Бизнес
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Бизнес
Русская планета

Знать покупателя лучше, чем он сам

Как цифровые технологии меняют продуктовый ритейл
Елена Горбачева
14 августа, 2018 11:00
11 мин
Кризис — это время возможностей. Он заставляет бизнес меняться, тем более, что на нынешнем этапе распространения новейших технологий у него есть все шансы успешно пройти через цифровую трансформацию. Как меняются предпочтения потребителей и как цифровые технологии влияют на развитие продуктового ритейла в России?
Курс на онлайн
Ритейл всё больше уходит в онлайн. Явно заметен тренд ускорения темпа жизни и попытки нового поколения покупателей прийти к оптимизации временных затрат, рассказал «Русской Планете» со-основатель и генеральный директор компании Golamago Андрей Толмачев. «Все хотят получать услуги, товары быстрее и раздражаются, когда что-то стопорит процесс или мешает. Это видно по опросам покупателей и по постоянно увеличивающемуся спросу на доставку продуктов».
Онлайн-продажи стремительно растут и теперь являются драйвером e-commerce в целом, говорит Толмачев. «В прошлом году рост e-commerce составил всего 13%, и его темпы снижаются. При этом доставка продуктов будет расти примерно на 26% ежегодно в течение ближайших лет — так считают аналитики инвестбанка UBS, и мы согласны с этим мнением. Можно спрогнозировать даже бОльший рост, если говорить про сегмент срочной доставки продуктов — в этот же день и к точному времени».
Современный потребитель использует множество устройств и каналов для выбора товара: телефон, планшет, ПК, offline точки, рассказал «Русской Планете» Никита Трундаев, директор по продукту IT-компании NEIRIKA. «Потребители в процессе покупки совершают переходы между устройствами (кросс — девайс покупки: телефон — ПК-планшет). Выбор товара часто происходит со смартфона или планшета, а завершают покупку уже на десктопном устройстве. Чаще всего в формате online покупают товары из категорий «игрушки» и «гаджеты»: они составили 42 процента от общего количества покупок. На втором месте — продукты, относящиеся к здоровью и красоте, затем идут «дом и сад», «мода/люкс» и товары массового потребления. Потребитель находится одновременно в двух реальностях — offline и online, при этом, 43% продаж осуществляются online. Уверенно набирают обороты продажи через мессенджеры и социальные сети».
Чего хотят покупатели?
В классическом супермаркете покупатели всё чаще ищут натуральные продукты, органическую продукцию или продуктовые наборы высокой степени готовности, которые нужно только доготовить и разогреть, рассказала «Русской Планете» Юлия Сяглова, преподаватель кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС.
«Онлайн продовольственный сегодня большой тренд, ниша, к которой подобралась наконец и Россия. Заказы через Интернет в основном либо крупные, корзина сопоставима с форматом гипермаркета со средним чеком около 5000 рублей. Например, Утконос, Карусель и другие. Либо это уникальные, фермерские, аутентичные продукты, которые нельзя купить в супермаркете».
Главный тренд — экономия времени. Как считает Михаил Барабаш, эксперт-маркетолог команды LOYA компании «Сервис-плюс», в мегаполисах, где идет основное развитие интернет-торговли продуктами питания, время является самым ценным ресурсом. «Поэтому эти сервисы и ценятся за возможность сэкономить для своих дел вечер или выходной. Доставка должна производиться в кратчайшие сроки. Это вообще одно из слабых мест электронной коммерции в России. Никто не совершит повторный заказ, если его планы на день окажутся сильно подпорчены из-за доставки не в срок».
Корзины, собранные онлайн и оффлайн, мало отличаются. «Онлайн заказывают классические продуктовые наборы, за которыми обычно ездят в гипермаркеты. В таких заказах почти отсутствуют товары импульсного спроса. Перед ритейлером встает новая задача — как убедить покупателя купить дополнительные товары, поменять решение в пользу товаров иного бренда. Экран ноутбука или смартфона гораздо более ограничен по размерам и возможностям привлечь внимание покупателя рекламой», — говорит Барабаш.
Правда, стоимость товаров в онлайн-супермаркетах не ниже, а порой и выше, чем в привычных магазинах. Причина, по мнению Юлии Сягловой, в том, что оффлайн магазины предлагают больше акций, к тому же, они ориентированы на огромный трафик, поэтому конверсию получают с выручки. «Онлайн пока только набирает обороты, покупателей немного, часто нужно доставлять в отдаленные загородные территории, дачи, доставка платная. Как только трафик увеличится, подешевеете доставка, со временем цены сравняются».
За трендом следуют даже те ритейлеры, которые изначально работали в сфере непродовольственных товаров. «Значительная часть нашей целевой аудитории – это мамы, поэтому в конце 2017 года мы начали вводить детское питание», - рассказала «Русской Планете» Виктория Морозова, руководитель направления FMCG Wildberries. «Сейчас на эти товары приходится 56% всех продаж категории “Еда”. Топ-5 наиболее заказываемых товаров - заменители грудного молока, детские пюре, чай, кофе и детские каши. Мы, безусловно, будем продолжать расширять продуктовую линейку, но пока речь идет только о товарах с длительными сроками хранения».
Инструменты
Ритейл – это низкомаржинальный бизнес, поэтому владельцы торговых сетей используют все возможные инструменты для снижения издержек и повышения прибыли, считает Сергей Осипов, руководитель направления по работе с розничными сетями и сектором товаров народного потребления группы компаний Softline. «С развитием новых технологий, у ритейлеров появилась возможность эффективно анализировать накопленные объемы информации, используя для этой цели искусственный интеллект и предиктивную аналитику. Они помогают выявлять закономерности в поведении покупателей и эффективно управлять запасами на складе».
Как рассказал Осипов, наибольшим интересом со стороны российских ритейлеров сейчас пользуются разработки в сфере управления товарными запасами. «Почти любая торговая сеть регулярно сталкивается с двумя проблемами: популярные товары быстро заканчиваются, и их может не хватить, а непопулярные залеживаются на складе. Избытки продукции - это замороженные деньги, лишние операционные затраты, а в случае со скоропортящимся товаром – еще и большой объем списаний. Вместе с тем, из-за нехватки товара ритейлер может потерять часть выручки и лишиться покупателей. Предиктивная аналитика позволяет значительно сократить издержки и риски, которые могут возникнуть из-за несовпадения спроса и предложения».
Узнать покупателя
Ещё один немаловажный инструмент – Big Data. Михаил Барабаш рассказывает, что ещё 2-3 года назад запуск программы лояльности рассматривался как самоцель и главенствовала теория, что накопленные бонусы или достигнутый уровень автоматически будет возвращать покупателя в магазин. «Сейчас же - это в первую очередь возможность получить право собирать информацию о покупках конкретного человека для их анализа и право контактировать с ним для рассылки персональных предложений. С помощью современных сервисов можно побудить человека подключить к своему личному кабинету программы лояльности профили в соцсетях, обогатив таким образом базу данных о нем. Можно отслеживать и анализировать информацию о его поведении на сайте магазина». Как пример — В X5 Retail Group уже открыт департамент Big Data, планируется существенно повысить с конверсию с помощью обработки этих данных, добавила Юлия Сяглова.
Искусственный интеллект может использоваться также для анализа потребительского поведения, считает Сергей Осипов. «Все больше компаний приходят к тому, что самым важным показателем при работе с покупателями являются не социально-демографические признаки, а особенности их поведения — что и как часто люди покупают в данной сети, пользуются ли ее услугами их близкие и друзья, в каких еще магазинах они совершают покупки. Производя многомерную сегментацию всех покупателей своего магазина и разделяя их на сегменты, компании проще понять, как увеличить число посещений и средний чек в том или ином сегменте, какие покупатели для сети наиболее ценны и каким способом можно на них воздействовать, увеличивая частоту посещений и средний чек».
Новейшие технологии
Пункты выдачи продуктовых заказов — это очень перспективная тема. «В Европе постаматы становятся очень популярны. У многих крупных гипермаркетов стоят большие продуктоматы, где, подъехав на своей машине, можно забрать собранный заказ. Это снимает с клиента необходимость самому ходить по магазину, выбирать продукты и стоять в очереди. Люди забирают заказы по пути с работы, что очень удобно», — добавил Толмачев.
По мнению Михаила Барабаша, в числе передовых внедряемых технологий можно отметить запуск систем Self-Check Out, которые отличаются от кроме уже привычных многим покупателям касс самообслуживания включают в себя систему мобильных сканеров, с которыми покупатели ходят по торговому залу и считывают цены товаров при помещении их в тележку.
«Одним из основных экспонатов на многих стендах на прошедшей в июне Неделе Российского Ритейла были электронные ценники, пользовавшиеся вниманием большинства посетителей. Технология позволяет осуществлять динамическое ценообразование: смену стоимости товара в течение дня в зависимости от почасовой динамики спроса на товар, что очень нереализуемо при традиционной бумажной печати. Если говорить о передовых технологиях, вспоминается Amazon GO, но до него российскому food-ритейлу ещё далеко. Но вполне реализуема китайская модель магазинов самообслуживания на основе RFID-меток товаров».
Также активно развиваются системы видеоконтроля. «Технология позволяет отслеживать перемещения покупателя по магазину, его задержки возле той или иной полки, акцент внимания на той или иной полки. Это та самая технология, которая приближает оффлайн к онлайну, создавая аналоги «брошеннного просмотра» и «брошенной корзины». Технологии отслеживания перемещения покупателей на основе маячков iBeacon до сих пор не нашли широкого применения в России и так же остаются слишком дороги для food-сетей. Топовый продуктовый ритейл очень внимательно отслеживает современные технологии, в том числе проводя свои просмотры стартапов, так как в наше время опережение в технологии в несколько месяцев способно дать магазину значительное конкурентное преимущество», - считает Барабаш.
Ритейл – одна из самых быстроменяющихся отраслей, говорит Андрей Толмачев. «Каждый год появляется масса новых технологий: кассы с самообслуживанием, тележки со сканерами, когда клиент сам сканирует товар, который кладет в корзину. Amazon, например, открыл супермаркет без касс и продавцов за счет использования различных датчиков, компьютерного зрения и глубокого обучения систем. Кто-то пробует продуктоматы, кто-то беспилотные автомобили, дронов или роботов для доставки».
В самом ближайшем будущем процесс выбора и покупки продуктов может измениться до неузнаваемости. «Мы идем к модели, когда сервис будет знать интересы покупателя лучше, чем он сам. Так, для каждого посетителя приложения будет отображаться своя витрина с наиболее интересными для него товарами», — заключил Андрей Толмачев.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