Новости – Культура












Культура
Успенский против «Простоквашино»

Фото: НТВ
Попытка переноса добрых мультипликационных и киношных сюжетов в наше злое время ни к чему хорошему не приводит
27 апреля, 2018 19:37
12 мин
Автор Чебурашки и крокодила Гены, кота Матроскина и дяди Федора крайне огорчен тем фактом, что «Союзмультфильм» при подготовке «Возвращения в Простоквашино» не спросил разрешения на создание новой серии мультфильма, продолжительность которой составила 6 минут.
Создатели мультика поблагодарили перенесшего седьмой курс химиотерапии детского писателя «за неоценимый вклад в области детской литературы и создание книги «Дядя Федор, пес и кот». А Эдуард Успенский, видимо, ожидавший чего-то большего, отправил заявление в генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в правомерности действий тех, кто без спроса использовал его интеллектуальный труд.
Пронзительным моментом стало опубликованное открытое письмо, в котором писатель назвал участвовавших в озвучивании актеров Гарика Сукачева, Юлию Меньшову, Ивана Охлобыстина соучастниками преступления. При этом Успенский назвал проект провальным.

Законный «папа» полюбившимся сотням миллионов детей персонажей выразил глубочайшее сожаление по поводу того, что у них не хватило духу отказаться от участия в преступном деянии, зачинщиком которого он видит Юлианну Юрьевну Слащеву, нынешнего председателя правления киностудии «Союзмультфильм».

Фото: Юлианна Слащева
В заключение Эдуард Николаевич порекомендовал Охлобыстину, Меньшовой и Сукачеву впредь не продаваться за 30 сребреников, прося, как минимум, 35.
Обо всем по порядку.
История Простоквашино
Впервые детские повести Эдуарда Николаевича Успенского, рассказывавшие о приключениях дяди Федора, кота Матроскина и пса по кличке Шарик, были экранизированы более 40 лет назад, в 1975 году. Первое «Простоквашино», произведенное ТО «Экран», выглядело совершенно иначе. И назывался мультик по-другому: «Дядя Федор, пес и кот».

Кадр из мультфильма «Дядя Федор, пес и кот», 1975, ТО «Экран»
В 1978 году, на киностудии «Союзмультфильм» художником-постановщиком Левоном Хачатряном и группой талантливых мультипликаторов, были созданы другие, привычные образы.
Мультфильм был озвучен голосами замечательных советских артистов Олега Табакова и Бориса Новикова, Льва Дурова и Валентины Талызиной, Марии Виноградовой и Германа Качина.
Что представляет собой современное «Возвращение в Простоквашино»?
«Союзмультфильм» выполнил эксперимент, который мы имели возможность многократно наблюдать в кино. Суть его в следующем: берешь старых персонажей, помещаешь их в предлагаемые обстоятельства рыночной экономики, раскручиваешь их старые добрые (еще советские) способности по максимуму, обильно привнося «инновационную» лексику — (беспощадный сленг поколения успешных деловых людей, приобретших кандидатские диссертации по экономике в переходе). Вуаля! Герои преобразились.
Вспомните, характерной чертой Матроскина была добрая хозяйственность, граничащая с легкой прижимистостью. И вот уже он мечет фразочки в стиле «Даешь молочный стартап!», говоря голосом Антона Табакова. Дядя Федор «тусит» в Простоквашино, потому что является юным дауншифтером. Печкин, которому отдал свой голос преподобный отец Иоанн Охлобыстин, разносит по домам посылки с «Алибаба».
Гонявшийся за зверюшками с фоторужьем Шарик дошел до точки сборки и завел блох. «Не блох, а блог», - поправляет в мультике ироничного кота Шарик. В новой версии пес, которого озвучивал Лев Дуров, заговорил голосом Сукачева, видимо в 90-е побывав штатной поисковой собакой Солнцевской ОПГ.
Ныне Шарик отлавливает зайцев, делает с ними селфи и постит, постит, постит, радуя своих подписчиков — Матроскина и дядю Федора.
Кот и пес бьются над вопросом: «Где взять деньги на первую корову стартапа?».
«Меня беречь надо! Я, между прочим, представитель малого бизнеса!» - стонет полосатое животное голосом вернувшегося после 25-летнего перерыва в профессию сына Олега Табакова.
«Дают жару» родители. Мама хоть и родила чудесную дочку, но поставила в 6-минутном мультике далеко не детский вопрос. Новорожденную почему-то назвали Верой Павловной. А у писателя Успенского главу семейства зовут Дима.
Папа «деликатно рад». Вот только чему? Ведь, судя по всему, в семье произошла глобальная метаморфоза. И «дядя с большими усами» спал далеко не в подушку, а мама врать не привыкла и дала Вере отчество родного отца.

