Новости – Культура
Культура
Юрий Любимов: «Я был таганская шпана!»
До своего столетнего юбилея мэтр отечественного театра не дожил 2 года. Как складывалась жизнь «гражданина Таганки»?
2 октября, 2017 13:05
9 мин
Мне довелось знать всего лишь двух великих русских режиссеров, творческие планы которых были расписаны не только вплоть до их 100-летнего юбилея, но и намного лет вперед. Один из них был Юрий Петрович Любимов. Человек, отдавший театру всю свою жизнь без остатка и работавший до самого конца.
Показателем успеха многих современных «творцов» является удачный «распил» средств, выделенных государством на постановку спектакля или съемки кинокартины. Что же было показателем успеха человека, которому в эти осенние дни могло бы исполниться сто лет? Всенародная любовь и восхищение целого поколения русских людей, выросших на спектаклях Театра на Таганке.
Юрий Любимов родился за месяц до Великой Октябрьской революции под Ярославлем в семье купца, выбившегося из зажиточных крестьян. В год, когда Юре исполнялось 5 лет, семья перебралась в Белокаменную, где его мама трудилась учительницей, а отец в период новой экономической политики советского государства, открыл небольшую лавку. И не где-нибудь на отшибе, а в Охотном ряду!
Жить бы да радоваться. Но в статье № 65 Конституции РСФСР образца 1918 было четко прописано, что лица, занимающиеся частной торговлей, а также те, кто существует на нетрудовые доходы, наряду с представителями духовенства и прочим «чуждым элементом», лишены права избирать и быть избранными. В 20-е годы «лишенцы», а также их семьи, были ущемлены и в других сферах жизни.
Репрессировали деда. Отец был арестован дважды. Забирали не раз и мать. Ничего политического родителям Юрия Петровича не инкриминировалось. Но на допросах падающему от усталости Петру Любимову вменялось в вину сокрытие от рабоче-крестьянского государства тех сумм, которые он не видывал отродясь.
В памяти Юрия Петровича навсегда остались три самых ярких момента из детства. Один из них — похороны вождя мирового пролетариата в 1924 году. Второй — посещение театра «Ромэн», куда его привели ребенком.
«Когда началось представление меня стало трясти и подбрасывать от волнения!» — вспоминал Юрий Любимов спустя почти 90 лет. И с удовольствием рассказывал о том, как упрашивал родителей отвести его в драматический театр. Там его поджидало третье детское впечатление, оставившее неизгладимый отпечаток в душе: игра К.С. Станиславского, великолепно исполнявшего роль Фамусова («Горе от ума»).
Рассказывая о детстве, Юрий Петрович говорил, говорил, светя своими лучистыми, совершенно юношескими глазами, и была в них удивительная, всех покоряющая озорная «хулиганщинка».
Хулиганом Любимов был еще тем! Жить становилось всё тяжелее и тяжелее. Школу пришлось бросить. Советская власть позволила сыну «лишенца» Юре Любимову открыть для себя трудовой путь. Он поступил в электромеханический техникум. Рабочий класс нередко поколачивал «купеческого сынка».
Мама Юры едва не упала в обморок, когда в один прекрасный день сын вернулся домой с глубокой раной на голове. В тот вечер, вспоминая о котором Юрий Петрович весело улыбался и говорил: «Я был таганская шпана!», юноша не досчитался и двух зубов.
Словно Гамлет, которого в его легендарном спектакле десятилетия спустя сыграет еще не родившийся на тот момент Владимир Высоцкий, Любимов умел и мог, когда требовалось, «восстать, вооружиться», а также был готов умереть, защищая себя. На следующий день он предстал перед превосходившими его по силе обидчиками с финкой и самопальным стволом, после чего пролетариат не имел к нему совершенно никаких претензий.
Год 1934-й был исполнен волнительного, просто нечеловеческого счастья! 17-летнего Юру, несмотря на «непролетарскую биографию», приняли в студию при «2-м МХАТе». Через год, когда театр (а вместе с ним и студию) закрыли, Юрий ушел в «Щуку», где сыграл ряд эпизодических ролей. Среди них «верная в идеологическом отношении» постановка «Человек с ружьем».
Не за горами была война. Молодой артист «тянул армейскую лямку» в ансамбле песни и пляски НКВД, где боролся с дедовщиной усвоенными еще на Таганке методами. Удивительно, но роковой 1941-й в биографии великого мастера отмечен кинодебютом. Он сыграл роль Принца-свинопаса в одноименной картине по произведениям Ганса Христиана Андерсена. Во время войны в кино его ждала и весьма серьезная главная роль в военной драме «Дни и ночи».
Демобилизовавшись, Любимов обрел заслуженную известность после ролей в спектаклях «Молодая гвардия», «Накануне», «Все мои сыновья» (театр имени Е.Вахтангова).
