Визит Кинотавра
Визит Кинотавра

Среди фильмов, которые будут представлены на кинофестивале, нашлись картины, посмотреть которые стоит. Обязательно стоит

Кажется, еще немного, еще чуть-чуть... и о российском кино можно будет говорить, сняв шляпу, склонив головы и, по умолчанию ­— либо хорошо, либо никак.

Прошедший в апреле Московский Международный кинофестиваль сенсаций, по традиции, не произвел. Среди представленных фильмов не удалось отыскать ни одного, снятого о проблемах современной России.

Зайдите в кинотеатры. Включите телевизоры. Все чужое. Все не наше. Все далекое от будней обыкновенных жителей Москвы и Питера, Вологды и Череповца, Смоленска и Калининграда. Социальное кино умерло. И погребено. Политического кинематографа не сыщешь днем с огнем. Ау, где вы, герои нашего времени, резонеры ключевых идей эпохи?

Патриотические агитки. Якутские старцы с прирученными орлами. Глянцевое кино о какой-то другой, неповторимо прекрасной России, в которой проблемы если и случаются, то решаются за 1,5-2 часа игрового фильма мужественными героями, отдаленно похожими на клонированных персонажей из презираемых нами американских блокбастеров.

Ну и, конечно же, это нескончаемое «советское ретро» ­— забег в прошлое в киношном и сериальном форматах. «Народу нравится!» - сказал бы Гедеван Александрович из донельзя смешной, но социальной кинокартины «Кин-Дза-Дза», поданной более 30 лет назад сквозь призму научно-фантастической метафоры Георгием Данелия.

А что может быть хорошего в этом киномагните, который тянет нас в прошлое? Ровным счетом ничего. Он лишь подтверждает, что в настоящем у нас нет ничего заслуживающего внимания и отображения в киносценарии.

Спасительная соломинка. «Кинотавр». Есть ли шанс, что на этом кинофестивале мы увидим фильмы о нашей России. Такой, какая она есть. Где-то прекрасной, любимой и родной, а где-то пронзительно страшной? Заглянем в кинопрограмму.

Судьи кто?  

Жюри основного конкурса «Кинотавра» в этом году возглавляет мастер, имя которого известно не самой широкой аудитории. Встречайте: Алексей Попогребский.

В этом году Попогребскому исполняется 46 лет. За годы работы в кино он проявил себя, как режиссер, сценарист, снявший остросоциальные фильмы «Коктебель», «Простые вещи», триллер «Как я провел этим летом». Одной из последних (как говорят киношники «крайних») его работ является сериал «Оптимисты», рассказывающий о нелегкой работе сотрудников Министерства иностранных дел СССР в 60-е, опять-таки, годы. Опять «ретро». Да что ж такое?

Помогут Алексею Петровичу отобрать лучшие картины не нуждающаяся в представлениях Оксана Акиньшина, популярный актер Игорь Верник, композитор Игорь Вдовин, продюсер Евгений Гиндилис, кинокритик Стас Тыркин, а также оператор Леван Капанадзе.

Что за кино?

Откроется фестиваль фильмом «Лето». Картина рассказывает о перестроечной эпохе, подарившей нам (и вскоре отнявшей) лидера группы «Кино» Виктора Робертовича Цоя (Тео Ю). Неслабый «промоушен» проекту создал арест режиссера этого фильма Кирилла Серебренникова, которого приняли в Питере «под белы руки» прямо на съемочной площадке.

Но и без Серебренникова – какими только слухами не обросла картина. Говаривали, что Цоя в фильме не будет вовсе, а фильм будет подан сквозь призму восприятия реальности водителя печально известного автобуса «Икарус», навстречу которому выскочил «Москвич» лидера группы «Кино». Анонсировалось, что фильм откроет «радужную» сторону личности Цоя и откроет миру историю его непростых отношений с продюсером Юрием Айзеншписом. Как оно вышло можно будет увидеть на фестивале. Вот только… Цой, хоть и не канонизирован, но для многих – в ранге бога. Не вызвать негодования очередной социальной группы.

Фильмом закрытия станет работа экс-кандидата в президенты Ксении Собчак, которая не так давно представила на суд общественности картину «Дело Собчака». В съемках этого фильма приняли, в том числе, глава российского государства Владимир Путин, что, отчасти, объясняет президентские амбиции режиссера картины и прочит ей долгосрочную роль лидера отечественной оппозиции.

Интересно будет увидеть российско-латышскую картину «Ван Гоги» режиссера Сергея Ливнева. В этом году ему исполняется 54 года. Ровно 30 лет назад он стал автором сценария во всех отношениях культового фильма «Асса», снятого Сергеем Соловьевым. Одну из главных ролей в картине сыграл Алексей Серебряков. В последние годы он весело троллит соотечественников, заявляя, что национальной идеей русского народа является хамство, признаваясь в даче взятки должностным лицам из ГИБДД и рассказывая о лучшей жизни в Канаде. 

Еще одна кинематографическая реинкарнация: встречайте - Наталья Негода!  Ее помнят ценители первой перестроечной эротики 80-х, смотревшие фильм «Маленькая Вера». Про что кино? Отцы и дети. Папа – известный дирижер. А сын – художник, которого одна неудача преследует за другой. Они совершенно искренне недолюбливают друг друга, но… весть о тяжелом недуге, который уведет родителя в небытие, заставляет 53-летнего сына забыть о старых обидах и начать путь к приятию и прощению отца.

Проникновенным обещает быть фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, рассказывающий о чудом выжившей во время массового расстрела шестилетней малышке, которую мама успела закрыть своим телом.

После гибели самого близкого и родного человека на земле Аню ожидает совершенно другая жизнь. Она будет… два года напролет прятаться в камине немецкой комендатуры, ожидая, когда же деревню освободят от фашистов. Какой будет эта жизнь хрупкого, изнуренного голодом и страхом ребенка, пытающегося сохранить в себе остатки человечности? Даже в этих чудовищных предлагаемых обстоятельствах Анне удастся обрести друга. Кем он будет? Узнаем на «Кинотавре».

Поклонники таланта отца Иоанна Охлобыстина смогут увидеть его в совершенно неожиданном амплуа. Все те, кому сегодня плохо и больно, трудно и страшно, посмотрите картину «Временные трудности», которая перевернет вашу жизнь.

Режиссер Михаил Расходников взял сценарий, написанный Иваном Капитоновым & Николаем Ковбасом и снял великолепную историю об отце, у которого на свет Божий появился неизлечимо больной сын.

Саша Королев поражен детским церебральным параличом. Нормальной жизни не будет никогда? Так решил бы любой другой отец, но только не Королев-старший, который предпочел сказать своему ребенку: «Ты не болен. У тебя просто временные трудности».

Жизнь Сашки была похожа на ад. Отец относился к нему как к совершенно здоровому человеку, не делая… ни одной поблажки. Целые часы напролет у паренька с ДЦП уходили на то, чтобы одеться и добраться до самой обыкновенной школы, где его ждали издевательства «доброжелательных» одноклассников и удивленные взгляды учителей: «Что этот делает у нас в школе?».

Он возненавидит отца всем сердцем, так искренне, так честно, как это может сделать лишь ребенок, детство которого было нарочито превращено в нескончаемую полосу испытаний и унижений.

Но Сашка Королев вырастет. Окончит проклятую школу. Навсегда уедет из города, который будет ассоциироваться у него с болью и – главное! - чувством испепеляющей душу беспомощности. За 15 лет мальчик станет лучшим бизнес-консультантом России. Встречи с ним будут добиваться те, кто заглянул в глубочайшую финансовую пропасть. И этим людям Саша будет говорить:

— У вас временные трудности.

Вряд ли стоит ждать того, что эта фестивальная картина выйдет в самый широкий прокат или будет показана в прайм-тайм на федеральном канале. Россия выглядит в ней неприглядно. Страшновато. Россияне опять злы, бесчеловечны и жестоки.

Но человек, стоящий у края бездны, увидевший это кино, поймет, что у него всего лишь…

Временные трудности!

Своим мнением о фестивале с «Руссикой Планетой» поделился Андрей Курейчик, кинодраматург, режиссер, публицист, кинокритик, соавтор сценария самого кассового в истории России фильма «Движение вверх», который также будет показан в рамках фестиваля «Кинотавр»

Русская Планета: Андрей, 2 июня начнется фестиваль «Кинотавр». на котором представлено немало фильмов о «России Сегодняшней», в том числе, на социальную проблематику. Чего ты, как кинематографист ждешь от фестиваля? В чем его ключевое отличие от ММКФ?

Андрей Курейчик: Для меня российские кинофестивали являются, пожалуй, единственным местом, где мы, кинематографисты, можем поговорить о наболевшем, серьезном. Потому что ни в широком прокате, ни на российском телевидении такой возможности не осталось. В этом смысле «Кинотавр» является одной из важнейших площадок для актуального российского кино. Там всегда представлялись очень яркие мощные дебюты. Время от времени показывались скандальные фильмы. Посмотрим, что будет в этом году. Но в последние годы программа «Кинотавра» была очень сильной.

«Русская Планета». В чем ключевое отличие «Кинотавра» от ММКФ?

Андрей Курейчик: Мне кажется, «Кинотавр» более демократичен, чем Московский Международный кинофестиваль, менее политизированный, но более социальный. «Кинотавр», все-таки, фестиваль российского кино, стержень российской киноиндустрии. И внутренняя проблематика здесь, как мне, кажется, доминирует над внешней.

Женское дело? Далее в рубрике Женское дело?В России женщины читают вдвое больше, чем мужчины. К такому выводу пришли исследователи, после регулярно проводимых независимых аналитических исследований Читайте в рубрике «Культура» Как убивали российскую сборнуюДля того чтобы отобрать у нас победу на Чемпионате мира всё возможное и невозможное сделали не только наши «друзья», но и мы сами Как убивали российскую сборную

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»