Юрий Любимов: «Я был таганская шпана!»
Юрий Любимов: «Я был таганская шпана!»

До своего столетнего юбилея мэтр отечественного театра не дожил 2 года. Как складывалась жизнь «гражданина Таганки»? 

Мне довелось знать всего лишь двух великих русских режиссеров, творческие планы которых были расписаны не только вплоть до их 100-летнего юбилея, но и намного лет вперед. Один из них был Юрий Петрович Любимов. Человек, отдавший театру всю свою жизнь без остатка и работавший до самого конца.

Показателем успеха многих современных «творцов» является удачный «распил» средств, выделенных государством на постановку спектакля или съемки кинокартины. Что же было показателем успеха человека, которому в эти осенние дни могло бы исполниться сто лет? Всенародная любовь и восхищение целого поколения русских людей, выросших на спектаклях Театра на Таганке.

Юрий Любимов родился за месяц до Великой Октябрьской революции под Ярославлем в семье купца, выбившегося из зажиточных крестьян. В год, когда Юре исполнялось 5 лет, семья перебралась в Белокаменную, где его мама трудилась учительницей, а отец в период новой экономической политики советского государства, открыл небольшую лавку. И не где-нибудь на отшибе, а в Охотном ряду! 

Жить бы да радоваться. Но в статье № 65 Конституции РСФСР образца 1918 было четко прописано, что лица, занимающиеся частной торговлей, а также те, кто существует на нетрудовые доходы, наряду с представителями духовенства и прочим «чуждым элементом», лишены права избирать и быть избранными. В 20-е годы «лишенцы», а также их семьи, были ущемлены и в других сферах жизни.

Репрессировали деда. Отец был арестован дважды. Забирали не раз и мать. Ничего политического родителям Юрия Петровича не инкриминировалось. Но на допросах падающему от усталости Петру Любимову вменялось в вину сокрытие от рабоче-крестьянского государства тех сумм, которые он не видывал отродясь.

В памяти Юрия Петровича навсегда остались три самых ярких момента из детства. Один из них — похороны вождя мирового пролетариата в 1924 году. Второй — посещение театра «Ромэн», куда его привели ребенком.

«Когда началось представление меня стало трясти и подбрасывать от волнения!» — вспоминал Юрий Любимов спустя почти 90 лет. И с удовольствием рассказывал о том, как упрашивал родителей отвести его в драматический театр. Там его поджидало третье детское впечатление, оставившее неизгладимый отпечаток в душе: игра К.С. Станиславского, великолепно исполнявшего роль Фамусова («Горе от ума»).

Рассказывая о детстве, Юрий Петрович говорил, говорил, светя своими лучистыми, совершенно юношескими глазами, и была в них удивительная, всех покоряющая озорная «хулиганщинка».

Хулиганом Любимов был еще тем! Жить становилось всё тяжелее и тяжелее. Школу пришлось бросить. Советская власть позволила сыну «лишенца» Юре Любимову открыть для себя трудовой путь. Он поступил в электромеханический техникум. Рабочий класс нередко поколачивал «купеческого сынка».

Мама Юры едва не упала в обморок, когда в один прекрасный день сын вернулся домой с глубокой раной на голове. В тот вечер, вспоминая о котором Юрий Петрович весело улыбался и говорил: «Я был таганская шпана!», юноша не досчитался и двух зубов.

Словно Гамлет, которого в его легендарном спектакле десятилетия спустя сыграет еще не родившийся на тот момент Владимир Высоцкий, Любимов умел и мог, когда требовалось, «восстать, вооружиться», а также был готов умереть, защищая себя. На следующий день он предстал перед превосходившими его по силе обидчиками с финкой и самопальным стволом, после чего пролетариат не имел к нему совершенно никаких претензий.

Год 1934-й был исполнен волнительного, просто нечеловеческого счастья! 17-летнего Юру, несмотря на «непролетарскую биографию», приняли в студию при «2-м МХАТе». Через год, когда театр (а вместе с ним и студию) закрыли, Юрий ушел в «Щуку», где сыграл ряд эпизодических ролей. Среди них «верная в идеологическом отношении» постановка «Человек с ружьем».

Не за горами была война. Молодой артист «тянул армейскую лямку» в ансамбле песни и пляски НКВД, где боролся с дедовщиной усвоенными еще на Таганке методами. Удивительно, но роковой 1941-й в биографии великого мастера отмечен кинодебютом. Он сыграл роль Принца-свинопаса в одноименной картине по произведениям Ганса Христиана Андерсена. Во время войны в кино его ждала и весьма серьезная главная роль в военной драме «Дни и ночи». 

Демобилизовавшись, Любимов обрел заслуженную известность после ролей в спектаклях «Молодая гвардия», «Накануне», «Все мои сыновья» (театр имени Е.Вахтангова).

