Детская интернет-зависимость: откуда она берется и как от нее избавиться
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Интернет-зависимость: причины и лечение

Интернет-зависимость у детей — это реальность (зарегистрирована как заболевание в справочнике DSM-V). По данным Центра социологии и психологии РФ, на 2016 год в России в зоне риска (под угрозой попасть в зависимость) уже находятся 78% детей в возрасте от 5 до 14 лет.

Суть проблемы: определение интернет-зависимости

Но строить свое отношение к ребенку на базе пугающей статистики или оценивать заболевание как «детскую чуму XXI века» нельзя. Зависимость при должном контроле — это естественное состояние.

Но она может перерасти в аддикцию. Этот термин был введен в психологию в 1995 году и означает опасное отклонение в поведении человека, которое сопровождается:

  • потерей чувства реальности;
  • нарастающей апатией;
  • сокращением числа интересов;
  • внезапными вспышками потери контроля;
  • потерей здоровой критики.

Дети и подростки в зоне риска

Дети с пяти лет более остальных подвержены аддикции и нуждаются в ее профилактике. Будучи эффективным развивающим каналом, интернет становится для их родителей спасением (способом отдохнуть, включив малышу мультик), так несформированная личность подпадает под влияние фактора риска.

Ребенок быстрее взрослого адаптируется к любым условиям — он быстро привыкает и втягивается в виртуальную структуру. У подростков ситуация складывается иначе, но угрозы это не снижает.

С 10–12 лет они переживают стадию переходного возраста (комплексы, сомнения, страхи — все это обостряется). На фоне усиленных эмоций дети уязвимы для интернет-зависимости, так как виртуальное пространство дает им иллюзию значимости и ощущение участия в социуме.

Причины интернет-зависимости у детей

Возрастные особенности поведения являются не основной причиной заболевания интернет-зависимостью у детей. Так же, как алкоголизм или наркомания, аддикция у ребенка более вероятна при условиях:

  • гипертрофированной заботы со стороны родителей;
  • дефицита внимания;
  • частых ссор в доме — очень характерные причины зависимости;
  • неблагополучных событий (потеря в семье, развод родителей, нападение на улице).

В состоянии стресса не до конца сформированная личность инстинктивно ищет пространство, в котором ей будет тепло и уютно. Мир социальных сетей или онлайн-игры становятся такой площадкой.

На первом шаге сам по себе «побег от реальности» неопасен, это естественная реакция. Проблема появляется, когда в своем «убежище» ребенок начинает получать эмоциональные бонусы. Это могут быть яркие победы в игре, признание в любви от анонима в Сети.

Такие положительные «метки» становятся тем же, чем являются наркотики для наркомана. Они меняют биохимию мозга — способствуют выделению эндорфинов, адреналина. Выбросы гормонов оказываются настолько сильными, что привычные радости из реальной жизни на их фоне меркнут.

Формы и степень заболевания

В международном сообществе психиатров существует единая классификация форм интернет-зависимости. Всего их шесть, но специалисты считают, что дети до 15 лет подвержены только трем:

  • увлечение социальными сетями;
  • веб-серфинг: беспричинное «блуждание» по раскрученным сайтам. Как правило, основной целью такого действия ребенка является отвлечение от текущих проблем (страх перед экзаменом, ссора с родителями). Это не что иное, как попытка убить как можно больше времени;
  • онлайн-игры — самая агрессивная по проявлению симптомов заболевания у ребенка форма зависимости.

Выделяют и четыре степени зависимости.

  1. Условная норма, естественное развитие личности. Дети проявляют естественный интерес к каналу информации. Они участвуют в известных социальных проектах, охотно делятся впечатлениями с родителями. В поведении нет очевидных изменений: успеваемость в школе на уровне, сон не нарушен (минимум 6–8 часов подряд), есть аппетит.
  2. На второй стадии ребенок может потерять счет времени, заигравшись за компьютером. Но явных признаков зависимости у него не наблюдается: есть нежелание отвлекаться от монитора, выключать компьютер, но поводом для скандала это не становится. Аппетит в норме, хотя учащаются случаи приема еды за компьютером. Успеваемость хорошая, учителя не жалуются на прогулы.
  3. На третьей стадии у людей формируется конкретное предпочтение, выбор в пользу виртуального мира. Ребенок неохотно ходит в школу, теряет интерес к друзьям и родным в реальной жизни, стремится каждую свободную минуту провести за дисплеем. Могут наблюдаться нарушения сна, повышенный или недостаточный аппетит.
  4. Сильная психологическая зависимость. Каждый разговор о компьютерах с родителями вызывает у ребенка истерику. На улице он проводит не больше 2–3 часов в неделю. За компьютером — от трех часов в день. Успеваемость ухудшается. Аппетита может не быть (или наоборот). Общих интересов с членами семьи нет.

Как избавиться от зависимости ребенка

Включаться в борьбу надо уже со второй стадии по всем видам зависимости. На третьей специалисты рекомендуют проводить полноценную терапию с посещением психотерапевта. Преодолеть негативное влияние «фактора удовольствия» на IV стадии без профессионального вмешательства нельзя.

Программа лечения интернет-зависимости у детей строится в индивидуальном порядке. Здесь родителям нужно четко понять три правила.

  1. Каждое позитивное решение должен принимать он сам. Дело мамы и папы — мотивировать и поощрять.
  2. Де-факто для того, чтобы выйти из-под влияния и вернуться в здоровое современное общество, ребенок должен отказаться от ценного для него стиля жизни. Ребенку необходимо дать альтернативу, которая компенсирует его личные потери.
  3. Собственный пример для детей до 7–8 лет действует эффективнее всего. Пока мама или папа остаются такими же зависимыми от интернета, их детям сложно избавиться от проблемы.

В программе лечения интернет-зависимости следует использовать комплексные решения. Варианты, на которых можно построить терапию:

  • семейные традиции: вылазки на пикник каждое второе воскресенье, рыбалка по субботам, поход в пиццерию по пятницам — ребенок на подсознательном уровне начнет переключаться;
  • формирование круга интересов: книги, лепка, танцы, спорт, музыка. Нужно найти то, чем ребенок так же «заболеет», и необязательно это должно быть одно направление;
  • вербальное общение: обсуждение интернета, его угроз и возможностей, интересных игр. Нужно переиграть сына или дочку в той игре, которой он или она увлечена, чтобы заговорить со своим чадом на одном языке.

Если заболевание проявляется физическими нарушениями (сон, аппетит, перепады настроения), задействовать необходимо и внутренние резервы, и внешние. Серия консультаций с психологом на первых порах обязательна.

Волонтерская программа ЧМ по футболу 2018: ответы на самые главные вопросы Далее в рубрике Волонтерская программа ЧМ по футболу 2018: ответы на самые главные вопросыВолонтер на чемпионат мира по футболу 2018: как стать участником

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»