В общем, все «хайпанули не на шутку».
Позволил бы Эдуард Николаевич Успенский так «поиздеваться» над почти священной историей нашего детства, водрузив ее на рельсы «капиталистического прогресса»? Ну, конечно же, нет. Поэтому решение «Успенского не привлекать» с точки зрения логики вполне обосновано.
Тенденция, однако…
Спуститесь в метро, зайдите в ГУМ, загляните на вокзал, в аэропорт. Повсюду слышны советские песни. Реинкарнирована практически вся советская система координат, начиная с мороженого «эскимо на палочке», заканчивая дородными советскими продавщицами за прилавками, которые в условиях рыночной экономики стали хамить значительно реже и меньше.
В чем причина этой бешеной популярности советского? Может быть, за 27 лет существования новой России в кинематографе и детской мультипликации ничего из того, что хотя бы на половину могло повторить популярность и востребованность у многомиллионной аудитории советских художественных и мультипликационных фильмов, создано не было?
Но воссозданное «Made in U.S.S.R.» – это потемкинская деревня. Так качественно, как делали в ушедшие времена, сегодня не делают ни «полные метры», ни мультипликационные фильмы. Зачем? Ведь сегодня все проще, дешевле, быстрее.
Потратить меньше времени и средств, но, выложив в YouTube, заработать на просмотрах. Ведь потенциала мультфильма, который вышел 40 лет назад, хватит и на блеклое продолжение. В первые же часы после публикации сиквел известного мультфильма посмотрело 5 млн человек. Вряд ли этого показателя удалось бы достичь, если героев создавали бы «с нуля».
Как обворовывали Бергмана и Брехта
За 12 лет работы в театре в должности заведующего литературной частью и около 15 лет в кинематографе в роли сценариста и главного редактора картин, я наблюдал бесчисленное количество аналогичных ситуаций, когда права автора были, мягко говоря, вторичны.
Театры и киностудии одержимы заповедью: «Если автору можно не заплатить, ему нужно не заплатить».
На моих глазах обирали режиссера с мировым именем Ингмара Бергмана, «Земляничную поляну» которого без спроса адаптировали к постановке на одной из именитых сцен постсоветского пространства. Отгремели звонкие литавры премьерного показа. Пребывавшему еще в добром здравии великому шведу послали благодарность и предложили посетить нашу страну в качестве почетного гостя. Мэтр мирового кино ответил категорично и недвусмысленно намекнул, что, если театр не откажется от проката, то штраф за незаконную постановку придется собирать всем миром.
Пришлось остановить показ спектакля и втихаря возобновить его только после кончины Бергмана в 2007 году.
Легендарный Бертольт Брехт ушел из жизни в 1956 году. И те, кто ставит «Трехгрошовую оперу» тут и там, до сих пор не знают, что немецкое издательство Suhrkamp Verlag, являющееся правообладателем сокровищницы его произведений, сурово карает за отступление от тех требований, которые были еще при жизни выдвинуты немецким драматургом. Они все еще актуальны. Речь о сопровождении спектакля живым оркестром и строгом следовании каноническому тексту произведения.
Когда я попытался объяснить законопослушной немке из Suhrkamp Verlag, что наш режиссер-постановщик не только поставил спектакль, не спрашивая разрешения, но и «скрестил» «Трехгрошовую оперу» Бертольта Брехта с «Оперой нищих» Джон Гэя, сопроводив все это рок-н-рольными оранжировками нашего завмуза, на проводе возникло тягостное трехминутное молчание, после которого послышался вопрос: «Это шутка?».
Брали без спросу и делали, что хотели, с пьесами британских авторов и американцев. Артур Копит и Рэй Куни так до сих пор и не в курсе, что на положенный процент с проката всех поставленных им на территории СССР контрафактных спектаклей, они могли бы выкупить Виргинские острова.
Откуда эта «озорная вороватость»?
Вопрос переадресован эксперту, человеку, который посвятил свою жизнь не только сценаристике и драматургии, но и борьбе за права авторов.
Юрист по профессии, автор самых кассовых в истории российского кинематографа фильмов «Движение вверх», «Елки», «Любовь-Морковь» Андрей Курейчик.

«Русская Планета» (РП): Андрей, по закону ли поступили на «Союзмультфильме», не попросив у Эдуарада Успенского разрешения?
Андрей Курейчик (АК): Я с сочувствием отношусь к ситуации писателя Успенского, но судя по тому, как он действует, похоже, юридических аргументов у него нет. Иначе бы он апеллировал не к артистам, которые вообще никак не отвечают за вопросы правообладания, и не к Путину, а просто бы запретил этот мультик через суд и еще получил бы компенсацию. Раз этого не происходит, а он, по сути, взывает к совести участников проекта, к их морали, то видимо, «Союзмультфильм» имеет некую правовую основу делать этот мультик, и не боится никаких судебных разбирательств. Я подозреваю, что еще в Советские времена, когда делали первое «Простоквашино», права, все-таки, были переданы. Ведь явно же «Союзмультфильм» создавал мультфильм на договорной основе, и что записано в том договоре? Мы не знаем. Другое дело, что вопросы прав советских авторов, чьи произведения используются сегодня, находятся абсолютно в другой экономической реальности, действительно не урегулированы современным и цивилизованным образом.
РП: В общем, «читайте внимательно договор». А откуда взялась эта маниакальная страсть — перемещать известных персонажей в наши реалии, брать какого-нибудь Чебурашку и показывать, что с ним будет, если поставить его торговать джинсами где-нибудь в Лианозово или делать крокодила Гену олигархом?
АК: Советская тематика, эстетика, образ мышления все сильнее возвращаются в нашу жизнь. «Холодная война», советские темы в кино: «Березка», сериалы про советских деятелей, фильмы про советских спортсменов. Чебурашка и Кот Матроскин — такие же лица той возвращающейся эпохи, как Брежнев или Фурцева.
РП: Андрей, а вот такое возвращение к советскому – темам, героям, чем, на твой взгляд, обосновано? Тоскуем по временам «сильной руки»? Или просто не смогли за 27 лет существования новой России сделать ничего достойного?
АК: Я думаю, это просто политическое решение.
РП: Спасибо за ответы!
«Русская Планета» искренне желает Эдуарду Николаевичу Успенскому здоровья.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости