернет — это тоже своеобразная виртуальная реальность, причем многие люди страдают интернет-зависимостью, и им сложно существовать в реальности.
Сейчас существует множество устройств, способных погрузить человека в вымышленный мир буквально «с головой». Но, по сути, к виртуальной реальности можно отнести и книги, и театр, и музыку, и любое другое произведение искусства. Писатели давно научились создавать миры, способные втянуть в себя человека целиком. Читая Лавкрафта, Брэдбери, Пратчетта, Стругацких, Толкина, читатель в каком-то смысле теряет связь с реальностью, и, когда он отрывается от книги, ему нужно несколько секунд, чтобы снова наладить ее. То же самое происходит при созерцании полотен умелых художников или при звуках музыки, которая захватывает все внимание.
По мере развития технологий виртуальная реальность становилась все ближе, однако названия и определения для нее не было. Появилось кино, которое с первых кадров заставило людей поверить в реальность происходящего. В 1895 году в Париже люди в ужасе убегали из подвала, где показывали первую в мире съемку движущегося паровоза. А кино тогда было без звука и на черно-белой пленке. Несмотря на панику, кино получило популярность, со временем в нем появились звук, цвет, улучшилось качество, затем и вовсе оно стало «объемным». Сейчас никого не удивишь кинотеатром с расширенным эффектом присутствия.
Но такие системы имеют недостаток — зритель остается пассивен, у него нет свободы выбора, он может лишь следовать сценарию или же прервать сеанс. В конце прошлого века начали появляться компьютерные игры, которые предоставляли свободу выбора игроку. Этих игр становилось все больше, они приобретали объем, огромное количество сюжетных линий, возможность существования в виртуальном мире без участия в игровом сюжете, и самое главное, возможность игры через интернет, где можно контактировать с игровыми персонажами других людей. Такие CRPG (компьютерная ролевая игра) и MMORPG (массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра) созданы на основных компонентах современной виртуальной реальности: погружение (захватывающие сюжетные линии), эффект присутствия (визуальный контакт) и интерактивность (возможность выбора).
Системы виртуальной реальности (ВР), построенные на этих основополагающих понятиях, позволяют человеку самому действовать в фантастических мирах, при этом ощущая себя его частью. Возможно, это и послужило толчком к созданию новых технологий ВР и их быстрому развитию. Эти технологии применяются не только в индустрии игр, они востребованы для решения многих задач: симуляция медицинских операций, конструирование автомобилей, подготовка пилотов, проведение военных учений и многое другое. Замена реальных объектов цифровыми дает возможности сократить денежные затраты и сэкономить время. Благодаря этому системы ВР набирают популярность и находят все новое и новое применение.
1. Шлемы (очки) виртуальной реальности.
Устройство больше похоже на очки. Оно оснащено дисплеями, на которые передаются изображения для левого и правого глаза. Также в очках ВР есть акустическая система, дающая возможность ориентироваться в вымышленном пространстве с помощью звука. Самые сложные шлемы имеют систему для отслеживания положения в пространстве.
2. Система отслеживания движения головы.
Она позволяет улавливать повороты и наклоны головы и синхронизировать их с картинкой на дисплее. Как правило, встраивается в другие устройства для погружения в виртуальный мир.
3. Система отслеживания движения глаз.
Позволяют следить за движением зрачков и проводить синхронизацию с дисплеями. Такие устройства практически отсутствуют на рынке, зато активно используются в военной, медицинской, научной и других сферах.
4. Система отслеживания движения тела.
Персонаж в виртуальном мире повторяет движения реального человека, отслеживаемые данной системой. Система имеет две разновидности. Первая — через множество датчиков, прикрепленных к телу. Вторая — через специальную камеру, способную распознавать образы.
5. Имитаторы.
Тренажеры с обратной связью. Симулируют реальность путем подачи тех или иных сигналов. Самый простой случай — шлем ВР с подвижным сиденьем и некоторыми системами управления. Используются такие тренажеры для обучения вождению транспортными средствами, для виртуальных аттракционов или видеоигр.
6. Комнаты виртуальной реальности.
Наверное, самая лучшая система из ныне существующих. На стены комнаты проецируется изображение, а положение человека фиксируется всеми описанными выше способами. Такая технология дает возможность добиться максимального эффекта присутствия.
7. Виртуальный ретинальный монитор.
Позволяет формировать изображение прямо на сетчатке глаза. Человек, использующий данную систему только для одного глаза, видит и реальный мир, и изображение, посылаемое устройством, это изображение как бы висит в воздухе и накладывается на объекты реального мира. Система, применяющаяся на оба глаза, позволяет создавать объемные сцены, которые по качеству сильно превосходят изображения со шлема ВР.
Конечно, на данный момент все эти системы несовершенны, и с ними связано много рисков — начиная от физических (некоторые люди испытывают дискомфорт при полном погружении от тошноты до потери сознания) и заканчивая информационной безопасностью (имея возможность изменять внешность своего виртуального персонажа, можно выдавать себя за другого человека). Но технологии не стоят на месте, все системы изменяются и дорабатываются, и возможно, в скором будущем системы виртуальной реальности будут так же востребованы, как сейчас смартфоны. Реальный мир будет окружен цифровым, и, быть может, человек не сможет обходиться без всплывающих подсказок и возможности визуально изменить любой физический объект по своему желанию.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости