История
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – История
Русская планета

Трагедия № 159. Крушение «Авроры»

Ровно 30 лет назад, 16 августа 1988 года, произошла крупнейшая в истории СССР катастрофа, которая унесла жизни более 30 человек. Как это произошло? И кто ответил за это?
Андрей Карелин
16 августа, 2018 19:11
12 мин
Мы почти привыкли к слову «Сапсан». На излёте 2009 года оно заменило собой название фирменного поезда «Аврора». Того самого, легендарного, на котором, начиная с «оттепельного» 1963 года, можно было стремглав домчаться из Москвы в Ленинград и обратно.
То было время и страна, когда мы и наши родители жили под лозунгом «Быстрее! Выше! Сильнее!». «Сапсаны», при современном уровне прогресса, домчат из Москвы в город на Неве за каких-то 3 часа 45 минут. Но еще 50-55 лет назад рекордом «Авроры» были 4 часа 59 минут.
Коммуникация между двумя столицами с годами лишь увеличивалась. Поезда «обрастали» вагонами, и к 1979 году «плестись» в «Авроре» можно было целых 7 часов. Ну, а среднестатистический результат, на который ориентировались пассажиры, был вполне приемлем — 5 ч 30 мин.
Но так хотелось быстрее! И поезда «Аврора», развивавшие скорость до 160 (а то и до 180 км/ч), казалось, были готовы оторваться от железнодорожного полотна и взлететь, чтобы у пассажиров, угощавшихся в вагоне-ресторане вкуснейшим советским шоколадом «Вдохновение» (кто помнит, тот знает) захватило дух.  
Однажды так оно и случилось.
Хроника катастрофы
Ни одна беда не обходится без предыстории. Трагедия, случившаяся с поездом № 159 16 августа 1988 года, на 307 км легендарной магистрали, тоже имела свой пролог. Зададимся вопросом.
Как часто ухудшается состояние железнодорожных путей?  
Суровые законы амортизации никто не отменял. Для обеспечения исправности железнодорожного полотна в нашей стране и сегодня, и в те годы работали и продолжают работать десятки тысяч людей, знающих и понимающих, что ухудшение технического состояния путей — самое обычное дело на железной дороге.
По злой иронии судьбы ровно за 1 день до трагедии по железнодорожному полотну, где случилась авария, прошёл специальный вагон. В его задачи входила автоматическая фиксация любых «погрешностей» на железной дороге.
«Вагон-тестировщик» имел номер 203, управлял им замначальника путеизмерительного вагона Мельков, занимавшийся, в том числе, и расшифровкой данных фиксирующих неисправности самописцев. Это серьёзная, трудоёмкая работа, требующая специальной подготовки, а главное – сил.
Сил добраться из северной столицы в Москву хватило. А вот на расшифровку «ленты погрешностей», которая могла бы своевременно упредить о смертельной угрозе, уже не было. И вся аналитическая работа была отложена до утра.
…16 августа 1988 года
В Москве стояла жара. Но жители столицы, направлявшиеся в отпуск или в гости, по делам или на работу в град Петра, носивший последние 64 года имя Владимира Ленина, одевались потеплее, понимая, что в Ленинград осень добирается быстрее.
К девяти утра Мельков, как ему и было предписано должностной инструкцией, занял рабочее место, и сразу же взялся за вчерашнюю аналитику. В кабинет входили и выходили люди, то и дело отвлекая его от работы. Да и какой труд летом, когда так хочется застать последние деньки ускользающего тепла?
Примерно к 10.30 Мельков добрался до показателей, отражавших положение дел на участке 306-308 км. Это был печально известный перегон от станции со смешным названием «Березайка», история которой берёт начало еще в середине XIX столетия, до полустанка «Поплавенец».
…Вглядываясь в «кардиограмму», которую выдал вагон, измерявший параметры путей, Мельков охнул.
— Что там? — полюбопытствовал кто-то из коллег.
— Березайка-Поплавенец «жару даёт», — цокнув языком, выдохнул Мельков. И каждый из людей, находившихся в одном помещении с ним, понял, что речь идет о ни разу не ремонтировавшемся участке, который представлял собой «рваную рану» железнодорожного перегона между Москвой и Питером.
— Отправляй телеграмму, — посмотрев в глаза Мелькова, глухо произнёс его напарник, заглянувший через плечо товарища и успевший оценить ситуацию, понятную даже на глаз.
И Мельков, расстегнувший пуговицу вдруг ставшего непривычно тесным ворота форменной гимнастерки, быстрым шагом вышел из кабинета.
В посланной телеграмме говорилось, что на 306-308 км железнодорожное полотно находится в неудовлетворительном для следования на предельной скорости состояние. Зафиксированным «просадкам» полотна была присвоен IV-V (весьма высокий) уровень опасности. Имели место значительные перекосы.
Нужно ли было отменить движение поездов в этот день?  
Приборы путеизмерительного вагона показали, что быстроходные сине-белые составы курсировать на участке могут. Но ни о каких «крейсерских скоростях» речи идти не может.
 «Авроре» надлежало двигаться на 306 км на уровне «городских» 60 км/ч. На 307-м разрешалось ускориться до 120-ти. На 308-м дела обстояли хуже всего. Там следовало буквально «ползти» на 25 км/ч.  Никто (повторимся) никто, кроме начальника дистанции пути, удостоверившегося в том, что все указанные в технической документации неисправности устранены, не мог отменить введённое ограничение.
Телеграфист станции Бологое принял телеграмму Мелькова. И забыл о ней. До поры…
До трагедии оставалось 2 часа…
Старший дорожный мастер Бологовской дистанции Николай Гаврилов на деле был молодым парнем, которому совсем чуть-чуть не хватало опыта, но ответственности и старательности, стремления выполнить и перевыполнить план работы, было хоть отбавляй.
Ровно в 16.00, без всяких там опозданий, он вышел на обход железнодорожных путей. Содержание телеграммы Мелькова, застрявшей в пути, доведено до его сведения не было. Но даже на глаз, безо всяких путеизмерительных вагонов, было понятно, что дело «швах». Разболтанные крепежи, незакреплённые клеммные болты, отсутствовавшие фиксирующие гайки, перекосы рельсовых линий. Гаврилов посмотрел на часы. До того, как «Аврора» пройдёт через эту точку оставалось ещё 2 часа.
Засучив рукава, Коля обернулся на агрегат под названием ВПР-1200, с помощью которого осуществлялась выправка путей. Даже через подошвы ботинок Гаврилова, чувствовалось, что под лучами солнца температура рельс пробила допустимую отметку минимум в 2,5 раза. Разрешено ремонтировать при +20, а тут… приложи руку к шпалам, и ожог обеспечен.
С чем связано ограничение по температуре? Ответ прост. Пункт 4.2.1 Технического регламента по укладке путей (Библии для путевых обходчиков) однозначно гласит, что такой ремонт не «лечит», а ещё больше «калечит» полотно, так как общая устойчивость пути ослабляется. Искривления нарастают…
Но работать ведь надо? А то!
И агрегат ВПР-1200 старательно «вырыл» могилу для быстроходной «Авроры», обеспечив поезду, стартовавшему из Москвы в Питер и разгонявшемуся в эти минуты до 150 км/ч основательную «просадку» на рельсах. Глубина её была в эшелоне от 10 до 15 мм, а длина… целых 5 метров.
А что же такой показатель, как отвод отступления в положении рельсовой колеи? Он взлетел сразу до 3%, при том, что при куда меньшей, чем у «Авроры» скорости движения (предположим, 120 км/ч) не мог превышать 1%. 
Спустя некоторое время Николая Гаврилов с удовлетворением посмотрел на «выровненные» железнодорожные пути, вытер рукавом пот со лба и — на глаз! — признал просадку вполне адекватной для движения уже мчавшегося к «точке разборки» «чудо-поезда самолётного типа с крейсерским названием», у которого именно в этом месте «трагически-взлётной полосы» произойдёт отрыв.
Оторвётся от первого вагона состава локомотив ЧС6-017, добротно сделанный чехословацкий электровоз.
…На станции со смешным названием «Поплавенец» и. о. начальника отделения будет морщить лоб, сверяя наручные часы с настенными. Аврора должна была пройти 15 минут назад. Но её всё не было и не было.
И на столе как-то необычно тревожно зазвонит телефон.
— Там всё говорит! – будет биться в трубке голос, и он не сразу узнает дежурную по станции. — Нужны пожарные! Вагоны лежат на боку! Погибли люди… много!
Он опустит трубку на рычаги и в ужасе посмотрит на графин, стоявший на столе. Во рту пересохло.
