Умер актер из культового фильма «Белые росы»
Умер актер из культового фильма «Белые росы»

В последние годы Геннадий Гарбук редко снимался в кино. Но до последних дней оставался верен театральной сцене

Лирическую комедию «Белые росы» сегодня любят те, кому дорого безвозвратно ушедшее время 80-х прошлого века. Московская Олимпиада-80 (с ее бойкотом нашими завзятыми заокеанскими друзьями), начальная стадия конфликта в ДРА, словно по графику умирающие старцы-члены Политбюро...

Это были годы, когда цены на нефть были стабильны, и СССР казался незыблемым государственным образованием в истории мировых цивилизаций. Цензоры функционировали по полной программе: вырезали самые «нелицеприятные» для совзрителя эпизоды, и очень жестко отслеживали кинопродукцию еще на подготовительном этапе к съемкам.

Возможно, поэтому мы всегда смотрели только хорошее отечественное кино. Но ведь не цензура была причиной появления советских киношедевров.

Кадр из фильма «Белые Росы»

Кинопритча о старике Федоре (Всеволод Санаев) и его трех сыновьях была  снята в 1983 году маститым режиссером Игорем Добролюбовым («По секрету всему свету», «Иван Макарович», «Расписание на послезавтра», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» и др.).

Роль младшего сына, Ваську-баламута, вокруг семейных коллизий которого строится весь сюжет, сыграл Николай Караченцов.

Кадр из фильма «Белые Росы»

Средний – не далеко ушедший от него золотоискатель Сашка, 15 лет не появлявшийся дома, был воплощен на экране Михаилом Кокшеновым.

Роль основательного, но чрезмерного расчетливого, и оттого бездетного Андрея Ходаса, мужа «Кобры» сыграл ушедший вчера из жизни Геннадий Михайлович Гарбук. 

Кадр из фильма «Белые Росы»

Геннадий Гарбук. Фото: www.tut.by

Принесшая всесоюзную известность и любовь роль была для него далеко не первой. До этого были десятки блестящих работ в Национальном академическом театре имени Янки Купалы в Минске, ключевые  роли в фильмах «Люди на болоте» и «Раскиданное гнездо», «Руины стреляют…» и «Полонез Огинского».

Геннадий Михайлович не был «красавцем», но всегда умел пронзительно точно вживаться в образы простых людей, с их радостям и проблемами, комичными и трагичными нотами характера. Он был, если можно так выразиться, классическим белорусом.

После премьеры фильма «Белые росы» прошло 35 лет, но российская аудитория 40+ помнит и любит фильм, с удовольствием пересматривая эту картину. Поразительно то, что комедия середины 80-х гг. выглядит сегодня более патриотично, чем куча пафосного киношлака для одноразового употребления.

Патриотизм «Белых рос» — это Любовь (без политики и лозунгов) обычного человека к своей земле, где вырос, прожил жизнь, и надеется, что и его дети будут там жить. Отсюда и отчаянное сопротивление урбанизации, вынуждающей переселяться из обжитого деревянного дома в унылую многоэтажку.

Для москвичей, которым предстоит пережить реновацию, в общем-то, актуально.

Картина «Белые росы», в которой Геннадий Гарбук сыграл одну из центральных ролей, интересна не столько как фильм, сколько как феномен.

Как удавалось в годы, когда многое, привычное сегодня, было запрещено, снимать непафосные и веселые картины о любви к Родине с живыми интересными персонажами, остроумными диалогами, в которых не боялись «трогать» и высмеивать советскую эпоху?

Взять хотя бы коротенький диалог.

— Батя, одиннадцать есть?

 — Дают уже, дают…

Сегодня, на волне «ура-патриотичного» тренда, нас пытаются заставить любить Родину с помощью кино. Но киноварево, которым нас кормят под завязку, вызывает лишь отторжение. Взять хотя бы выродившиеся во что-то совершенно несмешное «Елки». А еще «Крым». Или, находящийся за гранью безумия, «Викинг».

Современные кинодеятели, «не кончавшие университетов», пытаются повторить успех советских режиссеров. Но получаются «опять плохие фильмы о войне».

Постсоветское пространство, которое мы видим на экране, отражает либо неведомую нам параллельную реальность, либо призраков «из царства четвертого измерения», либо апокалипсическую чернуху, полюбить которую можно, разве что, рыдая при этом, вне зависимости какой отрезок российской истории (прошлое, настоящее или будущее) предстает перед нами на экране.

Не удалась и попытка снять продолжение «Белых рос». Вышедший в 2014 году фильм Александры Бутор «Белые росы. Возвращение» - смесь ремейка и сиквела прошел незамеченным, несмотря на анонсированное возвращение на экраны Николая Караченцова. Так и не оправившийся от тяжелой автокатастрофы, произошедшей еще в 2014 году, актер действительно появился на экране. Но, увы, ненадолго… 

Кадр из фильма «Белые Росы. Возвращение»

Геннадий Гарбук, место и время прощания с которым будет названо сегодня,  был одним из актеров эпохи неповторимого советского кино, которое было по-настоящему качественным, а еще человечным — невзирая ни на какие идеологические установки, а также контроль партийных и советских органов.

Почему? Были люди. Во-первых, режиссеры. Мэтры экрана стремились, преодолевая все барьеры, снимать кино, а не разворовывать бюджеты.

Во-вторых, актеры. Они удивляли способностью создавать интересные образы, а не скандальный шлейф вокруг своей персоны.

О Геннадии Гарбуке, об уходящем поколении его замечательных коллег — советских актеров, которых ни до 1991 года, ни после него, мы не делили на российских, украинских или белорусских, написана эта статья.

Далекий Пхенчхан –  или там, где нас уже не ждут… Далее в рубрике Далекий Пхенчхан – или там, где нас уже не ждут…С 9 по 25 февраля 2018 на территории Кореи стартуют XXIII зимние Олимпийские игры. В этот раз они пройдут без российских спортсменов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»