Продолжали звать и в кино! Но несмотря на успех фильмов «Егор Булычёв и другие», «Человек с планеты Земля» и «Город зажигает огни», одна лишь только сцена оставалась истинной «любовью Любимова».

Он был из тех людей, которых подлинный творческий триумф «поджидал» в уже весьма зрелом возрасте. В 46 лет Юрий Петрович поставил на сцене Щукинского училища судьбоносный спектакль «Добрый человек из Сезуана». Никаких звезд! Лишь никому не известные студенты, но… постановка оказалась революционной и новаторской для своего времени.

А еще она была исключительно смелой. И даже во времена пресловутой «хрущевской оттепели» могла быть отправлена в «глубокое закулисье». Впрочем, спектакль не только не запретили, но и предложили его создателю возглавить Театр драмы и комедии. Тот самый, который расположен на Таганской площади. К тому времени площадка находилась в очень «плачевном репертуарном состоянии» и не пользовалась вниманием зрителя.

«Добрый человек из Сезуана» прогремел на всю Москву в премьерный день 23 апреля 1964 года, который можно считать временной точкой отсчета славы и успеха режиссера Юрия Любимова.

В тот день началась славная история театра-легенды, театра-пророка, открывшего мир плеяду великих имен русских актеров, творивших под началом Юрия Любимова. Это Владимир Высоцкий и Леонид Филатов, Вениамин Смехов и Валерий Золотухин, Алла Демидова и Борис Хмельницкий. Можно ли без них представить себе историю театральной России ХХ века? Навряд ли.

В 70-е попасть в «Театр на Таганке» и посмотреть на спектакли Любимова было делом очень непростым. Билеты, за которыми с ночи выстраивалась очередь, расходились мгновенно. Их стоимость у перекупщиков достигала била рекорд за рекордом. Зритель буквально «штурмовал» театр, пытаясь прорваться на «Жизнь Галилея», увидеть «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли, посмотреть «А зори здесь тихие…». 

Вряд ли будет преувеличением сказать, что «Таганка» была удивлявшей весь мир территорией свободы в самом сердце Москвы, эдаким государством в государстве! Невероятен был сам факт существования театра, где творил дерзкий, бескомпромиссный режиссер и поднимал на сцене неудобные вопросы  его «хрипатый фаворит» Владимир Высоцкй. Мэтр до последней минуты прощал «творческие срывы», а с уходом Высоцкого из жизни в 1980 году власть имущие, словно почувствовав возможность для успешной атаки, многократно усилили прессинг.

После запрета Пушкинского «Бориса Годунова» цензоры наложили «мораторий» на репетиции «Театрального романа» М.Булгакова. Гонения в СССР шли рука об руку с признанием режиссера Юрия Любимова за его пределами. Премия «Evening Standard», которую он получил в Лондоне за спектакль «Преступление и наказание» в 1983 году, не могла не вызвать откровенного раздражения властей!

Но последней каплей стала дерзкая критика Юрия Петровича. Он резко высказался о культурной политике советского правительства, критики, как известно, не терпевшего.

«Юрий Петрович Любимов?» – раздался в номере лондонского отеля голос советского консула, в котором сквозили «металлические нотки». — «Нам необходимо встретиться. Вы можете приехать в посольство сейчас?» — «А в чем, собственно, дело?» — поинтересовался Любимов. — «Указом Президиума Верховного Совета СССР вы лишены советского гражданства. Вам предписано явиться для сдачи паспорта». — Любимов не смог сдержать смеха, вызванного решением К.У. Черненко: «Кем же вы меня сделали? Грузином, таджиком или, может быть, французом? Я ведь как был русским, так им и остался». Но на том конце провода уже звучали короткие гудки.

Гениального «Таганского хулигана» с его трехцветным фонариком, которым он делал подсказки своим актерам во время спектаклей, ждали с нетерпением. В Штатах, Израиле, Германии, Франции, Италии и других уголках мира. Он ставил в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гардене…

Юрий Любимов вернется в СССР спустя 5 лет, в разгар горбачевской перестройки. Ему вручат паспорт страны, которой не станет ровно через два года. А еще через год, уже при Ельцине, когда сменятся гербы и флаги великой державы, так круто обошедшейся с театральным мэтром всего 9 лет назад, Любимову дадут звание «народного». Но разве не стал он им лет за 30 до этого? Неисповедимы пути Господни.

Любимов вернется в театр. Но это будет уже другая «Таганка». Другой Любимов. И совершенно другая история.

«Ведь не бывало еще, чтобы стало как было», — писал Михаил Афанасьевч Булгаков, постановку «Театрального романа» которого прервали на полуслове.

Юрий Любимов прожил долгую жизнь, похожую на великолепную драматическую историю, полную взлетов и падений.

Он ушел в 2014 году, так и оставшись «гражданином Таганки». 

Сыграть соло Далее в рубрике Сыграть солоС 1 по 10 октября в Москве пройдет Международный фестиваль моноспектаклей SOLO

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»