За 15 минут до этого
От Березайки «Аврора» успела промчаться на скорости 153-155 км/ч всего лишь два километра. Управлял электровозом, к которому были прицеплены полтора десятка вагонов, машинист Писарев, а сопровождал состав (вот уж загадка – зачем?) начальник службы пути товарищ Борис Шуленин, которому понадобилось проконтролировать… состояние дорожного пути из вагона электровоза на скорости полтораста км/ч.
На 307 км, где за два часа до этого «славно» поработал агрегат ВПР-1200, Борис Николаевич заметил в своей книге путевого учёта отметку «307 — угол!». На полуофициальном сленге специалистов-железнодорожников так называется опасное искривление рельсов.
Через полчаса, наблюдая как горят лёгшие на бок вагоны «Авроры», пытаясь отобразить катастрофичность фиксированного ранее, но не устранённого изгиба, Шуленин будет сгибать дрожащую от напряжения руку в локте и поднимать её на уровень груди.
— Там… там был такой угол!  
А в момент прохождения этого участка, где даже без доклада Мелькова было известно, что дела плохи, именно Шуленин из-за плеча машиниста посмотрит на спидометр, где стрелка покорит отметку в 155 км/ч и будет подбираться к 160-ти. Пытаясь предотвратить беду, он непроизвольно выкрикнет одно лишь убийственное в данной ситуации слово. 
— Держи!!!   
Писарев воспримет эту команду единственно возможным способом: приведёт в действие экстренное торможение. Но стоило ли это делать на такой скорости? Даже неопытный автолюбитель скажет, к чему приводит экстренная остановка на неровном участке дороги при управлении машиной (пусть хотя бы и с уходом в невозможный на «Авроре» манёвр).   
Отдыхавший в задней кабине электровоза машинист Ушаков и его помощник, которым предстояло в, случае успешного прибытия «Авроры» в Ленинград, гнать её обратно, увидели, как локомотив метнуло в сторону… Поезд с перекошенными чудовищной силой инерции колёсами сошёл с рельсов.
Железобетонные шпалы, словно в пластмассовом конструкторе, летели в стороны. Вагоны, будто игрушечные, слетали с тележек, на которых были установлены. Седьмой развернуло поперёк, и он, словно миниатюрная коробка со спичками взлетел в воздух, миновал пути противоположного направления. А затем, поднимая столбы пыли, искр, рухнул под откос.
Колесами вверх на откосы путей следования упал вагон, на сине-белом борту которого можно было всё ещё различить цифру с номером 8.  Сверху его припечатал вагон-ресторан… под завязку набитый пассажирами, спешившими попробовать фирменный шоколад «Вдохновение» и другие вкусности уходящего в небытие экспресса…
Хвостовые вагоны таранили впереди идущие. И как в этой чудовищной давильне мог выжить хоть кто-то – большая загадка.
— Ребята, вы же «Аврору»… положили! – только и сможет выкрикнуть «сменный» машинист Ушаков, ворвавшись в кабину, где Писарев и Шуленин, не догадавшиеся посмотреть назад, будут спокойно обсуждать, как они объяснят в докладных эту экстренную остановку.
Вагон-ресторан пылал. Огонь быстро перекинулся на всю цепочку локомотива и ушёл на электропровода.
А в это время…
Телеграфист станции Бологое вспомнит о телеграмме Мелькова, и побредёт в путевой отдел.
— «Аврора» сошла с рельсов! – выкрикнет ему в лицо кто-то, и он будет ещё некоторое время растеряно стоять посреди коридора, глядя на важнейшие ограничения, указанные в телеграмме.
Кто пойдёт «паровозом»?
Николай Гаврилов, ремонтировавший пути с нарушением технических инструкций, и доложивший в диспетчерскую о добросовестно выполненной работе. Ему дадут 7 лет. И присудят штраф. Целых 20000 рублей.
Отделавшиеся дисциплинарными взысканиями, увольнениями, снятиями с должностей (по сути, лёгким испугом) коллеги перевернут фирменные фуражки и соберут ему эту сумму в один присест.
Из назначенных судом 7-ми, он отсидит 3,5 и выйдет по УДО в статусе гражданина совершенно другой страны. Называться она будет Российская Федерация. И бардака в ней будет не меньше. 
На месте гибели пассажиров установят скромный памятник. Такая история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