Продолжали звать и в кино! Но несмотря на успех фильмов «Егор Булычёв и другие», «Человек с планеты Земля» и «Город зажигает огни», одна лишь только сцена оставалась истинной «любовью Любимова».
Он был из тех людей, которых подлинный творческий триумф «поджидал» в уже весьма зрелом возрасте. В 46 лет Юрий Петрович поставил на сцене Щукинского училища судьбоносный спектакль «Добрый человек из Сезуана». Никаких звезд! Лишь никому не известные студенты, но… постановка оказалась революционной и новаторской для своего времени.
А еще она была исключительно смелой. И даже во времена пресловутой «хрущевской оттепели» могла быть отправлена в «глубокое закулисье». Впрочем, спектакль не только не запретили, но и предложили его создателю возглавить Театр драмы и комедии. Тот самый, который расположен на Таганской площади. К тому времени площадка находилась в очень «плачевном репертуарном состоянии» и не пользовалась вниманием зрителя.
«Добрый человек из Сезуана» прогремел на всю Москву в премьерный день 23 апреля 1964 года, который можно считать временной точкой отсчета славы и успеха режиссера Юрия Любимова.
В тот день началась славная история театра-легенды, театра-пророка, открывшего мир плеяду великих имен русских актеров, творивших под началом Юрия Любимова. Это Владимир Высоцкий и Леонид Филатов, Вениамин Смехов и Валерий Золотухин, Алла Демидова и Борис Хмельницкий. Можно ли без них представить себе историю театральной России ХХ века? Навряд ли.
В 70-е попасть в «Театр на Таганке» и посмотреть на спектакли Любимова было делом очень непростым. Билеты, за которыми с ночи выстраивалась очередь, расходились мгновенно. Их стоимость у перекупщиков достигала била рекорд за рекордом. Зритель буквально «штурмовал» театр, пытаясь прорваться на «Жизнь Галилея», увидеть «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли, посмотреть «А зори здесь тихие…».
Вряд ли будет преувеличением сказать, что «Таганка» была удивлявшей весь мир территорией свободы в самом сердце Москвы, эдаким государством в государстве! Невероятен был сам факт существования театра, где творил дерзкий, бескомпромиссный режиссер и поднимал на сцене неудобные вопросы его «хрипатый фаворит» Владимир Высоцкй. Мэтр до последней минуты прощал «творческие срывы», а с уходом Высоцкого из жизни в 1980 году власть имущие, словно почувствовав возможность для успешной атаки, многократно усилили прессинг.
После запрета Пушкинского «Бориса Годунова» цензоры наложили «мораторий» на репетиции «Театрального романа» М.Булгакова. Гонения в СССР шли рука об руку с признанием режиссера Юрия Любимова за его пределами. Премия «Evening Standard», которую он получил в Лондоне за спектакль «Преступление и наказание» в 1983 году, не могла не вызвать откровенного раздражения властей!
Но последней каплей стала дерзкая критика Юрия Петровича. Он резко высказался о культурной политике советского правительства, критики, как известно, не терпевшего.
«Юрий Петрович Любимов?» – раздался в номере лондонского отеля голос советского консула, в котором сквозили «металлические нотки». — «Нам необходимо встретиться. Вы можете приехать в посольство сейчас?» — «А в чем, собственно, дело?» — поинтересовался Любимов. — «Указом Президиума Верховного Совета СССР вы лишены советского гражданства. Вам предписано явиться для сдачи паспорта». — Любимов не смог сдержать смеха, вызванного решением К.У. Черненко: «Кем же вы меня сделали? Грузином, таджиком или, может быть, французом? Я ведь как был русским, так им и остался». Но на том конце провода уже звучали короткие гудки.
Гениального «Таганского хулигана» с его трехцветным фонариком, которым он делал подсказки своим актерам во время спектаклей, ждали с нетерпением. В Штатах, Израиле, Германии, Франции, Италии и других уголках мира. Он ставил в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гардене…
Юрий Любимов вернется в СССР спустя 5 лет, в разгар горбачевской перестройки. Ему вручат паспорт страны, которой не станет ровно через два года. А еще через год, уже при Ельцине, когда сменятся гербы и флаги великой державы, так круто обошедшейся с театральным мэтром всего 9 лет назад, Любимову дадут звание «народного». Но разве не стал он им лет за 30 до этого? Неисповедимы пути Господни.
Любимов вернется в театр. Но это будет уже другая «Таганка». Другой Любимов. И совершенно другая история.
«Ведь не бывало еще, чтобы стало как было», — писал Михаил Афанасьевч Булгаков, постановку «Театрального романа» которого прервали на полуслове.
Юрий Любимов прожил долгую жизнь, похожую на великолепную драматическую историю, полную взлетов и падений.
Он ушел в 2014 году, так и оставшись «гражданином Таганки».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости